Ставискому Борису Яковлевичу
"Икебана « Кара-тепе.
Текст этого материала был утрачен, как всегда, то нехватка бумаги, то копирки. Теперь, когда Учителя уже не стало, захотелось восстановить те описания и наблюдения, сделанные, после посещения Кара-тепе, уникального памятника Центральной Азии, раскопками которого более трёх десятилетий занимался мой учитель.
Знакомство с ним началось буквально со студенческой скамьи. Куратор курса, узнав, что я родом из Таджикистана поспешила нас познакомить и дружба продлилась на десятилетия.
Я не «занималась» Кара-тепе, но было крайне любопытно побывать на археологических раскопках столь знаменитого памятника Кушанской империи Центральной Азии.
Кара-тепе - в переводе “Чёрный холм»/ не путать с Каратепе в Турции/, расположен на юге Узбекистана, на границе с Афганистаном. Этот буддийский пещерный монастырь расположен недалеко от реки Амударьи. И это не единственный монастырь древней Бактрии на юге современного Узбекистана.
Исследователями отмечалось, что это был не просто монастырь, но и школа. /см. работы Б.Литвинского/
Глиняные статуи Будды и бодхисатв, обнаруженные при раскопках, в данное время находятся в музеях Узбекистана.
Монастырь был расположен на трёх холмах, храмы, его из пахсы и необожженного кирпича, относящиеся ко 2 веку. В этот период , согласно надписям времён Кушанской империи он назывался «Королевский-монастырь» /см. работы В.Ветрогардовой/
Интерьеры построек были украшены росписями. Расцвет монастыря пришёлся на 2-3 века, в 4-5 веках, часть помещений уже не функционировала и кельи стали использовать для захоронений. Однако монастырь просуществовал до 6 века. С 9 по 12 век на Кара-тепе в отдельных пещерах в прошлом буддийского монастыря проживали отшельники – суфи.
Сохранилось огромное число надписей в пещерах на бактрийском, брахми, согдийском, среднеперсидском, сирийском, арабских языках. Странно, что на английском сайте, откуда я позаимствовала краткую историю Кара-тепе вы не найдёте упоминание и перечень работ моего учителя.
И только по-русски, в журнале «Вокруг света» за 1999 год Максим Войлошников написал о моём учителе, о встрече с ним http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/823/ его работе на Кара-тепе / с 1993 года я уже встречалась с Борисом Яковлевичем в Америке, когда он приезжал навещать своих внуков/.
Итак, Икебана - в переводе с японского буквально – “живые» цветы - традиционное искусство аранжировки, создание композиций из срезанных цветов и побегов в специальных сосудах для размещения в интерьере.
Икебана пришла в Японию в 15 веке являясь подношениям богам в японских храмах /единственный цветок - как символ вечной жизни - Икэнобо Сэнкэй – «Истинная утонченность»/. Первой школой икебаны является школа Икэнобо /15 век/ по имени основателя – священнослужителя буддийского храма в Киото.
Внутри этой школы существуют и более старые стили Сека и Рикка. Стиль Рикка использовался для украшения храмов в нём отражено величие природы – сосновые ветки, например, символизируют скалы и камни, белые хризантемы - реки и ручейки.
Уже здесь в Америке я изучала стиль Охара, создавая «букеты» в плоских вазах /данный стиль появился в конце 19 века /
Буддизм же, как известно философское учение, обозначающее буквально « пробуждение просветлённого» возникшее в 6 веке до нашей эры в Древней Индии.
Из Индии буддизм «попадает» в Центральную Азию, оттуда в Китай и как мы уже упоминали только в 15 веке «приходит» в Японию. В сжатом виде это учение о любви ко всему, самоограничение и медитация как правила жизни.
Так что «войдя» в монастырский двор монастыря /комплекс. В/ на Кара-тепе я и увидела не что иное, как икебану на глиняном «полу» перед небольшим святилищем со статуей Будды /подробнее см. Б.Ставиский «Судьбы Буддизма в Средней Азии» М, 1998,стр.30/ Процарапанное», / это был самый нижний слой глиняного пола, всего их было 3/правильнее сказать прорытое изображение вазы с плодом граната, бутона цветка и что-то вроде веточки. На тулове вазы изображение свастики – символ солнца/ это был самый нижний слой глиняного пола, всего их было 3/
В отдельных районах у таджиков сохранилась «традиция» держать небольшие» букеты» в медных кувшинах или « вазах», чаще всего отдельных лекарственных растений, которые могут обходиться без воды.
Помню, как меня сразу поразило сравнение, увиденного с икебаной и позже я обнаружила все вышеперечисленные исторические ступени развития и адаптации аранжировки цветов японцами и причислением последней к национальному виду искусству.
Подобное неоднократно происходило в истории культуры как, например история с той же матрёшкой, ставшей символом России, но первоначально появившейся в Японии /деревянная кукла/
В этом году Б. Я. Ставискому исполнилось бы 86 лет, по – американским стандартам это только пожилой человек, немало учёных его поколения ещё здравствуют. Он навсегда остался верен Москве, где и похоронен.
А мы, его ученики, надеюсь достойно продолжаем его дело - изучение истории и культуры Центральной Азии.