Поездка в Приморье в августе 2006г

Юрий Бахарев
После отдыха в камчатском санатории «Паратунка», мы полетели в Приморье, и в середине дня 4 августа были в аэропорту Владивостока, где нас, на своем Поджеро, уже встречал мой племянник Стас Москвич.
 Через полтора часа мы были  у него дома, в ПГТ  Тихоокеанский (Шкотово -17), который раньше был поселком Промысловка, а сейчас называется городом Фокино, в честь адмирала Фокина, командующего Тихоокеанским  флотом в годы «холодной войны».
 В те годы среди моряков-подводников, расквартированных в Тихоокеанском, он назывался, в шутку, Тихас.
Эти  меняющиеся названия известны многим десяткам тысяч людей, чья судьба связана с Военно-Морским Флотом на Тихоокеанском побережье России.

Стас, как и я, окончил ВВМИОЛУ им  Дзержинского, был направлен служить на АПЛ, но в смутное, постпересторечное время, демобилизовался, отслужив всего 10 лет. Его жена, Люба, устроилась на службу в воинскую часть мичманом, и дожидаясь получения для нее полной выслуги лет, они остались жить в Тихоокеанском, где в своё время получили хорошую квартиру в пятиэтажном доме.
К моменту нашего визита они уже хорошо обжились здесь, купили квартиру для своей дочки, купили  японский джип и хороший катер с мощным мотором, построили на берегу Японского моря гараж катерного кооператива, и , пока, уезжать от туда на родину в Тирасполь не собирается.
  Погода стояла жаркая и мы к вечеру поехали на пляж купаться, туда, где у него, в двадцати метрах от уреза воды, стоит гараж для катера. Гараж (точнее гаражный кооператив), представляет собой двух этажное здание, нижняя часть которого предназначена для хранения катеров, а в верхнем  этаже устроено жилье.
Но Стас перехитрил всех. Сразу за автомобильным  проездом, перед своим гаражом, в склоне берега вкопал стандартный стальной автомобильный гараж, в который и поместил свой катер. Крыша стального гаража находится на уровне автомобильного проезда .
  К ней приварено стальное ограждение и каркас для тента, и вся пляжная жизнь проходит на крыше, где установлен обеденный стол, шезлонг и кресла. Так как это сооружение выдвинуто в сторону моря, и на 4 метра выше поверхности воды, то создается иллюзия, что стоишь на носу плывущего корабля.

 На следующий день после приезда, мы перебрались на житье во второй этаж его кооперативных владений, но днем, почти все время проводили под тентом. Погода стояла отличная, температура воздуха под тридцать, вода 22-24 градуса, но особо жарко под тентом не было, так как постоянно дул легкий ветерок с моря.

Вода в Японском море значительно солоней чем в Черном и необыкновенно прозрачная. Пляж песчаный, с не большой примесью гальки. Урез воды окаймлен полосой выброшенных морем водорослей, похожих на листья осоки. Так что даже не портит впечатление от великолепия пляжа.
 Бухта Анна, в которой находится пляж справа и слева оканчивается уходящими в море каменными утесами.  Выход из залива Стрелок, а наша бухта примыкает с востока к этому заливу, закрывают живописные скалы острова Путятин, за которым в ясную погоду можно видеть контуры острова Аскольда.

 Почти всю неделю, что мы гостили у Стаса, мы провели на море. Завтракали, обедали и ужинали мы под тентом на крыше гаража, в пятнадцати метрах от уреза воды. Стас расстарался и радовал нас морскими деликатесами, жареным морским гребешком, пловом из трепангов и варёными королевскими креветками, размером с небольшого речного рака.
Всю экзотическую живность он добывал лично, ныряя с борта своего катера.

Морские гребешки, по форме не отличатся от тех, раковины которых я в детстве собирал на пляже Анапы, но размеры во много раз больше. Самый большой, который Станислав при нас привозил с подводной охоты, был 20 сантиметров в диаметре.
 По вкусу вареный гребешок напоминал мне вкус кальмара, или моллюска гигантского тромбуса, который я ни раз доставал со дна Карибского моря.
Но, как мне показалось,   значительно более нежный. Хотя, возможно, опасаясь не доварить незнакомое яство, я тромбус переваривал.
Плов из трепангов был не плох, но если говорить честно, из хорошей баранины вкуснее.
Один раз во второй половине дня съездили в город Находку, посмотрели город и главный русский порт на Дальнем Востоке.  Фотографировали достопримечательности, вереницу портальных кранов на берегу залива Находка, японский сад камней, набережную, с которой открывался чудный вид на океан.

 В довершении экскурсии сходили в ресторан китайской кухни, где нам Стас устроил маленький банкет. Порции были настолько большие, что съесть всё было не реально. Стас сказал, что в китайских ресторанах принято не съеденное забирать с собой.
Действительно, без напоминания, и  еще до расчета, официант убрал всё со стола и принес нам аккуратно упакованную в картонные коробки пищу.

Но самой запоминающей была поездка на катере с восьмидесятисильным мотором Ямаха на остров Аскольд.
 Прошли вдоль берега острова Путятин, с чудесными пляжами, заполненными палатками отдыхающих, отвесными скалами, напоминающими сказочных животных.  Скала Слон, с моря напоминает это животное, только много  больших габаритов.

Похожа на стоящего Петуха, скала с одноименным названием. Подошли  к торчащим из моря столбам: скалам под названием пять пальцев, белыми от гуано птичьих базаров. Глубина моря, прямо у скал тридцать метров, но видно дно, и как в прозрачных водах резвятся тюлени.

Я начал фотографировать с такой скоростью, что закончилась память на сим-карте, пришлось  срочно очищать память от тех снимков, которыми можно было пожертвовать.

 От пяти пальцев на скорости в 30 узлов побежали к Аскольду. Он получил своё имя от одного из первых русских винтовых фрегатов.  Переход занял минут 30. Подходим к остову, и перед глазами открывается вид на дикие скалистые обрывы и, покрытые зарослями леса, ущелья.

 Аскольд, в противоположность Путятину, сейчас  не заселен. Круглый год на острове проживает  только семья смотрителя  маяка.  Остров небольшой, по периметру  километра 4, весь зарос широколиственным лесом, где попадается бархатное дерево, маньчжурский орех, и даже реликтовое красное дерево тис.

На острове разводили пятнистых оленей, до «перестройки» в стаде было несколько тысяч голов. В постперестроечное время совхоз ликвидировали, оленей перестреляли браконьеры.
Но он, до сих пор, остаётся чистым и цветущим благодаря своей изолированности.

 Мы высадились в одной чудесной, удивительно уютной  бухте. Вверх от галечного пляжа по ущелью тянется густое, высокое разнотравье. Справа и слева разнотравье замыкают гранитные утесы, круто уходящие  в море.

 Вода – исключительной прозрачности, на глубине 8 метров виден каждый камешек и ракушка. Надели маски с трубками и полезли в воду. В  бирюзовой воде, на расстоянии нескольких метров от берега стаями проплывают серебристые рыбки, на дне много морских ежей, мелководье заросло морской капустой.

Поплавав, в своё удовольствие, растянулись на горячей гальке. Морскую капусту, несколько стеблей которой, мы из любопытства достали, оказывается, можно есть и сырой. По вкусу и консистенции   толстые прожилки ее листьев действительно напоминают кочерыжку капусты, и не имеют ничего общего с той баночной морской капустой, что я пробовал в Питере.

 Стас тут же предложил нам попробовать икру морских ежей, которых там великое множество, что мы не без удовольствия сделали. Накупавшись и позагорав  вволю,  направились вокруг острова.
Обогнув мыс Пальчатый, движемся в сторону, далеко уходящего на юг, мыса Елагина, на высоком, отвесном утёсе которого видна башня маяка.  Красота неописуемая. Крым отдыхает. Отвесные скалы, прозрачные бухты, птичьи базары, резвящиеся нерпы.
Стас рассказал что  маяк, построен на мысе Елагина еще при Николае Втором. Недалеко от маяка находились   артиллерийская башенная батарея, из которой учебные стрельбы  велись до 1991 года.
Поражают воображение циклопические оборонные сооружения острова,  с глубиной  залегания около 40 метров, Даже сейчас  на острове ясно ощущается  его недалёкое военное прошлое, брошенные автомобили, оставленные казармы, батареи, казематы.
День перед отъездом у нас заняла экскурсия во Владивосток. Дорога туда занимает почти два часа, часто по горному серпантину, почти как в Крыму. Походили по центру города, сфотографировались у памятника красным партизанам, освобождавшим Дальний Восток от японцев и белогвардейцев.

Вышли на красивую, из красного полированного гранита, набережную, где в кафе под открытым небом и видом на море побаловались шашлыками и пивом. Горд производит хорошее впечатление, но автомобилей (почти все японские) в нем очевидный переизбыток.
 Пробок, кажется, больше чем в центре Питера. На обратном пути заехали в ресторан китайской кухни, взяли с собой набор блюд на предстоящий «отвальный» ужин и поехали  ужинать на пляж под свой голубой тент.
Намотали за этот день более 350 километров, но после того, как залезли в ласковые воды Японского моря, вся усталость прошла. Ужин прошел удачно. Кроме китайской кухни предлагалось ведро чилима, крупных и очень вкусных, только что выловленных креветок, и конечно же качественная водка и хорошее пиво.
Я ушел спать в первом часу, Лида во втором, хозяева еще позже. Наутро искупались последний раз в ласковых водах Японского моря и отправились, сначала собирать вещи, а потом в аэропорт. В 15 часов самолет вылетел в беспосадочный рейс в Питер, а через 9 часов, в 17 часов по Москве мы уже были дома, где нас встречали на двух машинах Вася и Поля.