Памяти учителя

Елена Нева
                Ставискому Борису Яковлевичу
               
               
                "Икебана « Кара-тепе.
   

Текст этого материала был утрачен, как всегда, то нехватка бумаги, то копирки. Теперь, когда Учителя уже не стало, захотелось восстановить те описания и наблюдения, сделанные, после посещения Кара-тепе, уникального памятника Центральной Азии, раскопками которого более трёх десятилетий  занимался мой учитель.

Знакомство с  ним началось буквально со студенческой скамьи. Куратор курса, узнав, что я родом из Таджикистана поспешила нас познакомить и дружба продлилась на десятилетия.


Я не «занималась» Кара-тепе, но было крайне любопытно побывать на археологических раскопках   столь знаменитого памятника Кушанской империи  Центральной Азии.
 

Кара-тепе  - в переводе “Чёрный холм»/ не путать с Каратепе в Турции/,  расположен  на юге Узбекистана, на границе с Афганистаном.  Этот буддийский  пещерный монастырь расположен  недалеко от реки Амударьи.   И это  не единственный монастырь древней  Бактрии на юге современного Узбекистана.

Исследователями отмечалось, что это был не просто монастырь, но и школа.  /см. работы Б.Литвинского/
Глиняные статуи Будды и бодхисатв, обнаруженные при раскопках, в данное время находятся  в музеях Узбекистана.


Монастырь был расположен на трёх холмах, храмы, его  из пахсы и необожженного кирпича, относящиеся ко 2 веку. В этот период , согласно надписям времён Кушанской империи он назывался «Королевский-монастырь» /см. работы  В.Ветрогардовой/

 Интерьеры построек были украшены росписями. Расцвет монастыря пришёлся на 2-3 века,  в 4-5 веках, часть помещений уже  не функционировала и кельи  стали использовать для захоронений. Однако монастырь просуществовал до 6 века. С 9 по 12 век на Кара-тепе в отдельных пещерах в прошлом буддийского монастыря проживали отшельники – суфи.


Сохранилось огромное число надписей  в пещерах на бактрийском, брахми, согдийском, среднеперсидском, сирийском, арабских языках. Странно, что на английском сайте, откуда я  позаимствовала краткую историю Кара-тепе вы не найдёте упоминание и перечень работ  моего учителя. 


И только по-русски, в журнале «Вокруг света» за 1999 год  Максим Войлошников написал о моём учителе, о встрече с ним  http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/823/    его работе на Кара-тепе / с 1993 года я уже встречалась с Борисом Яковлевичем  в Америке, когда он приезжал  навещать своих  внуков/.
 

Итак, Икебана  - в переводе с японского буквально – “живые» цветы - традиционное искусство аранжировки, создание композиций из срезанных цветов и побегов в специальных сосудах для размещения в интерьере.

Икебана пришла в Японию в 15 веке являясь подношениям  богам в японских  храмах /единственный цветок - как символ вечной жизни - Икэнобо  Сэнкэй – «Истинная утонченность»/. Первой школой икебаны является школа Икэнобо /15 век/ по имени основателя – священнослужителя буддийского храма в  Киото.

Внутри этой школы существуют и более старые стили Сека и Рикка. Стиль Рикка использовался для украшения храмов в нём отражено величие природы – сосновые ветки, например, символизируют скалы и камни, белые хризантемы  - реки и ручейки.


 Уже здесь в Америке я изучала стиль Охара, создавая «букеты» в плоских вазах /данный  стиль появился в конце 19 века /
Буддизм же, как известно  философское учение, обозначающее буквально « пробуждение просветлённого» возникшее в 6 веке до нашей эры в Древней Индии.


 Из Индии буддизм «попадает» в Центральную Азию, оттуда в Китай и как мы уже упоминали только в 15 веке «приходит» в Японию. В сжатом виде это учение о любви ко всему, самоограничение и медитация как правила жизни.
 

Так что «войдя» в монастырский двор монастыря  /комплекс. В/ на  Кара-тепе я и увидела не что иное, как икебану  на  глиняном «полу»   перед   небольшим святилищем со статуей  Будды /подробнее см. Б.Ставиский «Судьбы Буддизма в Средней Азии» М, 1998,стр.30/ Процарапанное», / это был самый нижний слой глиняного пола, всего их было 3/правильнее сказать прорытое изображение  вазы с  плодом граната, бутона цветка и что-то вроде веточки. На тулове вазы изображение  свастики – символ солнца/ это был самый нижний слой глиняного пола, всего их было 3/


 В отдельных районах у таджиков сохранилась «традиция» держать небольшие» букеты» в медных кувшинах или  « вазах», чаще всего  отдельных лекарственных растений, которые могут  обходиться  без воды.
 

Помню, как меня сразу поразило  сравнение, увиденного с икебаной и позже я обнаружила все вышеперечисленные исторические ступени развития и адаптации аранжировки цветов японцами и причислением последней к национальному виду искусству.

Подобное неоднократно происходило в истории культуры как, например история с той же матрёшкой, ставшей символом России, но первоначально  появившейся  в Японии /деревянная кукла/


В  этом  году Б. Я. Ставискому исполнилось бы 86 лет, по – американским стандартам это только пожилой человек, немало учёных его поколения ещё здравствуют. Он навсегда остался верен Москве, где и похоронен.

А мы, его ученики, надеюсь достойно продолжаем его дело - изучение истории и культуры Центральной Азии.