Т. Гумбатова. Жизнь -немцев колонистов за Кавказом

 
  Т.Гумбатова.  Жизнь -немцев колонистов за Кавказом.Баку.2005 год   

    Введение
                Поминайте наставников Ваших, которые
                проповедовали   вам слово      Божие…
                Послание к евреям. Гл.13.7
     История немецких колоний  на Кавказе   достаточно полно изложена в работах   Абдуллаева Ч.,  Ибрагимова Н., Аух Е., Вердиевой Х , Зейналовой С. и многих  других исследователей. Мы хотим дополнить их работы некоторыми   сведениями, которые не  приведены  в этих публикациях - о религиозной стороне жизни немцев-колонистов  и  о взаимоотношениях с другими народностями, с которыми в  соседстве   прошла  их  жизнь.
    Известно, что первое массовое появления  немцев  в России  связано с призывом « северной царицы»  Екатерины 11, бывшей принцессы Анхальт-Цербстской из Штеттина , Софьи –Фредерики- Августы.  В Манифесте от 22 июля 1763 года переселенцам была обещана  религиозная свобода (провозглашенная еще Петром 1) и четко определены значительные  льготы и преимущества « на вечные  времена».
    Ее сын, Император Российский Павел 1(1796-1801), во Всемилостивейшей Привилегии от 6 сентября 1800 года также предлагал  заманчивые условия для жителей  из германских земель, а выехавшие  ранее немцы  подтверждали  свое   благополучное устройство   в России.
   Старший сын Павла 1, любимый внук Екатерины 11,  Император  Александр 1 (1801-1825), присоединив  в 1802 году  Грузию, продолжил колонизацию Кавказа. В своем Манифесте от 20 февраля  1804 года  он особо выделил «поселенцев, которые  могли бы служить образцом в крестьянском деле  и в ремесле,  хороших земледельцев, знавших толк в виноградарстве,  в выращивании тутовника  и других полезных растений или имевших опыт в скотоводстве, особенно в разведении овец улучшенной породы для рационального ведения хозяйства» .
   31 декабря 1805 года Королем  Виртемберга стал Фридрих 1, который  и  переименовал свое королевство   в Вюртемберг. Лютеранская консистория ввела в церквях  Баден - Вюртемберга новый порядок  богослужения (агенду) и  постановила изъять  из употребления старые сборники церковных песен, катехизисы и требники. Все это вызвало недовольство  среди  части верующих и  враждебное отношение к Королю. Под влиянием разных социалистических и коммунистических течений образовалась партия религиозных сепаратистов, которая не захотела  признать постановление консистории правильным. Многие люди были охвачены традицией библейски – пиетического  благочестия.  Пиетизм - одно из мистических направлений в христианстве, которое возникло  в Германии в конце 17 века. В противовес ортодоксальному протестантизму , пиетизм  ставил религиозные чувства и личное переживание Бога, выше догматов церкви. Верующие  дома и на собраниях интенсивно читали пророческие  книги и Откровение  Иоанна.  В связи с наступлением тысячелетнего Царства Христа (chilias-1000), они  верили в предсказания проповедника  Иоганна Альбрехта   Бенгеля  (1687-1752) и писателя И.Г. Юнг - Штиллинга (1740-1817)  о предстоящем  в 1836 году   конце  света   и   о  возможном спасении на Востоке ( 4).
    Безусловно, война с Наполеоном,  экономические трудности, неурожай 1810 года,  голод, который,  по словам одного из современников, доводил до “съедения собственных детей», безграничная нищета, религиозные неурядицы -  все это  вызывало страх и  привело  к решению немцев  двинуться  в далекий край в поисках счастья.  Мечта  построить  маленькое, но отдельное, со своим укладом и своими законами, обособленное от другой нации  замкнутое пространство - этакое утопическое общество, также  могла прельстить многих. Но главная причина, во все времена ,заключается в стремлении людей прожить дарованную  единожды  Богом жизнь  как можно лучше.  Что же касается швабов Королевства Вюртемберга, то не последнюю роль в переселении  их на Кавказ сыграли родственные отношения  царских особ и  их покровительство  лютеранам. Можно с уверенностью сказать, что вся жизнь немцев в России всегда находилась в непосредственной  зависимости от этих факторов.
     В  1810 году вызов колонистов и водворение их в Россию был прекращен. Главным поводом послужила дороговизна  водворения и прокормления одной семьи – около  3 000 рублей. Кроме того, затраченные ранее средства на переселенцев не  были   возвращены,  и  правительству  пришлось  «простить» несколько миллионов рублей  долга.  Поэтому и постановили  разрешить приезжать и селиться только за собственный «кошт», без пособий из государственной казны.
     В  1815 году   Император Александр 1 вместе со своей супругой Елизаветой Алексеевной (Луизой – Марией - Августой, дочерью Карла-Людвига, маркграфа Баден-Дурлахского) участвовал  в Венском  конгрессе европейских государств –победителей в войне с Наполеоном, проходившем в Штутгарте, где он встречался со своим дядей Королем Вюртемберга Фридрихом 1 и двоюродным братом и шурином Королем Пруссии Вильгельмом 1. Именно этот момент вюртембергцы использовали  для принесения просьбы  о  переселении  в Россию. Полная уверенность в положительном решении позволила им, не  дожидаясь разрешения русского правительства, двинуться в путь  и уже в 1817 году  достичь пределов  Одессы. Часть из них изъявила желание  переселиться в Грузию, чтобы  заниматься виноградарством, о чем письмом от 6 марта 1817 года был уведомлен Главнокомандующий гражданской  частью  в Грузии и губерниях Астраханской и Кавказской  генерал-лейтенант А.П.Ермолов. Александр 1 лично был осведомлен о процессе переселения, быстро реагировал на все прошения вюртембергцев, принимал их депутатов  и способствовал их лучшему устройству.             

      продолжение  далее на странице               


Рецензии