На Камчатке в июле 2006 г

Юрий Бахарев
Летом 2005 года  я взял двойную путевку в санаторий МО «Паратунка».
  Туда летели с тремя посадками, в Новосибирске, Благовещенске и Петропавловске. Долетели без эксцессов. В аэропорту Петропавловска взяли такси и за 600 рублей, через 50 минут были в санатории Паратунка.

В наших путевках, рассчитанных на двенадцать дней, было записано, что они не предоставляют лечения, а только кормежку и проживание. Поэтому я думал, что уж это то все бесплатно, но нам популярно объяснили, что бесплатные путевки только для инвалидов войны, или при наличии специальной записи, что  пациент направляется после перенесенной операции на долечивание.

В нашем же случае, я как ветеран МО должен платить 25 процентов стоимости, а за жену 50 процентов. На вопрос, сколько же это для нас будет стоить, ответили, что стоимость проживания зависит от наличия удобств в номере и расчет будет в последний день проживания.

 Кроме того, сославшись на отсутствие свободных мест ( а было уже 20 часов по местному времени), нас поселили временно в кабинете врача. Из всех удобств, только две кровати и раковина с холодной водой.

Жутко расстроились из за столь неудачного расселения, поужинали в номере, тем что было с собой ( в том числе допили  болгарскую ракию) и завалились спать. Утром, сразу после завтрака, пошел выяснять отношения к начальнику санатория.

  В результате нас пересилили во вполне приличный двухместный номер с туалетной комнатой, телевизором , холодильником и чудесным видом на  новенькую, словно игрушечную ярко оранжевую церквушку на фоне гор, увенчанных   снежной вершиной вулкана Вилючинский. 

 Переселившись в новый номер, пошли к начальнику лечебного отделения за получением санаторных книжек и направлением на процедуры.
 Начальник отделения ( оказалось, работал в Парголовской поликлинике)  выписал нам процедуры: мне грязелечение суставов ног, электрофорез и ультразвук, Лиде термальные ванны, биодинамик поясничной области и грязелечение.

 Я попытался напроситься на термальные ванны, но он в категорической форме отказал, ссылаясь, что мне противопоказано. Все это оказалось бесплатным, несмотря на ограничение, записанное в путевках.
Хотя по медицинским показаниям,  посещать н термальные ванны  мне было запрещено, я, всё же,  пару раз  туда сходил. Находятся они не в самом санатории, а в 30 минутах хода от него. Представляют собой прямоугольные, открытые  бассейны, с минеральной горячей водой, разной степени нагрева.

Бассейны по периметру обнесены дощатым настилом с деревянными топчанами, на которых можно позагорать. Меня удивило, что хотя вода в одном из бассейнов была довольно горячей, не менее 45- 50 градусов, в прозрачной воде резвились стаи мелкой рыбешки.
 Территория бассейнов огорожена двухметровым забором, над которым возвышаются белые зонтики могучего борщовника. При купальне есть цивильная раздевалка с хорошим душем, а на входе достаточно бдительная вахта, проверяющая направления на процедуры и медицинские книжки.

По причине таких строгостей мы приспособились ходить  в термальный бассейн соседнего санатория, где за плату в 100 рублей можно было плескаться сколько душе угодно

Как правило, до обеда мы ходили по процедурам, а после обеда были предоставлены сами себе. Ни каких развлечений, как это было в советское время, в санатории не организовывалось, если не считать экскурсии, которые проводились за отдельную плату.

 Мы записались на поездку в серные купальни,  в малую долину гейзеров, находящуюся  рядом с единственной в России Мутновской геотермальной станцией, и на Халактырский пляж с черным вулканическим песком, на побережье Охотского моря.

 К счастью,  и просто погулять на свежем воздухе было где. Корпуса санатория расположены в большом полудиком парке, основным украшением которого были березы, экзотических, совершенно немыслимых форм.
Стволы одних из них, от самого корня, идут, почти касаясь земли, образуя, естественные, трех метровые скамейки, а затем резко уходя вверх, с приличным наклоном в сторону горизонтальной части.
Могучие, покрытые капами, стволы других берёз, на высоте двух-трёх метров, расходятся двумя стволами, почти исходной толщины. Растут, пару метров, параллельно земле,  и вдруг вздымаются белоствольными колоннами, выше четырёхэтажных корпусов санатория.
Попадаются экземпляры, напоминающие формой арфу, или рога антилопы. В некошеных местах, густой подлесок украшают жёлтые лилии, розовый шиповник и синие ирисы.

На следующий день после прибытия в санаторий, мы съездили на рейсовом такси в находящийся примерно в часе езды, ближайший к Паратунке городок, с целью купить на рынке красной рыбы и икры. Рыбные ряды производят впечатление многообразием предлагаемых сортов и вариантов приготовления красной рыбы.

Мы взяли для пробы  балык нерки, пластины кижуча и  подкопченные спинки кеты. Выбрали с килограмм самой красивой малосольной икры. Икра в зависимости от сорта и способа посолки стоит от 600 до 1000 рублей за килограмм.

Рыбные деликатесы от 60 до 300 рублей. Свежая кета и горбуша от 40 до 60 рублей. Нерка, голец и кижуч немного дороже. Купили сливочного масла свежего белого и черного хлеба, естественно, взяли баночного пива и устроили в номере вместо ужина в столовой большой  гастрономический праздник.

Были в рыбных рядах еще два раза: один раз там же при поездке в серные купальни, второй раз при поездке на Халактырский пляж  на рынке в Петропавловске. Оба раза Лида делала закупки для целей перевозки в Питер. Кроме кижуча и нерки взяли еще малосольного гольца.

Поездка в серные купальни заняла не более трёх часов. Купальни представляют собой деревянные корыта размерами, примерно, полтора на три метра, заполненные, на глубину не больше метра, горячей водой с запахом сероводорода. Специальная раздевалка не предусмотрена, все вещи развешивают на крюки, вбитые в окружающие купальню, двухметровые дощатые стены.

Из купальни есть выход с лестницей, в расположенное рядом озерцо или пруд с холодной, не выше 5 градусов,  водой. Лида, конечно, отметилась погружением в воду озерца, а мне расхотелось, как только попробовал воду ногой.

Поездка на пляж Охотского моря, состоялась  в день военно-морского флота. Выехали утром  на обычном автобусе, почти везде ехали по асфальтированным дорогам. По пути заехали на  рынок Петропавловска купить рыбы для ухи на природе.
 Сделав закупки, поехали    дальше по дороге через поселки Чапаевка и  Заозерный с выездом к сопке Толстый мыс и оттуда, по прямой к берегу. По дороге гид рассказывал местные легенды, о хорошо видимых из окон автобуса вулканах  Корякский, Козельский и Авачинский.
 Халактырский пляж - низменный, практически прямой берег Авачинского залива Тихого океана. Находится  между устьями рек Халактырка и Налычева. Пляж очень длинный,  далеко просматривается его черная полоса, от мыса Маячного на юго-западе до мыса Налычева в противоположной стороне.
 Погода была отличная, и с пляжа вулканы Карякский, Авачинский и Козельский были видны, как на ладони.
 Береговая полоса от кромки воды  покрыта чистым черным песком титаномагнетитового происхождения. Ширина песчаной составляющей около ста метров.

Пляж плавно переходит в цветущую тундру, напоминающую огромную клумбу, тут и красный шиповник, и фиолетовые  ирисы, и желтые лилии. И все это на пружинистом ковре мха, усыпанного  черными ягодами водяники.

Мы остановились на границе между песчаной полосой и зеленым газоном ягодника. Солнце припекало сильно, ветра почти не было, и песок пляжа сильно нагрелся. Но на урезе воды, где набегающие, невысокие волны охлаждали песок, гулять было одно удовольствие

Аквамариновая вода набегающих  волн Тихого океана, белые гребешки волн, создавали чудный контраст с  черным цветом песка. В нем, мокром и гладком, как в зеркале, отражалось безоблачное  синее небо.
Пляж из  черного песка позволял не только загореть, но и сгореть. По песку не возможно идти босяком, такой он горячий,  а вода в океане (Охотское море открытое) не больше 6 градусов.

 Мы пошли вдоль  линии воды, собирая разноцветные камешки и ракушки. Когда океанская волна касалась ног, чувствовалось, что купаться здесь не комфортно. Слишком холодная вода.
Несмотря на все мои уговоры, Лида не смогла удержаться, чтобы не отметиться секундным погружением по пояс. Что я успел засвидетельствовать на фотоснимке.

Пока мы загорали и бродили по урезу воды, сопровождающие нас гиды сварили уху из, купленной в Петропаваловске,   кижуча и нерки. Уху готовили на костре, а в завершении  приготовления погасили в ведре с ухой горящую головню из костра.
Уха получилась чудесной, с дымком, , где  красной рыбы было больше чем воды.  Поэтому на второе были большие куски варёной нерки. И всё это в ненормированном количестве.

После обеда, завершившегося крепким,  сладким чаем, мы пошли с Лидой бродить по зелёному разнотравью, лакомясь ягодами брусники и костяники.
Вернулись в санаторий к ужину,  и было удивительно видеть, что во флотском санатории про день флота как бы забыли (Но не мы с моей боевой подругой!)

Экскурсия в малую длину гейзеров заслуживает особого упоминания. Ехали туда большой группой в  автобусе, посаженном на шасси вездехода Урал. Дорога очень живописная.
На середине пути сделали остановку у водопада, низвергающегося с горной кручи, и набрали с собой удивительно вкусной и прозрачной воды, которую гид назвал целебной.

 В близкой видимости  вулкана Мутновский, наш путь  привёл на горный перевал, где мы вышли фотографировать чудесные панорамы.

 Если мы выезжали при температуре +26 то на перевале было не больше 8 градусов при пронизывающем ветре. Вид с перевала на вулканы Горелый, Мутновский, Вилючинский впечатляет. Вниз с перевала дорога пошла через языки снежников, иной раз туннели, пробитые в снегу были выше крыши нашего вездехода.
 В одном месте дорога проходила по местам, напоминающим лунный пейзаж, там в свое время, испытывали модель лунохода.

Дорога закончилась возле зданий Мутновской геотермальной станции.  Она расположена к северо-востоку от вулкана Мутновский на отметке 780 метров от уровня моря, в 116 км от Петропавловска-Камчатского.
Первая очередь Мутновской ГеоЭС запущена в эксплуатацию 10 апреля 2003 года,  планируемая мощность станции составляет 80 МВт. Осмотрев снаружи корпуса электростанции, мы, через снежник с уклоном градусов в 40 градусов, двинулись к распадку с термальными источниками и гейзерами.
 Лида, не рассчитав, поехала в босоножках. А там и  в кроссовках пройти сложно. Хорошо, что в начале пешеходного маршрута нам дали каждому по лыжной палке.

 Но вскоре снежная тропа  оказалась такой, что в босоножках и с палкой не пройдешь. Начал уговаривать вернуться, бесполезно. Насилу убедил несколько удлинить маршрут в обход снежника.

Наконец, отстав от остальной группы, окольным путем прибыли на место к  Дачным термальным источникам. Это и есть так называемая Малая Долина Гейзеров. Здесь можно наблюдать парогазовые струи, кипящие и грязевые котлы, термальные источники.
Тут же для  желающих сделана своеобразная запруда с термальной водой и примесью голубой глины прямо под открытым небом.
Мы не могли удержаться, разделись и залезли в запруду, вода в которой нагревается поступающими из земли парогазовыми струями, так, что в с одного борта запруды вода была прохладной, а с другой горячей.
Фото Лиды, вышедшей к источникам, и нас  купающихся в термальной, естественной ванне запечатлели на плёнку.

Остальные дни мы доживали, радуясь, что путевка короткая, ибо все, что можно было от этого санатория взять, мы получили. Третьего августа рассчитались за путевки, и  заказали на утро такси до аэропорта.
Когда в иллюминаторе взлетевшего самолета показались конические вершины Камчатских вулканов, Лида сказала мне: «Как хорошо, что мы здесь побывали! Сбылась моя давняя мечта».