Июль. Лисички

Марина Войтецкая
Обычно в июле грибы мне дают передышку. И хотя я не пропускаю июльское новолуние, коррективы вносят то жара, то засуха, то, чуть не сказала, лень… Нет, охота пуще неволи! Но все же в июле ситуация предсказуема: если в первые дни лунного месяца грибы можно унести из леса в одной небольшой корзинке, то я успокаиваюсь в ожидании новолуния августовского.

Перемены погоды в этом году нисколько не обещали летнего грибного бума, оставляя слабую надежду на появление летних маслят, которые весной себя отнюдь не проявили, как «ребятушки дружны». Оказалось, что в июле они вообще взяли отпуск, в самых маслятных местах не нашлось ни одной скользкой шляпки.
Все компенсировали лисички. Полчища взрослых крупных лис, обязанных своей численностью более маю и июню, в июле создавали впечатление прочной ненапрасности гуляния по лесу с корзинкой. Однако опытному глазу было видно, что июль грибную волну откровенно манкировал, отделавшись редкими свежими подберезовиками и высохшими до резинового состояния белыми. Визит в лес недвусмысленно больше напоминал прогулку, нежели тихую охоту.

Но не поехать в лес в урочный день я же не могла! Впереди было два выходных, торопиться было некуда, а урожай лисичек не грозил тяжелой второй сменой по переработке собранного. Посему я решила насладиться пребыванием в сказочном лесу, ни в чем себе не отказывая и не торопясь вернуться в липкую жару Третьего Рима.

В тех местах я собираю грибы в двух направлениях: сначала обхожу молодые сосновые посадки и солнечные опушки, потом возвращаюсь к машине, меняю корзинку и ухожу по лесной дороге вглубь основного массива старого леса. В дни грибного изобилия я позволяю себе сделать привал, только обойдя все угодья. Перед тем, как тронуться в обратный путь, я перекусываю «чем Бог послал», кормлю и пою собак, иногда могу даже поспать часок перед обратной дорогой.

В этот раз изобилие было весьма относительным, соответственно конкурентов-грибников в лесу не было вовсе. Так как в июле светает еще очень рано, то и выехала я из дома, не отоспав перед дорогой положенной после трудового дня нормы часов. С медвяных запахов полевых цветов и нагретой хвои меня разморило, и я решила выспаться в промежутке между двумя направлениями своего вояжа. Собаки идею горячо поддержали, и мы расположились на отдых.
Я никогда не сплю «в одном ботинке». Сон – это действо, к которому я отношусь с благоговением, и всегда готовлюсь к нему обстоятельно. Я разложила пассажирское сидение, достала специальную дорожную подушку, которая делает удобным даже неповоротливый жесткий подголовник в машине, открыла окна, натянула легкие занавесочки, предварительно обрызганные спреем от всяких мух, комаров и мошек… Собаки расположились в гамаке на заднем сидении и решили главное вселенское противоречие, изобразив монаду из двух одинаково черных половин. Чтобы удовольствие было полным, я включила вентилятор на полную мощность, и заснула…

Проснулась я от цокающего звука сигнализации разрядившегося аккумулятора.

Мне никогда не приходило в голову, что на такой умненькой машинке, как мой Борька (я так зову свой Ford Fusion), аккумулятор может разрядиться в ноль. Ведь даже бензина ему хватает почти на сто километров после того, как приборы показывают, что бак пуст. Должен же и аккумулятор сохранить последнюю искру для запуска движка! Размечталась! Попытка завестись убила последние проблески жизни источника энергии. Погасли все дисплеи, к попытке повернуть ключ в замке зажигания Борька остался абсолютно глух. Не срабатывала даже кнопка дистанционного открывания багажника. Ее-то я никак не подозревала в причастности к электрической сети автомобиля, думала, что она – деталь чисто механическая. Но самое замечательное было то, что остались открытыми настежь окна. То есть, если идти куда-то в поисках того, кто сможет дать мне «прикурить», то придется оставить полностью открытую машину на произвол судьбы. Можно было бы попросить остаться в машине собак, но у меня не было никакой уверенности, что они не выпрыгнут в открытые окна и не побегут за мной. Мой опыт кратковременных отлучек в магазины говорил о том, что собаки остаются одни в машине крайне неохотно.

Однако я в который раз недооценила умственные способности своих четвероногих компаньонов. Они прониклись серьезностью положения, втайне радуясь, наверное, тому, что отпала необходимость кормить комаров непосредственно в лесу, и решили, что им выпала счастливая возможность понежиться на пленере, не выходя из койки. То есть, сыграть роль «агента К-9» они охотно согласились.

Я, в свою очередь, рассудила, что ничего страшного, собственно, не случилось, машина исправна, времени у меня в запасе больше суток, еды и воды у нас достаточно, погода на редкость замечательная, и рано или поздно обязательно найдется кто-нибудь, кто даст Борьке прикурить. И хотя вокруг нет ни души, а по дороге, с которой я съехала в лес, машины проезжают реже, чем раз в час, унывать я не стала, а отправилась собирать лисички по лесной дороге, которая, как говорили, вела к усадьбе лесника.

Было в запасе у меня еще одно достижение цивилизации. Компания Ford включила меня, как постоянного клиента, в бесплатную программу «Помощь на дорогах». И хотя я отдавала себе отчет в том, что расстояние от сервисных центров компании в моем случае близко к критическому, да еще и местонахождение моего автомобиля, мягко говоря, плохо поддается привязке к какому-либо географическому объекту, я все-таки позвонила по телефону, указанному в полисе. Любезная девушка-оператор мою заявку приняла, но предупредила, что ее выполнение может занять довольно много времени, так как служба помощи будет пытаться найти механика для меня в ближайших к местоположению моей машины сервисных центрах, а учитывая то, что ни я, ни она пока знают, где эти ближайшие центры могут находиться, время выполнения заявки невозможно определить даже примерно. Ну, так я ж никуда и не спешу!

Лесника дома я не застала. По дороге к его домику мне встретился странный грибник, в руках которого был желтый полиэтиленовый пакет, в котором было лисичек не меньше, чем в моей корзинке. Странность же заключалась в его внешнем облике. Это был высокий стройный мужчина, одетый скорее для офиса, чем для лесной прогулки. Шел он по направлению к дороге, по-видимому, завершив уже сбор грибов, коих вдоль самой лесной дорожки росло великое множество.

Не застав лесника, поворачиваю в сторону шоссе и я. Через некоторое время слышу звук едущего по лесу автомобиля. Лихо огибая лужу, на меня выезжает маленькая машинка. Голосую. Машинка останавливается. Разочарованно вижу за рулем даму. Вряд ли такой водитель сможет мне помочь. Однако из разговора понимаю, что у дамы водительский стаж не меньше моего, и, что такое водительская взаимовыручка, она знает не понаслышке. Она готова войти в мое положение и что-то предпринять, но у нее своя беда: она потеряла одного из своих спутников, который где-то заблудился в лесу. Он не пришел к месту, где стояла машина, не отзывается на зов, и у него нет мобильного телефона. Дама и ее спутница, по-видимому, нарезали уже не один круг по лесным дорожкам в поисках потерявшегося «товарисча», описание которого совпало со встреченным мною странным грибником. Приказав мне сесть в машину, дама проявила чудеса водительского мастерства, проехав по всем кочкам, ухабам и лужам лесной дорожки на довольно внушительной скорости. На выезде из леса их ждал незадачливый странный грибник. Незлобная перепалка между ними говорила о том, что он тоже потерял своих спутниц и рассудил, что из леса-то они в любом случае рано или поздно выедут на дорогу.

Так как все спутники были в сборе, дама решительно велела мне показывать путь к моему автомобилю. На фоне дамской машинки Борька выглядел весьма внушительно, и я впервые прочувствовала значение аббревиатуры ХБД (Хочу Быть Джипом), так мои друзья в шутку называют Ford Fusion. Прикуривать от такой малышки, даже если бы и были у кого-нибудь из нас прикуривательные усы, ни я, ни храбрая дама никогда бы не решились. Но их было трое, и они вполне могли столкнуть Борьку с горки, чтобы попробовать завестись «с толчка».
Не тут-то было! Ford – машина «с мозгами», с толчка его не заведешь. Не сработавшее зажигание блокирует замок, а пока разблокируешь его, чтобы повторить попытку, инерция толчка кончается.

Поблагодарив отважную даму за помощь, я вынуждена расстаться с ней и ее спутниками. Заверив их, что у меня есть все, чтобы продержаться долгое время в ожидании помощи, прощаюсь. Пора позвонить уже в «Помощь на дорогах» и поинтересоваться судьбой моей заявки. Там по-прежнему идут активные поиски пункта, из которого добраться ко мне будет ближе всего. То есть, помощь ко мне еще не выехала. Ну и ладно! Вот только пересыплю грибы и пойду еще погуляю. Может быть, лесник домой вернулся за это время. И я снова отправляюсь собирать грибы.
А что, прикажете мне попсиховать, как моя несостоявшаяся спасительница? И испортить себе все удовольствие от поездки в лес? Встрепать себе все нервы, не замечать чудных запахов трав, не собирать чернику, количество которой способно превратить сбор грибов в сбор ягод, причем намного более успешный… Нет, увольте! Я предпочитаю наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях.

На этот раз до домика лесника я дойти не успеваю. Мне навстречу едет красный джип. Взмах руки, и машина тормозит. Ну, этот мужчина мне определенно помочь сможет. Улыбается.
– Вы не могли бы меня выручить? В моем автомобиле полностью разрядился аккумулятор, мне бы прикурить…
– А усы у вас есть?
– Да, нет, конечно! Когда ездила на Жигулях, были проблемы, тогда все возила с собой: и трос, и усы, и ключи. А сейчас нет проблем, ну, и не вожу ничего. А у вас нет?
– Я в лес усы не вожу, – смеется. – Но я через полтора часа обратно поеду, тогда усы захвачу. Вы пока погуляйте.
– Спасибо!
Записав телефон и узнав, что спасителя зовут Сергеем, возвращаюсь к машине. Выпускаю погулять собак и решаю, что грибов мне уже хватит, и самое время еще немножко поспать: день уже склоняется к вечеру. Я нагулялась, а впереди еще около ста семидесяти верст пути.

Наконец звонит телефон. «Помощь на дорогах» все-таки решила отправить мне механика из Москвы. Это ж когда он приедет, если меня Сергей не прикурит? Я рано утром еду сюда два с половиной часа. А сейчас, в час пик, через пробки? Ведь это больше четырех часов займет… Подождем, однако.

Слегка перекусив и покормив своих четвероногих сторожей, снова заваливаюсь спать. Теперь уже без вентилятора. Тем не менее, удалось часок проспать не без удовольствия. Приедет ли Сергей? Уже прошли обещанные им полтора часа. Набрать его номер?
Вдалеке мелькнула красная машина. Едет! Приехал. Добродушно, но весьма красноречиво высказался по поводу наличия у Борьки «мозгов». Достал прикуривательные провода. Интересно, для прикуривания каких машин он их держит? Такими усами танк прикурить можно, наверное. Пристегнулся. Сразу загорелись у меня все дисплеи. Выдержав незначительную паузу, командует мне заводиться. Борькин движок запускается с пол-оборота. Спасена!
– Спасибо, Сергей!
– Да не за что! Счастливо доехать! И поставьте аккумулятор на зарядку, если долго не поедете никуда, а то снова может сесть.
– Нет, я езжу постоянно. Спасибо вам!
– Ну, удачи!
Развернулся между сосенок и уехал. Вот она, настоящая помощь на дорогах.
Теперь надо отменить выезд ко мне механика. Если б сразу послали его, может, Борьку б и раньше завести удалось. Но я так прекрасно погуляла! Целый день в сказочном лесу! Однако уже семь часов вечера, пора ехать домой.

Дома пью чай и заваливаюсь спать. А проснувшись, лезу в Интернет, чтобы найти то приспособление, которым чернику собирают. То Вологда, то неправильные какие-то приспособления, то сделаны как-то грубо очень и тяжелые на вид. Где-то цены на приспособление конкурируют с ценой на лунной трактор, где-то комбайн больше приспособлен для клюквы… Вот то, что нужно! Где это? Не пишут. Зато есть телефон.
– Я хочу купить ковшик для сбора черники.
– Пожалуйста!
– Где вы находитесь?
– В Коврове. А вы?
– В Москве… А где-нибудь еще есть ваши представительства?
– Нет, к сожалению, только в Коврове. Но мы можем выслать…
– Вижу, у вас на сайте написано. Четырнадцать дней. Вся черника осыплется… Придется, значит, метнуться к вам в Ковров.
– Ох!
– У вас же в окрестностях, наверное, и черники полно?
– Да! Кругом все синее!
Вот и славно. Расспрашиваю, как найти этот магазин, как доехать, прикидываю, когда следующие выходные, смотрю расстояние по карте… Ковров, Владимирская область, расстояние от Москвы двести шестьдесят восемь километров…
А ведь, ей-Богу, съезжу!