Надградный купол III Рима. Из церковной патетики

Сергей Куракин
           Если и есть место на земле, уготованное богом для изваяния в камне, музыке, слове или красках, которое отвергается одним временем и признается другим, то это непредсказуемая Русь, с ее райскими садами и адовыми кущами, в которых сживается удивительным образом ангел и бес, расточитель и наставник, благодетель и черт, патриот и тиран.
           Первая мысль о строительстве храма, посвященного Христу, явилась Борису Годунову, след которой можно найти на Соборной площади Московского Кремля, если всмотреться в надстройку колокольни Ивана Великого, в которой хранится частица Господней Главы. Дотоле ты верил, государь, в свои силы земные, чтобы поставить храм выше собственного имени и возвеличить не земную корону, а небесную, ставшую бы покровлять твой народ Надградным Куполом Москвы, главою Христа. И зародившись, как казалось, накануне смутного времени, мысль о Господней Главе должна была явиться в пору другого, мирного строительства, царем Александром «Благословенным».
           С изгнанием наполеоновских армад из России, Александр I дал обет соорудить благодарственный – Храм Спасителя в Москве. После всего уже не физическим, но духовным трудом становится эстафета строительства Господней Главы, передается последующими поколениям, из рук Александра I переходит – к Николаю I, Александру II, Александру III. Сорок четыре года, из которых пятнадцать уходит на строительство стен, двадцать на живопись, награждаются долгожданным освящением Надградного Купола. По величине художественного значения, собравшего весь цвет русских ремесел XX века, подобного Храму Христа Спасителя в России еще не было.
           Но вот уже опять клонит восточный ветер свой ракитовый куст в сторону дымного кладбища и не скоро затянуться рубцы от свежих могил, не скоро закричат райские птицы на адовых кущах, и не скоро мелькнет Вифлеемская звезда на небище Ивина, не скоро отдастся темная ночь в руки светлого утра, и еще долго будут слышны отголоски тревожных зарниц, исторгаемых сатанаиловым зобом. Но в одно утро кормчий вдруг скажет, – Пора! – и осадив паруса плывущей долбянки, повернет их на светлый камень Фавор.



    / Из "Церковной патетики". 3 октября 2008 г. /
            "Храм Христа Спасителя, 1881 г.". Фото автора Найденова, 1881 г., находится в общественном достоянии по причине истечения срока. 
            Источник http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=1500