Царица Тамара

Пати Рамазанова
В детстве я всегда была оторвой и хулиганкой.
Если кто-то увел весь двор кататься на плотах в местной канаве-это была я.
Если кто собрал всю шпану с целью разжигания костра за гаражами - это была я.
И побеги из дет. сада возглавляла тоже я.
Но это не мешало мне дружить с дворовыми "авторитетными пенсионерами", я просто обожала сидеть и слушать их истории, на которые они, конечно же, не скупились, у меня даже прозвище было-Баба Пату.
Как-то так=)
Был у нас во дворе дядя Султан, большой, всегда заметный мужчина, из категории никогда не стареющих-он был моим лучшим другом, потому что всегда говорил со мной, как со взрослым, разумным человеком. Именно благодарю нему, я в свои шесть лет, уже знала кто такой Александр Македонский.
Д.Султан казался мне философом.

Меня всегда умиляло, как он называл свою жену-
Царица Тамара!
Он украл ее, когда ей едва исполнилось семнадцать.
Т.Тамара и правда отличалась от остальных, четкие, не могу сказать, что самые нежные черты лица, но при этом такая внутренняя стать, которую не спрятать.
Пока я была совсем мелкой, я верила, что она и правда голубых кровей-ее выдавало внутреннее благородство.
Но лет в двенадцать я все же спросила у своего друга, д.Султана:
-А почему царица-то?!
И вот, что он мне поведал:
«А ты посмотри на нее.  Чем не царица?!
Она родила мне четверых сыновей, всю жизнь меня терпит и любит, а ведь я не самый лучший супруг.
Ты знаешь, я даже однажды уйти из семьи хотел, у нас тогда детей еще трое было, ну я встретил другую, с которой, как мне показалось, будет лучше, легче. Но Тамаре не знал, как сказать, очень не хотел этих женских истерик, скандалов.
А она, молча меня выслушала и говорит:
-Ну что ж, если ты там будешь счастливее-иди.
И спина у нее такая ровная при этом.…
Стоит и молчит.
Я даже стал возмущаться - говорю:
- Видишь, какая ты холодная, я ухожу, а тебе все равно, поэтому и ухожу!!!
Она помолчала и, взглянув мне прямо в глаза, ответила:
-Я люблю тебя больше жизни, и ты сам это прекрасно знаешь, и я, наверное, никогда не смогу принять в жизни другого мужчину. Но помимо любви есть еще уважение, у нас трое детей и тебе еще приходить в этот дом. Поэтому давай не будем скандалить. Ты мужчина, ты принял решение - иди.

Через сутки я вернулся.…
До сих пор, если честно не знаю, то ли спина ее ровная меня тогда так разозлила, то ли после ее слов все женщины, навсегда, остались где-то ниже нее.
Я своим сыновьям всегда говорю:
-Если встретишь женщину, которой ты недостоин-обязательно женись на ней!
Хм. Почему царица...
Только царица способна так любить!!!»


Я, если честно, со своей феноменальной памятью на чужие истории, только недавно осознала весь смысл его слов.
У царицы Тамары, кстати, было не совсем женское хобби - она выжигала по дереву.
Когда мы переезжали в другой город, она подарила мне деревянную картинку, на которой была изображена девушка, обнимающая тигра, на фоне гор, а на оборотной стороне было выжжено стихотворение:

«Когда в тебе клеймят и женщину, и мать -
За миг, один лишь миг, украденный у счастья,
Безмолвствуя, храни покой бесстрастья,
Умей молчать!

И если радостей короткой будет нить
И твой кумир тебя осудит скоро
На гнет тоски, и горя, и позора,-
Умей любить!

И если на тебе избрания печать,
Но суждено тебе влачить ярмо рабыни,
Неси свой крест с величием богини,-
Умей страдать!»

Когда д. Султана не стало, она прожила лишь восемь месяцев, не смотря на то, что была младше него на двенадцать лет.
Она, правда, любила его больше жизни.
Он был прав - Царица!
Она, видимо, чувствовала, что и там нужна ему очень.
Я верю, и в иных мирах, они будут рядом.

(с) 02.05.12г. Пати Рам.