Нравственность

Николай Мурашев
               
    Понимание термина «нравственность" в обществе туманно, но не из-за недостатков его словарных  толкований,  а  из-за спекуляций вокруг него.
    Ключевой основой данного термина является термин «нрав».  Нрав – это устойчивый  вид  поведения (мышления) человека, его обычные реакции на соответствующие обстоятельства.  Множества людей с аналогичными нравами образуют нравы общества. В современной России, к примеру, таким нравом общества можно считать коррупцию.  Синонимами «нрава» являются «уклад», «обычай».  С учётом этого, термин «нравственность»  в словарях обозначает совокупность нравов.
    В моём понимании, нравственность – это особое качество отношений между государством и обществом, государством и человеком, государством и природой, обществом и человеком, обществом и природой, человеком и природой, которое отражается в законах государства  и поведении власти, а в среде населения страны – в его обычаях и нравах.
    Иноязычным аналогом термина «нравственность» является «мораль». Из-за этого словосочетания «морально-нравственный» или «нравственно-моральный», являются тавтологией  и  свидетельствуют  о  не понимании  человеком предмета своей  речи. К сожалению, этим, порой, грешат первые лица государства. Но чаще всего  люди демонстрируют ограниченное  толкование  термина, понимая его только как благостное поведение людей, относя всё другое  к термину «безнравственность». Это не верно. Как особое качество отношений нравственность существует всегда, и она всегда характеризует их. Качество же может быть разным и оцениваться по-разному, а  оценка является собственностью оценщика и у разных оценщиков может быть разной.   Когда нравственность в обществе строго не определена и употребляется в речи, она превращает эту речь в некоторую туманность и,несмотря на размахивание оратора руками, принятие им разных поз и смены мимики, ясность не наступает.
    В словарях «нравственность»  толкуется как  совокупность   норм, правил и принципов поведения людей по отношению друг к другу,  к обществу и природе.  Заметим, что здесь не приводятся составы называемых совокупностей и не даются оценки этих норм, правил, принципов, следовательно, они могут быть любыми. 
    Недостатком словарных определений нравственности является отсутствие в списке названных отношений: человек – общество – природа, ещё и  государства, а также  того, что понятие нравственности возникает не только при  определении перечня признаков общественных отношений, но и при их оценке.  Также следует понимать, что отношение предполагает  прямое и обратное направления.
    Есть нравственность человека в отношениях между людьми, есть нравственность  в отношении его к природе, обществу и государству, но  есть также нравственность  государства и нравственность общества в отношении к человеку и к природе.  Например, В России государство оставило  всего 12000 лесников. Нравственность этого действа проявилась в гибели лесов на громадных площадях. 
     Характерно, что эти отношения (государство – общество – человек – природа)  могут быть разными и оцениваться по-разному.  Оценщик времён рабовладельческого общества, если он был патрицием, считал превращение человека в раба, его истязание, а также убийство нормой нрава, раб так не считал. Крестовые походы несли по костям покорённого населения свою нравственность и её ценности, инквизиция пытками и кострами демонстрировала свою нравственность и её ценности. По крепостному праву в России продажа крепостных и сечение их плетьми, чванство и паразитизм элиты, наличие высших и низших сословий, безграмотность и нищета миллионов жителей страны было нормой нрава. Именно такой порядок общественных отношений был установленным.
    Человек как единица населения не представляет нравственного начала, поскольку  его бытие определяет  и его мировоззрение,  и его поведенческий кодекс. Нравственность возникает только, когда человек находится  среди людей, то есть общество представляет  нравственные начала для его членов. 
    Вспомните приключения Робинзона Крузо на необитаемом острове. Для него не было норм, правил и принципов общественных отношений, ведь он был один, и оправданным было  любое действие, обеспечивающее его выживание, то есть нравственности не было.  А вспомните картину, которую наблюдал Робинзон Крузо, когда дикари готовились съесть своего соплеменника, получившего позднее от Робинзона прозвище Пятница. Это была картина нравственности, то есть норм, правил и принципов общественных отношений, сложившихся в диком племени.
     У каждой  нравственности свои ценности (нравственные ценности). У дикого племени – свои,  в рабовладельческой цивилизации – свои,  в капиталистической – свои. Эти ценности не являются всеобщими и не могут ими  быть. 
Первичное проявление нравственности в жизни человека начинается с отношения  матери  к  нему  ещё в период его вынашивания. После рождения малыша число людей, его окружающих, возрастает. Возрастает и число  отношений к нему. Появляется  нравственность среды его бытия.  В дальнейшем бытие становится фактором, формирующим  мировоззрение  и поведенческий кодекс человека и определяющим  качество его нравственности.  Именно оно становится его нравственным началом.
    В рабовладельческом обществе, в крепостной России единой нравственности не было, их было несколько – по числу сословий. В капиталистическом обществе тоже нет единой нравственности. И она невозможна, так как нормы и права общественных отношений в нём подчинены частной собственности на средства производства и являются исходным условием бытия населения и формирования различных нравственностей.  Буржуа формирует свои нормы и правила отношений,  пролетариат – свои, чиновники – свои, воровское сословие – свои. Объединяющим качеством всех этих отношений является взаимная ненависть разных слоёв и антагонистические противоречия внутри них.   
     В декабре 2011 года и в марте 2012 года в России прошли две кампании пародийной демократии - выборы. В ходе их власть,  используя свой административный ресурс,   проявляла свою  нравственность,  разновозрастные «пацаны», участвуя в каруселях и во вбрасывании бюллетеней,  демонстрировали свою нравственность, члены избирательных комиссий, искажая результаты голосования - свою,  а те, кто не пошел голосовать – свою.
     Нравственность – это производное общественно-экономической формации (ОЭФ), отражающееся в политической организации общества и качестве государственной власти. В современной капиталистической России общим фундаментом нравственности является прагматизм, как представление о личной выгоде.   Именно это представление уже стало  интеллектуальной мембраной мышления успешных людей.  Когда такую мембрану мышления обретёт солдат, можно будет сказать о том, что капиталистическая нравственность в России состоялась.
     P.S. В современных словарях русского языка встречается также такое толкование нравственности: «Это внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе». Прочитав это, понимаешь, что  лингвистика – это наука эмоциональная и смешная.