Экскурсия в Псков, Печеры и Изборск в ноябре 2005г

Юрий Бахарев
 

Утром 13 ноября 2005 года мы с утра поехали в туристическую экскурсию в Псков. Хотя дорога туда довольно долгая, мы ехали больше 5 часов, но автобус был удобный, экскурсовод умелый и разговорчивый, так что время прошло незаметно, тем более, что под Лугой сделали небольшую остановку. Следующая остановка намечена  у Псковского Кремля .

Автобус с севера въезжает в город. Вот в окне мелькнули остатки старинной крепостной стены, и автобус едет по улицам вполне современного города. Словоохотливый гид рассказал нам, что Псков,  один из самых древних городов России, впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 903 годом, в сообщении о приведении князю Игорю жены Ольги «от Пскова».

 До начала XII века входил  в состав Древнерусского государства. Археологические раскопки в псковском Кремле показали, что уже в IX веке в здешних местах жили предки славян-кривичей, угро-финских, балтских и скандинавских племён.
Название города от гидронима Пскова, речки, впадающей в реку Великая, в излучине которых расположен Псковский кремль.

 Гидроним Пскова своим окончанием «ва», вполне похож на сходные гидронимы Москва, Протва, Сосьва в чьем угро-финском происхождении большинство лингвистов не сомневаются. Наконец,  пройдя по мосту через реку Пскову, автобус остановился на площади между кинотеатром «Октябрь» и укрепленного каменными стенами и башнями Девмонтова города, примыкающей с юга к Псковскому кремлю. Путь в  кремль лежит через территорию Девмонтова города, у южной стены которого некогда бушевал торг.

Вход в Довмонтов город, через железные ворота, покрашенные в зелёную краску. Слева здание Приказных палат конца XVII века, справа здание Духовной консистории середины XIX века. Миновав ворота между Приказными палатами и консисторией, мы оказались в крепостных стенах на небольшой территории второго пояса псковских оборонительных укреплений. Впереди гордо возвышаются Перси - южная стена Крома, изначальной крепости Пскова, к которой примкнул Довмонтов город.

Укрепление названо  так по имени князя Довмонта, княжившего в Пскове с 1266 по 1299. Мы направляемся в сторону кремля. Гид рассказывает, что Девмонт происходил из рода князей литовских,  летописцы  считают его младшим сыном великого князя литовского Миндовга. После убийства Миндовга, к которому, как считают, был причастен и Довмонт, он был вынужден в 1265 г. бежать из Литвы и с 300 литовскими семьями пришел во Псков.

Здесь он принял крещение с именем Тимофей, а   через год за доблесть  псковичи избрали его своим князем. Почти сто лет спустя после смерти князя, когда Довмонт был причислен к лику местных святых, в его честь была поставлена каменная церковь в южной части Кремля.
Первоначально на месте Девмонтова города был  посад. Как обычно бывало в средневековых городах, у стены крепости жили ремесленники. Здесь проходили торги, связанные с водным путем по Великой, как одним из вариантов пути «из варяг в греки». Потом Довмонтов город сделался крепостью, и торговая площадь отодвинулась. Крепостные стены Довмонтова города выросли в XIII веке.

В пору вечевой республики (до 1510 г.) Довмонтов город   считался центром церковного и административного управления Пскова и Псковской земли.  Узкая асфальтированная дорожка ведёт на Кром - к месту Троицких ворот. К сожалению, храмы и административные здания Довмонтова города не сохранились до наших дней, и  по обеим сторонам дорожки взору представляется только  отрытые археологами, «законсервированные»  основания древних храмов. По  приподнятым над землей фундаментам некоторых средневековых церквей, читается биография Довмонтова города.
 
Кремль или Кром, как называют его псковичи, расположен на скалистом мысу при слиянии двух рек. Деревянные стены Кремля возводятся в VIII - X вв., в X - XIII вв. появились первые каменные укрепления, после чего началось строительство новых башен Кремля, усиление крепостных стен и их наращивание в высоту.

 В Кремль вели двое южных проездных ворот, из которых сохранились только Троицкие, надежно защищенные Троицкой башней. Первоначально Троицкие ворота находились на 5 - 6 м ниже сегодняшнего уровня. Из чего можно сделать вывод о мощи Персей, как называется  первая каменная стена Кремля с южной стороны. Здесь её высота  превышала 14 м.

 Глубокий ров - Гребля, - проложенный псковичами параллельно подножию Персей, превратил Кремль в неприступную крепость. В Кремле никто не жил. Здесь собиралось народное вече, хранились запасы продовольствия, стояли клети, которые охраняли сторожевые собаки - «кромские псы». Кража из Кремля считалась тяжким государственным преступлением и каралась смертной казнью.

На территории Кремля находится Троицкий собор - главный храм Пскова. В период Псковской республи Кремль с его собором, вечевой площадью и кромскими клетями был духовным и  юридическим центром псковской земли.

Территория Кремля обнесена каменными крепостными стенами с  высотой 6-8 м и толщиною от 2,5 м до 6,0 м ( «перси»). Протяжённость восточной стены Кремля — 435 м; западной — 345 м. Протяжённость южной стены 88 м.
 Система укрепленных стен Крома одна из самых длинных в Европе, производит весьма внушительное впечатление.
История Пскова как вольного города завершилась в 1510 году, при государе Василии III. Тяжелая рука Москвы обрушилась на вольный город, как на один из последних очагов «феодальной раздробленности». Исчез из Крома вечевой колокол. Он был снят по указанию Василия III и вывезен в Москву. Было ликвидировано вече, назначены московские наместники, 300 самых богатых псковских семей были силой переселены в Москву, клети и житницы на Крому перешли в ведение государя. Иван Грозный смотрел на Псков уже как на свою вотчину.

 Экскурсовод поведал нам легенду, как псковский юродивый Николка обличал жестокости  Ивана Грозного, когда тот пришел молиться в Троицкий собор Крома. Проскакал он перед царем верхом на палочке и закричал: «Иван, Иван! Покушай хлеба-соли, а не христианской крови» и протянул ему  кусок мяса. Грозный царь сказал юродивому, что не ест мяса в великий пост. На это юродивый  ответил царю: «Да разве Иван думает, что съесть в пост кусок мяса животного грешно, а нет греха, съесть столько людского мяса, сколько он уже съел?».

Из Пскова нас повезли в Печеры, небольшой городок на границе с Эстонией, известный средневековой крепостью и первоклассным Свято-Успенским монастырем 16 века. Печеры –это местное произношение слова пещеры. Там в неширокой долине, прорезавшей толщу девонских песчанников, образовался целый лабиринт естественных, очевидно проточенных водой ходов, пещеры.
 
С момента заселения этих мест человеком (первыми  были финоязычные племена,  их потомки, народность сету, до сих пор живут в Печерах ) эти места имели культовое значение. Славяне пришли сюда не ранее восьмого века. В 15 веке дерптский  священник Иоанн, бежавший от преследований Ливонского ордена основал здесь пещерную Успенскую церковь и положил начало монастырю.

В 1558-1565 гг. монастырь был укреплен мощной каменной стеной из известняка с 9 боевыми башнями. С этого времени Печерская крепость стала важным военным укреплением на западных границах русского государства.

 Игуменом монастыря Корнелием была написана «Повесть о начале Печерского монастыря» и одна из псковских летописей. В это время Псково-Печерский монастырь приобрел значение не только оборонительного, но и ведущего духовного и культурного центра, здесь велась летопись древнего Пскова и была собрана богатейшая по тем временам библиотека. До наших дней дошел сохранившейся в ней список XV века известной древне-русской повести «Сказание о погибели земли русской».

Наш гид рассказал монастырское предание  о трагической кончине игумена. По злостному навету  в связях с Великим княжеством литовским,  Корнилий   принял мученическую смерть.
Когда  игумен Корнилий вышел к воротам обители с крестом навстречу государю, тот своею рукою отсек ему голову, но тотчас раскаялся и, поднявши тело игумена, на своих руках отнес его в монастырь.

 Путь, по которому шел Иван Грозный, неся к Успенскому храму убиенного, с тех пор называется «кровавым». Игумена похоронили в пещере, где с самого начала основания монастыря в  стали хоронить умерших монахов, а потом и местную знать, так как обнаружили, что при  захоронении в пещерах тела не гниют, а мумифицируются даже в открытых гробах.

 Нас по пещерам водил местный монах и обращал внимание на то, что после внесения тела в пещеру, пропадает трупный запах, даже  умерших, и уже начавших разлагаться на воле.
Сейчас все пещеры представляют собой огромный колумбарий, только вместо урн с пеплом вырытые в стенах пещеры ниши, закрытые керамическими плитами с надписями.

 Последнего из мирян,  там похоронили, за большие деньги, питерского криминального авторитета. Из-за этого был  поднят громкий шум в прессе. Ведь по православной традиции считается, что человек, похороненный в пещерах, независимо то своей земной жизни, попадет в рай.

Лида помолилась в монастырском храме, поставила свечки и набрала литр святой воды. Я в это время  осмотрел все окрестности, монастырь действительно очень красив. Сфотографировав все, что можно, поехали в город Изборск, куда Рюрик посадил своего брата Трувора.

 Место, куда был посажен второй его брат Синеус, Белозеро мы видели в августе, когда путешествовали  по Великим озерам и Волге. На самом деле, все эти стольные города трех братьев-варягов закрывают три варианта пути из варяг в греки и хазары.

Старая Ладога Рюрика контролировала путь из Ладожского озера по Волхову, Изборск контролировал направление из Чудского озера по реке Великой, а Белозеро перекрывало дорогу из Онеги и далее через озеро Белое по малым рекам и волокам  на Волгу.

 Сейчас Изборск городом назвать можно только с большим трудом. Изборская крепость и есть тот древний город Изборск, который упоминается в летописях. Городом в древней Руси называли собственно крепость, то есть «огороженное место».

Как повествует летописец, крепость, которую мы сейчас видим, была перенесена с городища, где был изначальный Изборск, на Жеравью (Журавлиную гору) в 1330 год, псковским посадником Шелогой.

С того времени она неоднократно укреплялась  более мощными, оборонительными сооружениями. В плане крепость представляет собой неправильный треугольник со скругленными углами. «Приступная» стена, обращенная на запад, имеет форму выпуклой дуги. Толщина стен до 3 метров, суммарная длина каменных стен почти 850 метров.
 Надвратные башни крепости – квадратные, остальные, в основном круглые.

Недалеко от входа в крепость, в  расположен Никольский собор, построенный в первой половине XIV века.  В восточной стене крепости находится  ступенчатая галерея, перекрытая сводом и ведущая к подземному колодцу, из которого жители Изборска брали воду в дни осад.

Осмотрев окружающий  пейзаж со смотровой площадки, сооруженной  на башне Луковка пошли на Труворово городище. Здесь  находится место старого Изборска, с сохранившимися остатками крепостной стены. Сейчас там расположено кладбище, на котором одну из могил с замшелым каменным крестом и каменными плитами с руническими знаками, называют  могилой Трувора.
 Место очень красивое, как бы мыс, в острие которого сходятся два глубоких сброса с очень крутыми стенами.

На дне одного сброса, похоже текла река, на дне другого - система длинных и узких озер с протоками, по-видимому, старинный водный торговый путь. Вид с мыса как на картинах Рериха из истории древней Руси.

Спустились к озеру, а там плавает пара лебедей с восьмью почти взрослыми детенышами (только крылья еще не совсем белые), а  прямо из стены бьют ключи с чистейшей водой. Лида и из этих Славянских освященных ключей набрала бутылку со святой водой. Когда подошли к автобусу, уже было почти темно, так что обратная дорога прошла в полусне. Прибыли к метро Московская ровно в 23 часа, как и намечалось, а в начале первого ночи, были уже дома  в Парголово.