Соседка. В память о Серафиме Трофимовне Киселёвой

Наталья Гречкина
Когда мы получили от завода двушку, радости нашей не было предела! Ещё бы -  из двухэтажной неблагоустроенной деревяшки, двенадцатиметровой комнаты на пятерых, без кухни к тому же, да в кирпичный дом. Не беда, что квартира -  Брежневка, так назывались построенные в Брежневские времена – комнаты удлинённые трамвайчиком, т.е. смежные в длину одна за другой, кухня маленькая, зато санузел раздельный.
Мы с мужем ходили по этим хоромам и задыхались от счастья, прислушиваясь к эху от пустых стен. Руки чесались начать ремонт, было, где развернуться:  обои полинялые, окна облезлые и полы требовали покраски, маленькая кухонька слегка закоптилась на потолке и сантехника от старости пожелтела. Но нам всё это казалось такой мелочью, а хлопоты в радость, вот только ремонт предстояло делать мужу одному, детки  совсем малы,  и я не могла от них оторваться -  двойняшкам полгода и старшей дочери  ещё не исполнилось двух лет.  Едва мы успели проинспектировать свои хоромы,как в дверь позвонили -  на пороге стояла пожилая женщина – приятное лицо лучистый смеющийся взгляд,  первое, что бросилось в глаза её необычные по цвету волосы – белого, я бы даже сказала платинового цвета, заметно поредевшие от возраста, но уложенные в пышный хвостик на макушке с красивой заколкой. Она  поздоровалась и представилась,
  - А я ваша соседка, Серафима Трофимовна, можно просто Тётя Сима, значит,  это вам выделили Ритину квартиру, она рассказывала, что молодой многодетной семье.  Когда же вы успели, молоденькие такие оба?  - бабуля с интересом без капли смущения разглядывала нас и прошла в квартиру, не ожидая приглашения.
Её бесцеремонность, нас слегка смутила, особенно мужа, он всегда трудно сходился с новыми людьми, я же прожившая 8 лет в общежитие, быстро нашла общий язык с новой соседкой. И всё выболтала о нашей семье, детках и даже родственниках, как ни старался муж знаками остановить меня.
 Тёть Сима, не просто пришла познакомиться, она обстоятельно всё расспросила, обрадовалась,  что в доме будут маленькие дети, чем тоже как-то насторожила моего недоверчивого мужа и даже предложила свою помощь.
 Так в нашу жизнь вошла эта удивительная женщина, Серафима Трофимовна Киселева.
Жили они с нами на одной площадке в маленькой однокомнатной квартирке, посреди единственной комнаты у  бабы Симы стоял огромный концертный чёрный рояль, она хранила его для своих внуков, он занимал половину комнаты, а на остальной половине ютились их постели с дедушкой, топчан,  кресло кровать и большой комод.  Когда я спросила, -  кто играет на рояле, -  оказалось, что внуки приходят заниматься  - учатся в музыкальной школе. Тогда уже эта жертвенность меня слегка покоробила -  почему бы детям не забрать инструмент к себе.
Баба Сима иногда использовала рояль вместо раскроечного стола, она умела прекрасно шить, но как пожаловалась мне,  делает это с годами всё реже и реже – пальцы не слушаются, полиартрит.И всё-таки я частенько заставала её за работой, то она перелицовывала кому-то пальто, то костюм мужу, а то и свои старенькие платья -  комбинировала и шила из них потрясающие вещи.
 
 Был у неё сшитый собственными руками,  необычный по цвету красивый бархатный ансамбль, – как будто цвета ночного неба,он переливался от темного ультрамарина,  до чёрного. Когда Баба Сима в прохладную погоду выходила в свет (как она выражалась), на ней неизменно красовалось  это пальто с такой же бархатной шляпкой на платиновых волосах. Выглядела она просто изумительно, ни один язык не повернулся бы назвать её бабкой.
После ремонта мы въехали в квартиру, и бабушка стала нашей частой гостьей и помощницей, я сейчас с огромным теплом вспоминаю свою соседку и подружку – она заменила мне  бабушку,  которой у меня никогда не было.
Старшей малышке ещё не выделили путёвку  в детский садик, она топала своим ножками из комнаты в комнату, пытаясь иногда успокоить орущих двойняшек:  то накидает им игрушек в кроватки, то соски им пытается втолкнуть,  пока мама разрывается между кухней, готовя обед и стиркой в ванне.
 Мне жутко не хватало времени,  чтобы просто посидеть с малышами и поиграть или успокоить. Я только успевала менять пелёнки подгузники, носилась  с ними в ванную, чтобы подмыть попки, покормить по очереди убаюкать, постирать, погладить,  потом опять кормить, подмыть повесить бельё и так с утра до вечера (машинок автоматов и подгузников тогда ещё не было)
 Когда вопли двойняшек становились слышны через стенку нашим соседям, тётя Сима приходила мне на помощь: она садила на воспалённые от полиартрита колени карапузов,  а девочку напротив на диване и начинала рассказывать им сказку – курочка Ряба или Клобок… Дети замолкали надолго, внимательно слушая её старческий с хрипотцой голос, а я спокойно могла закончить обед к 12 часам и даже испечь чего-нибудь мужу на обед (он всегда прибегал пообедать с работы домой).

 Когда двойняшки подросли: научились ходить, а потом и говорить они тянули свои ручонки к бабушке, как только она заходила и ждали сказку, -  Липунюску, -  кричали они наперебой, -  цитай Липунюску!
 Липунюшка -  их любимая сказка, которую баба Сима читала им уже в сто первый раз, - а в роли Липунюшки,  по очереди были двойняшки  -  то Костя, то Серёжа. Пока они слушали, как в первый раз, любимую сказку,  я  могла сбегать в магазин за продуктами, баба Сима мне делала знаки рукой, мол, беги пока я их отвлекла.
  Так совершенно чужой человек, бабушка помогла мне в самые трудные моменты растить деток, моей мамы не было рядом, а свекровь жила в одном городе, но абсолютно была чужой и детям и внукам.
Серафима Трофимовна выросла сиротой у бабушки своего отца, родилась она в Рождество 7 января, может, поэтому человеком она была  необычным - огромной души,  умершую в молодости  маму она не помнила.
На все случаи в жизни у неё было своё суждение, поразительно правильное, взвешенное, возможно пережитые военные годы, долгий жизненный путь сделали бабушку Симу такой мудрой.
Не любила баба Сима рассказывать о войне, и я в течение нескольких лет, выспрашивала о её жизни. Не любила она и жаловаться, и все её рассказы были  без особых эмоций и междометий,  будто не она подобрала  осиротевших ребятишек, когда их поезд на котором они эвакуировалась, попал под обстрел немецких самолётов-бомбардировщиков. Как вернулся живым с войны  муж Андрей Матвеевич, и подняли они своих троих и осиротевших пятерых детей. Просто без особых эмоций рассказывала она,  как дети ждали её после работы на фабрике, приносила она булку хлеба и делила на всех, а по ночам перешивала и подгоняла по фигуре офицерские шинели, за офицерский паек,
 -  часа три поспишь и опять на фабрику к станку, фронту снаряды нужны,  - рассказывала она, -   так и выживали всю войну, да все так выживали, главное была победа. Бывало, придут забирать шинель, оставят хлеб и банку солдатской тушёнки пока я на работе, дети сидят слюнки глотают, но без меня ни крошки не возьмут, ждут, младшие уже уснут, а старшие уж все переделали:полы вымыты и воды натаскали,если я в две смены работаю, они и на огороде помогают.
Я удивляюсь  её рассказам и спрашиваю, -  где же сейчас все ваши дети?
 И бабушка Сима с волнением начинает показывать фотографии поседевших детей,
 - вот Валя он на Сахалине, вот Пётр, на Камчатке, а это … все живы и пишут ей письма и поздравляют со всеми праздниками – слезинки радости  начинают блестеть на глазах бабушки  Симы.
Только один родной сын, самый младший погиб по нелепой трагической случайности, будучи ещё студентом.
Прошли годы, нет уже моей дорогой соседушки, а повзрослевшие дети до сих пор помнят сказку про Липунюшку и бабушку Симу.
 Серафиме Трофимовне довелось дожить до глубокой старости -  выстоять  войну на трудовом фронте, дождаться с фронта мужа, поднять и своих, и приёмных детей,  пережить двоих сыновей и невестку.
В память о ней пусть будет этот коротенький рассказик, мне довелось узнать Серафиму Трофимовну  на закате её жизни. Земля вам пухом, дорогая моя, любимая бабушка!