Культурный шок

Евгений Казанцев
           В последнее время довольно широко СМИ освещают тему проявлений инопланетного присутствия на Земле. Кто-то воспринимает подобные заявления как откровение, кто-то лишь крутит палец у виска. Попытаемся разобраться в возникшем парадоксе. Тем более, что  эту тему освещают и уважаемые люди нашего общества. Является ли это для них одним из способов поддержать свое реноме, вряд ли. Они и так достаточно известны, а подобная шалость может стоить и репутации. Поставить точку в подобных рассуждениях могут лишь государственные институты, но, увы, они молчат или, в крайнем случае, отмахиваются. Один из сценариев подобного бойкота произошел в  1977 - 1978 гг. когда по инициативе стран Карибского бассейна, на 32 и 33 сессиях Генеральной Ассамблеи ООН был поднят вопрос «Об учреждении Международного агентства по изучению НЛО». США блокировали инициативу. Допустим, в качестве гипотезы, что все подобные заявления имеют место быть и выступления лидеров ряда государств подтвердят этот факт. Хотим мы этого или нет, но на завтра мы проснемся уже в другом мире, в котором будет присутствовать неопределенность нашего бытия, зависящее от факторов нам не подвластных. В рамках совокупности национальных  культур присутствует стойкая иллюзия собственного видения мира, как единственно возможного. А подобное заявление вызовет реакцию индивидуального и группового самосознания как столкновение с инокультурной реальностью, т.е. мы получим культурный шок. Этот термин был впервые озвучен в 1954 году американским антропологом Калерво Обергом. Подобная ситуация возникает, когда знакомые психологические факторы, которые помогали человеку приспосабливаться к обществу, исчезают, а вместо этого появляются неизвестные и непонятные. Когда человек вынужден приспосабливаться к новому порядку, при котором не работают ранее усвоенные культурные ценности и модели поведения.* Рассмотрим этот тезис применительно к нашей цивилизации; в мировой практике существуют самые разнообразные  религиозные институты.  Насчитывающие миллионы верующих, и вдруг у них выбивают из-под ног саму основу их восприятия мира. Оказывается, что в основе религиозных воззрений лежит не всеобъемлющий Всевышний, а такое же живое создание, хотя и стоящее на более высокой ступени развития. Таким образом, вряд ли в ближайшем обозримом будущем какой либо государственный институт признает иное положение вещей. Подобная модель событий уже была осуществлена нами самими, когда цивилизации доколумбовой Америки оказались разрушены одним ударом в самом расцвете своих сил. А наивысшие достижения были безжалостно уничтожены европейскими завоевателями, пишет известный мексиканский историк Мигель Леон-Портилья. «Они исчезли как сон: оперенье птицы кецаль разорвалось, работы из яшмы разлетелись на куски…  От них осталось одно лишь воспоминание… Учёные были уничтожены, рукописи сожжены, а скульптуры и дворцы превращены в груды бесформенных камней».*
          



*http://ru.wikipedia.org/
*В. И. Гуляев. Древние цивилизации Америки. М. Вече. 2008.