Внук комбата Гаврилова

Людмила Дейнега
     Сашка вырос в многодетной семье. Мать Татьяна подарила его отцу один за другим  четверых детей: Виктора, Александра, Надежду, Любовь. Отец, вечно недовольный жизнью, вымещал свою злобу на жене, поэтому Татьяна  почти всегда ходила с синяками и, как могла, скрывала побои от соседей. Последние пять лет отец ещё пристрастился к рюмке, от этого жизнь в большом уютном доме стала просто невыносимой, и повзрослевшие сыновья: Виктор и Александр, после очередного отцовского дебоша, выставили своего родителя за калитку собственного родного дома.
     Татьяна замкнулась в себе, всё чаще стала болеть, особенно после того, как подвыпивший бывший муженёк бился очередной раз в калитку, угрожая всем кровавой расправой и пытаясь «качать» свои права.
Сыновья опять выходили утихомиривать злобного папашу, но дело никогда не ограничивалось уговорами. Чаще всего приезжала милиция, папаню забирали на 15 суток, а молодые несговорчивые «петухи» залечивали свои крылья.
      Самый старший из детей Виктор после восьмого класса уехал учиться в техникум, его,  можно сказать, оторвали с руками и ногами, потому что он был прекрасным спортсменом. Дальше уже ждал институт. Хорошенькие девчата пошли работать официантками в новое кафе и вскоре вышли замуж. Младшая Люба удачно, Надя – нет. Совсем молодой она ушла из жизни, тяжело  до этого заболев.  Её муж совсем спился после Чернобыля. Кончина его была  печальной…
   Саня устроился работать помощником повара, затем сдал экзамены, блестяще окончил техникум и достиг желаемого: стал шеф – поваром большой столовой общепита.
    Рос он дерзким, отчаянным парнем, возглавлял практически все потасовки, никого не боясь в округе.
 Часто выручал авторитетом брат. Именно с той поры к нему прилепилась кличка «Матюха», поскольку фамилия его была Матюшкин.
      Когда его забрали в армию, участковый трижды перекрестился, потому что количество драк в местном парке сразу уменьшилось на 90%. А Матюха и в армии варил солдатам каши и борщи, улыбался командиру и вскоре получил награду: двухнедельный отпуск домой.
 За два дня в отпуске он успел жениться на сельской рыжей дивчине, которая поверила пьяному Сане в любовь с первого взгляда и уже через два месяца на крыльях любви мчалась к мужу в часть. Солдаты Матюхе  завидовали, а он всякий раз после частых приездов своей благоверной жалел о том, что женился не по любви, а по своей дури…
   Страстную любовь Саня пережил до армии к Зиночке – сибирячке, которая приехала в его школу в 6 класс.  Конечно, он заметил её, когда после окончания медучилища она уже стала работать на скорой помощи фельдшером и собиралась замуж за бывшего одноклассника, ставшего к тому времени офицером и ещё в школе писавшего для неё пламенные любовные строчки стихов собственного сочинения.
    Избранник Зиночки боготворил её, называя «черноокой звёздочкой», а родители давно благословили этот предстоящий брак. Страстный Саня встречался с Зиночкой тайно на квартире у её подруги, а на свадьбе  пытался убить жениха из пистолета, но его быстро скрутили тогда советские офицеры и успокоили по-своему быстро. Матюха умудрился после этого прийти  проводить Зиночку к поезду, когда они с мужем уезжали по назначению.
   Зиночку он часто вспоминал ночами, но отвечать на письма не стал, сам себе объясняя, что это всё ни к чему, раз она всё-таки вышла замуж за другого претендента на её руку.…
   Сразу после армии он стал разводиться с работящей молодой женой, которая успела приглянуться его матери Татьяне и сёстрам. Она, его избранница, могла шить, вязать, стряпать, мыть, убирать.  А в случае чего, родить и вырастить его детей. Но Саня как раз этого не хотел. Он мечтал о воле…
    Домой он просто не приходил, ночевал у приятелей. И зарёванная, некогда счастливая, рыженькая Машенька переехала к своим родным в станицу…
      Матюха взял развод и, окрылённый свободой, в тот же вечер прибыл с местной ватагой «шантропы» на танцы. Прелести замужней завстоловой ему наскучили после «дембеля» за три месяца и он пытался выбрать себе достойную пару…
   Достойной ему показалась юная десятиклассница. Маленькая, темноволосая, знающая себе цену.  Она как раз  устраивалась на работу секретаршей. Тогда её почему – то не взяли, но, окончив курсы бухгалтеров, томно подкатывая размалёванные глаза и поразив волокиту-председателя мини-юбочкой  и фирменными туфлями на высоких каблуках, облизывая пухлые губы, она уселась в намеченное кресло.
   Людочке нравился бунтарский дух Матюхи, но не настолько, чтобы  бросить ради него насиженное место, тем более, что платили ей не только одну ставку…
Свои «левые» доходы она скрывала даже от своих близких.  Те молились и так на свою благодетельницу, часто говорившую от имени начальства. Детей Людочка не хотела, что Матюху не устраивало, и часто,  сгоряча, он повторял  «подвиги» отца…
   Своё огнедышащее сердце Саня подарил на юге  москвичке Лене, работающей в столице директором швейной фабрики. Эта очаровательная, добрая, ласковая, страстная блондинка после свадьбы подарила ему дочь. Со здоровьем девочки было не всё в порядке, родители оформили  фиктивный развод, и Саня, как отец-одиночка, воспитывающий инвалида-дочь, за два года   при поддержке московского женсовета получил новую «двушку» в городе своей мечты, что по тем временам было круто. Тогда они  сразу перебрались от родителей, живущих в Подмосковье.
   В жизни Матюхи было одно тёмное пятно, которое никак он не мог забыть, а тем более смыть…
   Это была его кратковременная страстная связь с женой любимого брата.
   Ольга - бывшая «детдомовка», на которой женился Виктор- главный технолог завода, приехала к ним в гости сразу после развода Сани с женой. Дома было застолье, собралась весёлая компания… Изрядно принявшие спиртного, все, наконец- то, улеглись. Саня лёг на сеновале. Ольга пришла к нему сама, быстро юркнув под одеяло.  Матюха всё осознал после произошедшего с ними, когда мать с силой влепила утром пощёчину и ему, и невестке, бросив той резко: «Убирайся! А внучку лучше оставь, всё равно хорошему не научишь!»
   Ольга оставалась ещё неделю, бессовестно забираясь к Сане в постель. Мать дала Виктору телеграмму, брат приехал…  Домой Сашка не приходил дня три. На работу утром в понедельник позвонила мать, сказав, что Виктор с женой уехал к себе в Волгоград, но в обед того же понедельника к нему  в общепит заявилась Ольга, решительно объявив, что сбежала от брата жить с ним. Этого Саня никак не ожидал. Помогла заведующая столовой, вцепившись Ольге в «космы» и рассказав ей, «где зимуют раки». Любвеобильная, страстная, пышная,  сорокалетняя Семёновна своего тайного любовника отдавать тогда не хотела. Это просто не входила в её коварные планы.  «Без тебя как-нибудь сами справимся!» - сказала  разъярённая заведующая, посадив Ольгу в автобус на Волгоград.
   Виктор долго мучился со своей непутёвой женой, пока не уехал по приглашению друга за границу. Теперь он женат на американке…
     Матюха с братом долго не общался.  Но через много лет встретил его в Лос-Анджелесе, где закупал с предприимчивыми друзьями иномарки для продажи в Москве.
   Оба не только растерялись, но и бросились друг к другу в пламенные объятия. В шикарном доме брата Саня повинно опустил голову: «Прости, ради Бога…» Виктор заулыбался: « Из - за блудной овцы пастухи не ссорятся! Забудем, как страшный сон. Считай, что ты мне помог оказаться в Америке!»  С души как камень сняли…
   С Виктором они стали  встречаться в Штатах. Брат уговаривал остаться. Явно чувствовалась  его ностальгия по родному краю…
   Матюха иногда приезжал к больной и постаревшей за эти годы Татьяне, ремонтировал и красил её подворье. Считал также  своим долгом навестить бывших своих подруг: секретаршу Людочку, черноокую Зиночку и заведующую  общепитовской  столовой. Зиночка успела родить двух детей от мужа-офицера и похоронить спившегося на гражданке своего военного строителя. Жила опять в его родном краю.
   К пятидесяти годам бывшая секретарша, растолстев до неузнаваемости, но, явно не замечая своего старения, в красных шортах и кофточке на  узких бретельках, щеголяла перед ошарашенными её видом бабами по сельским улицам. Теперь она сокрушалась, что не родила от Сани или от шефа ни одного намечавшегося ребёнка. Её отвисший живот и выступающий со всех сторон жирок торопил даже пьяного Саню покидать её неряшливое гнёздышко. Зиночкины томные взгляды стареющей маленькой женщины  теперь только  смешили видавшего виды Матюху, тем более, что жена Елена была полной противоположностью его бывшей страстной любви. Заведующая столовой  его больше совсем не интересовала как женщина, потому что дама пенсионного возраста была Сане в копилке грёз ни к чему…
   Последнее время он работал в мясном отделе столичного супермаркета, а его новая законная «пассия» занималась продажей иномарок. Бывшая  преуспевающая жена заняла пост в министерстве лёгкой промышленности.
   В жаркую осень  девяносто пятого года у экранов домашних телевизоров сидело немало друзей Матюхи.  Дикторы передавали последние известия.  В его родном доме  мать с пришедшей в гости сестрой Любашей, пристроившись на диване, тоже слушали передачу.
      На трассе в Германии, недалеко от границы, в рейсовый автобус на  бешеной скорости врезалась иномарка. Пассажиры автобуса получили  лёгкие увечья, их сразу госпитализировали. Четверо русских, находившихся в легковом транспорте в состоянии опьянения, погибли… На  телевизионном  экране высвечивались их имена, показывались фото загранпаспортов, сообщались номера телефонов, куда обращаться родственникам погибших…  На заднем плане показывалась сама страшная авария, зафиксированная видеокамерами…
    Дикий одновременный крик матери и сестры поразил притихший вечерний посёлок. Среди погибших в той аварии был Александр, их сын и брат, ушедший  так нелепо в мир иной вдали от дома на дороге, где когда – то, в далёком сорок пятом, проходил с жестокими боями его дед – комбат Алексей Иванович Гаврилов…


                Июль 2012