Глава 1. Матриархальный брак Моногамные отношения

Наталья Ческидова
   Вначале парные браки создавались при условиях матриархата, а затем на почве более прогрессивного главенства мужчины — патриархата.
   Предполагают, что матриархат сложился в связи с переходом от охоты к скотоводству и земледелию. Как это было обнаружено? Вспомните наскальные рисунки. На них всегда изображался мужчина, который охотился на  какое-либо животное. Женщин на этих изображениях нет. Мужчина-добытчик, мужчина- кормилец -вот кто бог и царь того времени.
   С изобретением копья  мужским-охотник стал главным действующим лицом, тогда как женщины продолжали заниматься собирательством, тем более, что их малоподвижный образ жизни был связан с беременностью и кормлением грудью.
   Примерно в шестом тысячелетии до н.э. изображения охотничьих сцен и образ Бога-мужчины исчезают. В результате оседлого образа жизни и развития скотоводства и земледелия  появляются излишки продуктов питания, которые можно было сохранить. Кто этим занимался? Конечно- женщина, поэтому она   становится хранительницей очага и "кормилицей".
   Появляется ее культ. Жизнь становится сытой и стабильной. Об этом свидетельствуют найденные археологами расписная посуда, женские украшения (бусы, серьги), множество статуэток как изящных девушек, так и дородных матрон, восседающих на шикарных креслах.
В музеях всего мира вы, наверно, видели эти статуэтки толстых до безобразия женщин, с большими грудями и животами. У некоторых вообще отсутствует лицо, как ненужный элемент, подчеркнута лишь женская суть.
   Думаете, у древних людей был такой вкус? Такой образ женщины олицетворял сытость, плодородие и плодовитость. Для скульпторов того времени нужно было подчеркнуть репродуктивные функции женщины.
   Богини стали главными, а боги были оттеснены на задний план или же по крайней мере вынуждены были уподобляться богиням, то есть они обрели округлость и даже некоторые половые признаки женщин. Некоторые ученые считают, что в это время появились первые изображения так называемых гермафродитов.
   Из найденных  культовых статуэток домашних божеств 97,5 процента были женскими и только 2,5 — мужскими.
   Обществом стали  управлять женщины. В члены дома они принимали мужчин в качестве работников или мужей. Ученые предполагают, что у женщин были целые гаремы, в которых мужчины пребывали добровольно!
   Если  перечислять все примеры проявления матриархата,  обязательно вспоминается фильм "Приключения Одиссея", где греки попадают  на остров к волшебнице Цирцее, а она превращает всех мужчин в свиней.  Вот оно отношение женщин к мужчине как к рабу или как к скоту! Зато Одиссей остался в человеческом облике, потому что вступил с Цирцеей в любовную связь, она его пожалела, а потом родила от него сына Телегона.
   А всем известная  нимфа Калипсо держала Одиссея на своем острове целых 7 лет. В качестве кого она его держала? Хоть он и лил слезы и смотрел в сторону своего острова Итаки, а между этими страданиями сумел сделать нимфе Калипсо четырех сыновей.
   И еще один сюжет из греческой мифологии, повествующий о том, что любимый всеми герой Геракл провел три года в рабстве у лидийской царицы Омфалы. Царица заставила Геракла поменяться с ней своей одеждой, сама управляла колесницей в тигровой шкуре, в то время как он был вынужден заниматься прядением шерсти. Что можно на это сказать? Геракл, совершивший 12 подвигов, победивший Немейского льва и Лернейскую гидру, и вдруг занимается женским рукоделием! Видимо, ему самому не хотелось расставаться с Омфалой, влияние которой на него было очевидным, так же как и влияние нимфы Калипсо на хитроумного Одиссея, который выпутывался из таких сложных перепетий, а справиться с ней так и  не смог ( или не захотел, как и Геракл).
   Еще бытуют мифы об амазонках, которые эпизодически пользовались услугами мужчин, они были нужны им только для продолжения рода. При этом в некоторых мифах был такой сюжет: амазонки оставляли у себя только девочек, а мальчиков за ненадобностью убивали. А может, чтобы выросшие юноши не смущали их женское племя и не вызывали раздоров и соперничества?
А были ли амазонки на самом деле или это очередной миф?
   Впервые об амазонках написал знаменитый историк Страбон, живший в I в. до н.э. - I в.н.э. Не думаю, что он сам их видел. Видимо, путешественнники, посещавшие предгорья Кавказа, видели этих женщин и рассказывали о них.
   Страбон пишет, что "десять месяцев в году амазонки живут сами по себе: пашут землю, занимаются садоводством, скотоводством и ухаживают за особой породой лошадей. Самые сильные амазонки учатся охотиться верхом на конях и занимаются военной подготовкой. В детстве им прижигают правую грудь, чтобы они могли легко выполнять любую работу, в особенности метать копьё правой рукой. Амазонки широко пользуются луком и стрелами, секирой и легким щитом; из кожи диких животных они шьют боевые шлемы, одежду и ремни.
Два особых месяца в году амазонки поднимаются на гору, которая отделяет их от мужчин- гаргарейцев. Согласно очень древнему ритуалу, гаргарейцы также поднимаются на эту гору, чтобы совместно с женщинами принести жертву богам и сблизиться с ними для зачатия потомства. Они встречаются друг с другом тайно, под покровом ночи. Сблизившись с женщинами, гаргарейцы отпускают их домой. Всех родившихся девочек амазонки оставляют у себя, а мальчиков отдают гаргарейцам на воспитание. Каждый гаргареец признает любого принесенного ему ребенка своим сыном и принимает его" .
   Насколько правдивы сведения, приведенные Страбоном? Неизвестно. Так же как история о том, что амазонки выжигали себе правую грудь. Никто их не видел.
   Однако дыма без огня не бывает, и у племени амазонок должны были быть какие-то конкретные прототипы. Например, когда войска римского военачальника Гнея Помпея вторглись в Северный Азербайджан, в боях против римлян вместе с мужчинами участвовали и отважные  женщины, одетые в доспехи, с мечами и копьями. Может быть храбрость этих женщин и послужила причиной распространения в древности легенды о том, что в предгорьях Кавказа  живут воинственные племена амазонок.
   Является ли история об амазонках всего лишь легендой? Возможно что да, хотя этот вопрос не так прост, как кажется. Дело в том, что легенды о первобытных племенах амазонок, наподобие описанных Страбоном, существовали в разные времена и у разных народов. Учёные считают их смутным воспоминанием об эпохе матриархата.
   Например, древние греки считали, что амазонки живут также в Малой Азии (современной Турции) в области Фемискира и на берегу Азовского моря. Согласно легенде, для сохранения рода они вступали в связь с мужчинами из других племён, отсылая их затем на родину. Родившихся мальчиков они отдавали отцам, девочек оставляли себе и готовили для войны. Видите, как повторяется сюжет, описанный Страбоном.
   Недавно российская этнографическая экспедиция, побывавшая на острове Новая Гвинея, услышала от местных жителей историю о воинственном племени женщин, напоминающим амазонок. Папуасы утверждали, что это племя отличается крайней свирепостью,  кровожадностью и наводит страх на соседние селения. Амазонки бывают безопасны только один месяц в году, когда встречаются с ними для зачатия потомства. Напуганные аборигенами этнографы так и не рискнули искать племя амазонок. Может, это очередной миф или страшилка для путешественников, но тем не менее, налицо схожесть рассказа аборигенов и сведений Страбона об амазонках.
   Все бы хорошо, но картину общества, которым управляли женщины, портило то обстоятельство, что они  поклонялись богине Кибеле (в Индии - Кали, в Греции- Гекате). В честь этих богинь  приносились человеческие жертвы, в том числе и детские.  Археологи иногда находят детские захоронения под углами домов, сделанные при их закладке.
   Ученые считают, что обычай детских жертвоприношений появился в связи с  рождением детей вне стабильных моногамных браков, главным смыслом которых является забота о потомстве. В первобытном обществе в борьбе за выживание надо было избавиться от "бесполезных" членов общества, то есть в первую очередь от детей.
   В связи с этим вспоминается очень хороший фильм " Легенда о Нараяме" японского режиссера Сехея Имамуры, получившего награду Каннского кинофестиваля в 1983 году. Фильм старый, но с первых кадров просто бьет по нервам, когда видишь происходящее: на поле выносят только что рожденного младенца и следует такой диалог:
-Опять родился мальчик, а не девочка.
-А ты брось его на рисовое поле, будет удобрением.
   При матриархате в условиях голода  ценились девочки, которых можно было продать в  соседнюю деревню за еду и другие материальные блага или в жены, а мальчики были лишним ртом, от которого нужно было избавиться.
   Религиозные культы совершали жрицы, бывшие  очень жестокими, может быть потому, что не имели личной жизни. В культах Кибелы, как известно, поощрялись добровольные самоистязания, оскопления и даже человеческие жертвоприношения.
   В известной книге  Ивана Ефремова "Таис Афинская" подробно описывается  храм любви в Междуречье, посвященный богине Кибеле, в который попадает главная героиня.
В этом храме обитали жрицы – «черные» и «красные» – олицетворявшие темные и светлые силы грозной богини. И те, и другие были одеты  в крепкие сети, разорвать которые могли только  сильнейшие  из юношей, пожелавшие провести ночь с прекрасными жрицами. Если же им это не удавалось, жрицы  без жалости закалывали их кинжалами.
Таким образом происходил естественный отбор: сильные воины овладевали жрицами, и рождающееся от них здоровое, крепкое потомство пополняло ряды храмовых жрецов, слабые   умирали под ударами кинжала от рук самих «дочерей Кибелы".
   В свою очередь, при храмах великой богини жили жрицы более низкой "иерархии", служба которых заключалась в том, чтобы отдаваться любому путнику. В то время эти действия не считались развратными. Совсем наоборот: этих жриц очень почитали в обществе и часто называли «девами», «чистыми», «святыми». Считалось, что получая наслаждение со жрицей богини, путник как бы общается с нею самой.
   Между прочим, не каждая девушка могла стать жрицей. Она должна была обладать незаурядной внешностью и пройти сложный курс обучения эротическим премудростям. Считалось очень почетным, если  дочь становилась жрицей великой богини, и никого, в том числе и родителей, не смущал род занятий жриц. Наоборот, далеко не редки случаи, когда богатые родители платили большие деньги, чтобы пристроить свою дочь в храм богини.
   В храмах жриц обучали многим премудростям. Процесс обучения занимал от трех до семи лет. Девушек воспитывали опытные наставницы. Молодые жрицы познавали все таинства любви между мужчиной и женщиной. Для жрицы считалось достаточным, если она в совершенстве владеет 40—50 эротическими позициями. В храме обязательно изучалось искусство приготовления приворотных зелий и техника ласк языком.
   Например, в Междуречье существовал интересный обряд, когда несколько храмовых жриц должны были довести до экстаза юношу-девственника с помощью своих языков. Так весьма своеобразно происходил обряд посвящения юноши в воина.
   Вообще очень важно помнить, что взгляды древних на секс совершенно отличались от наших современных. Древние считали, если в результате совокупления мужчины и женщины порождается новая жизнь - это само по себе чудо, а чудеса может совершать только божество. Именно способность женщины вынашивать в своем чреве дитя, новую жизнь и сделала ее священной. Только через совокупление с женщиной  мужчина достигал духовной целостности и ощущение единения с Богом.
   Существовал древний ритуал под названием "Хиерос гамос", когда несколько женщин и мужчин после определенных движений и танцев совокуплялись вместе. Такой ритуал описан в книге «Код Да Винчи" Дэна Брауна, когда главная героиня, будучи девочкой, видит своего деда во время проведения этого ритуала и, не понимая, что происходит, начинает его ненавидить Этот ритуал  не имел никакого  отношения к сексу, это был чисто духовный акт. Поэтому эротический ритуал - это не извращение, а глубоко духовная церемония, хотя современному человеку с его взглядами трудно это понять.
   И еще хочется вернуться к "Таис Афинской" И. Ефремова, для которой самым страшным божеством был Антиэрос. Быть невостребованной и не исполнить своего самого главного предназначения- быть женщиной-  что могло быть страшней для женщины древности! Поэтому служительницы Эроса всегда были самыми почетаемыми женщинами, потому что женщина всегда была священной!
   Вот еще некоторые свидетельства историков. Например, в храмах сирийских богинь нередко происходило посвящение в жрицы. Все собирались в храме, и под звуки флейты  и бой барабанов мужчины начинали в экстазе бить друг друга по спине  и резать себе руки , женщины пели восторженные стихи и священные песни. Наверно, не обходилось без наркотических воскуриваний. Многих жриц охватывало безумие, а некоторые из юношей сбрасывали с себя одежды, с громким воплем врывались в гущу собравшихся и хватали  меч, который находился в храме. Затем происходило нечто ужасное: схватив меч, юноша немедленно оскоплял себя и затем бежал по городу, неся в руках свой фаллос, отсеченный мечом. Из дома, в который он бросал свою ношу, ему выносили женское платье и украшения. Так происходил ритуал самооскопления.
   Когда восторженное опьянение улетучивалось, скопцы приносили множество даров «великой матери»:  литавры и  нож или меч, которым было совершено оскопление.
   Этот  культ имел азиатское происхождение: первыми к оскоплению мальчиков прибегли вавилоняне, затем он появился в Персии. Согласно широко распространенному мнению, зачинателем этой практики была женщина, и не кто иная, как ассирийская царица Семирамида. Вот тебе и садовница Семирамида! Да, лучше бы продолжала заниматься разведением садов...
   Видимо, причины оскопления таились в том, что при матриархате, когда главенствовала женщина, мужчина бессознательно хотел уподобиться ей, чтобы занимать такое же высокоранговое положение на иерархической лестнице.
   Евнухи широко использовались  в роли храмовых рабов при святилищах Кибелы и Артемиды в Греции, и тем самым они как бы приобщались к служению этим богиням. Для них самих и окружающих не было ничего постыдного в том, что они убили в себе мужское начало и возвеличили женские.
   Что же стало происходить в средневековье?
   Например, в Византийской империи всегда было большое количество евнухов. К середине 16 века после завоевания ее Османской империей, победители обзавелись почти таким же количеством евнухов, какое имелось в распоряжении приверженцев греко-католической церкви, которых они разгромили.
   Откуда брались евнухи, ведь  Коран запрещает кастрацию?
В основном евнухами становились иностранцы, взятые в плен, которых после операции обращали в ислам. Самое удивительное, что  те, кого кастрировали и превращали в мусульман,  не только не делали никаких попыток избежать этой участи, но и воспринимали ее как большую удачу, так как эта «профессия» считалась престижной. Благодаря ей пронырливый, хитрый юноша мог добиться могущества и богатства за гораздо более короткий срок, чем если бы он занимался торговлей или служил в войске султана.
   Поставщиками этого живого товара были Египет, Абиссиния и Центральная Африка. Предпочтение отдавалось неграм, поскольку мощное телосложение и крепкое здоровье позволяли им сравнительно легко перенести полную кастрацию и дожить до преклонных лет, в то время как белые юноши, преимущественно черкесы, отличались гораздо более xрупким здоровьем, среди них был более высокий процент заболеваемости и смертности. Однако как черные, так и белые юноши нередко добровольно предлагали свои кандидатуры султанским вербовщикам, прельщенные заманчивой перспективой, открывавшийся перед ними на этой службе.
   А перспективы действительно были немалые.
Единственным чиновником во всей Османской империи, который располагал правом неограниченного доступа к монарху в любое время суток, был начальник черных евнухов султанского гарема. Он мог иметь в своей собственности до трехсот лошадей и любое количество молодых невольниц. При этом его опасались больше, чем любого другого придворного сановника, и это, естественно, отражалось на размере взяток, которые он получал, а все евнухи были очень падки на деньги.
   В расцвете славы и могущества Османской империи, который приходился на XVI в., в серале насчитывалось около восьмисот евнухов, на попечении которых находилось свыше тысячи женщин.
   Вот и сравните: раньше юноши оскопляли себя из-за высоких идей служения богиням, а в Средневековье они руководствовались совсем иными идеями- обогатиться любым путем.
   Отголоски служения женским богиням сохранились и по сей день.
   Когда я была в Индии, то в "Янтарном форте" в городе Джайпур мы посетили храм богини Кали. В круглом зале находились две статуи напротив друг друга: первая- четырехрукая длинноволосая женщина с тремя глазами, одетая в шкуру пантеры. На талии был пояс из человеческих рук, которые обозначают неумолимое действие кармы. Руки у нее были опущены. В таком изображении богиня Кали- охраняющая.
   На противоположной  стороне - та же богиня   Кали, но с искаженным от ярости лицом с высунутым языком, по которому, якобы, должна стекать кровь. Руки у нее были подняты, а в них окровавленный меч.  Самое удивительное, что эта статуя была окрашена в темно-голубой цвет, как будто бы у нее такая кожа. Мы обменялись впечатлениями и решили, что она "посинела от злости и ярости" .
   Как рассказал наш гид,  темно-синий цвет ее кожи — цвет смерти. В этом виде богиня Кали- карающая. Как трактует индийская философия, Кали-  Богиня-мать, символ разрушения. Кали разрушает невежество, поддерживает мировой порядок, благословляет и освобождает тех, кто стремится познать мир.
   А как интересно ей поклонялись! Вначале индусы ( в основном женщины) подходили к "мирной" Кали, кланялись ей и ставили около ее скульптуры цветы, печенья, какие-то сладости. Потом подходили к "карающей" Кали, проделывали все то же самое, но размоченным в слюне печеньем мазали скульптуре губы, вроде бы кормили ее. Видимо,таким образом они стремились ее задобрить, чтобы  она их не покарала. При этом у подножья статуи уже скопились кусочки еды от предыдущих подношений.
   Конечно, на нас, европейцев, все это произвело  довольно-таки странное впечатление. Такое невинное "кормление" происходит в открытых для посещения храмах, но у индийцев есть закрытые храмы Кали, куда европейцы не допускаются. Мы проезжали мимо  другого  храма богини Кали, напоминающего шатер цирка Шапито с разноцветными флагами, и захотели посмотреть, как там происходит богослужение, но наш гид категорично сказал, что """нам не надо туда ходить". Что там происходило- трудно сказать.
   Если обратиться к истории, то раньше в Индии была распространена тайная секта фанатиков тагов ( или тягов), посвятивших себя служению Кали как богине смерти и разрушения. Ради жертвоприношения они душили людей   "румалями"- это такая плетка или хлыст с петлей.
   Теолог, путешественница и писательница Елена Блаватская, которая в начале 20 века долгое время жила в Индии и изучала нравы, традиции, а также религию индусов, в своей работе «Письма из пещер и дебрей Индостана" пишет о приверженцах тайной секты тагов :
"Жертвоприношение – это не убийство ради убийства и не убийство ради обогащения. Это сложный, прописанный веками ритуал. Обряд начинался с выбора жертвы.  Их специально выслеживали «сотхи» - разведчики.
   Каждый таг умел пользоваться румалем, но право на удушение имел только бхутот, за пазухой которого всегда находился румаль. Петля на румале промасливалась и окроплялась водой из священного Ганга. Бхутот незаметно подкрадывался к жертве и правой рукой набрасывал на нее румаль. Петлю затягивали медленно, чтобы Кали могла насладиться агонией умирающего. Душитель произносил заклинание: «Кали! Кали! Богиня смерти! Рви зубами моего врага, выпей его кровь, победи его, Черная Мать!» После этого таг делал секретное движение пальцами- и человек падал замертво. Делом чести для тага было довести жертвоприношение до конца и обязательно умертвить того, кто был выбран".
   Сейчас румалей нет, но, говорят, что секта тагов все-таки тайно существует, и они  используют платок-румаль. Эти факты нашли отражение во многих фильмах, в том числе в небезизвестной серии об Индиане Джонс.   
   Еще один пример из  истории нашего общества: кельты унаследовали культ темной богини, хотя и назвали ее Белой Богиней. Они периодически выбирали в мужья Белой Богине самого достойного и лучшего среди юношей и отправляли его к ней путем ритуального убийства.
Вот столько ужасов из темного прошлого нашей истории!
   С позиций сегодняшнего дня, когда в женщине видят мать, хранительницу семьи и нравственных устоев общества, трудно понять, как женоуправляемое общество могло дойти до человеческих жертвоприношений и особенно — детских.
   С другой стороны при матриархате почти совсем прекратились войны. Даже в приведенных нами мифах об Одиссее видно, что и волшебница Цирцея, и нимфа Калипсо удерживали своего героя от приключений и завоеваний, потому что им была нужна  мирная спокойная жизнь, хотелось рожать детей и заниматься рукоделием, прясть шерсть, делать вино, печь хлеб.
   Из всего прочитанного мы видим, что мать и женщина  занимала центральное положение при самой ранней форме социальной организации людей, и такое положение вещей сохранялось долго.
   С этой точки зрения мы рассмотрим вопрос о "материнском праве", которое  было характерным для самой ранней формы человеческого общества.
   Итак, что такое "материнское право" ?
   Первоначально происхождение человека считалось по материнской линии, то есть  детей называли не по имени отцов ( как наше отчество), а исключительно по имени матерей, во всех родословных фиксировали только материнскую линию и судили о социальном статусе ребенка в зависимости от положения матери.
   Наследование совершалось по женской линии,  дочь была обязана содержать не только престарелых родителей, но и выделять приданое братьям. Например, до появления европейцев власть в Индии передавалась по материнской линии.
   Этот остаток матриархата сейчас проявляется  в том, что национальность у некоторых народов, например, у  иудеев до сих пор считается по матери, а не по отцу.
   Пережитки материнского права сохранились буквально до Французской революции.  Выражалось это в том, что во время родов у королевы должны были стоять все придворные и наблюдать за процессом родов,  чтоб она не подменила императорского младенца с девочки на мальчика или с мёртвого на живого в случае чего.
   Это происходило по той причине, что дети, родившиеся от женщины-королевы, всегда  считаются  законорожденными и являются наследниками, если же они рождены от связи короля с придворными  дамами, то такие дети не являются законорожденными и вследствие этого не  наследуют королевский престол. Получается, что  власть передавалась по женской линии.
   Многие из вас, вероятно, были в Версале и видели спальню  Марии-Антуанетты, последней королевы Франции. Огромная кровать под балдахином из страусовых перьев поражает своими размерами и неуютностью, так как находится в одной из проходных комнат. Конечно, в такой королевской кровати не чувствуется уюта и уединения. Оказывается, это была парадная спальня, на которой королевы рожали наследников.
   Королевский совет утверждал одного из придворных в качестве " хранителя королевского чрева".  Он  оповещал придворных о начинающихся схватках и приглашал присутствовать при родах. Комнаты убирались согласно ритуалу, установленному для коронованных рожениц: наглухо закрывались окна, пол усыпался цветами или листвой, главная повитуха обкуривала все помещение ароматическими травами.
   До конца XVII в. во Франции при королевских родах присутствовала только высшая знать —пэры королевства. Бурбоны распорядились допускать на этот "спектакль" и представителей народа — наверное, это одно из проявлений "роста демократических тенденций" в обществе.
   Как рассказывал наш гид, народ лез на столбы и балконы с внешней стороны дворца, чтобы посмотреть на роды королевы, которую запрещалось чем бы то ни было прикрывать, чтобы под покрывалом не подменили новорожденного. Бедные королевы! Рожать в таких варварских условиях! На то они и королевы, чтобы выдержать такой ужасный придворный этикет!
   Людовик XVI, много  лет после свадьбы дожидавшийся беременности и родов своей жены Марии-Антуанетты, пожалел горячо любимую супругу, открыл окна и разогнал всю чернь. Вероятно, Мария-Антуанетта была ему очень благодарна.
   После родов новорожденного тщательно осматривали и сразу же предъявляли присутствующим.   
   Отголоски матриархата сохранялись  в Европе и в более позднее время. Их можно усмотреть в поведении рыцарей: служение «даме сердца», как правило, уже замужней женщине, совершение в ее честь подвигов, посвящение ей поединков на рыцарских турнирах.
   Высоким остался статус женщины во всех слоях общества у поляков, французов и испанцев, несмотря на патриархальность этих обществ. Европейские христиане  (особенно католики) превратили Божью матерь в Богиню, что, кстати,  никак не следует из Нового Завета.   
   В настоящее время отголоски матриархата проявляются в нынешних феминистских движениях в странах, где женщины отстаивают свои права занимать некоторые "мужские" должности. Кроме того, феминистки голосуют за свободные половые отношения, приводящие к  абортам и беспризорным детям и , к сожалению, плодят безответственных мужчин, не желающих создавать семью. Неудивительно, что  появляются матери-одиночки и мужененавистницы.
В результате - стремительный рост детей, рождённых вне брака. В России их число достигло на сегодня 21,1%!
   К сожалению, еще один отголосок материнского права проявляется в том, что при разводе ребенка, как правило, оставляют матери несмотря на то, что она может быть пьяницей, гулящей или у нее нет средств на содержание ребенка. Считается, что ему будет лучше с матерью несмотря на перечисленные выше обстоятельства.
   Если вновь вернуться к истории, то постепенно женские названия уступают место мужским, возвращаются мужские боги, передача наследства происходит по мужской линии,  короче говоря, материнское право заменяется отцовским: черты материнского воззрения уступают сформировавшейся теории патриархата. 
   Переход от матриархального к патриархальному укладу , очевидно, происходил без насилия. Мы привыкли к тому, что в патриархальных обществах, характерных для последних как минимум трех тысячелетий, именно женщина всегда хотела иметь стабильную моногамную семью. Это естественно: материнский инстинкт призывает ее заботиться о потомстве: кормить, растить и обучать его. Поэтому роль хранительницы семьи для женщины естественна. Но без помощи отца это делать трудно, и воспитание будет неполноценным. Так появился патриархальный брак.
   Матриархальный брак сегодня почти нигде не встречается.