Религия. часть 2

Владимир Подволоцкий
Среди изданий, посвященных «Новому Завету», представляет интерес книга протоиерея о. Александра Меня  «Сын Человеческий», повествующая о жизненном пути Иисуса Христа.

В разделе «От автора»  А. Мень говорит:
« Для чего написаны эти страницы? Нужны ли они, если об основателе христианства было уже столько сказано?

Любая новая книга на евангельскую тему может вызвать подобные вопросы. Кроме того, очевидно, что никакой труд, посвященный жизни и учению Иисуса  Христа, не может заменить своего первоисточника.

…Итак, если мы хотим знать правду о Христе, то мы должны искать ее,  прежде всего,  в Евангелии.

Но тот, кто впервые берет его в руки, может столкнуться с известными трудностями. Ведь авторов Нового Завета отделяют от нас почти две тысячи лет. Современному человеку бывает нелегко понять многие их намеки, обороты речи, а подчас даже самый ход их мысли, что вызывает необходимость в комментариях, которые давали бы ключ к Евангелию.

Изучение ветхозаветной письменности давно уже стало целой наукой. Сотни толкователей - богословов, историков, филологов - проделали огромную работу по разбору и сопоставлению текстов, по уточнению их смысла. Они кропотливо исследовали каждую главу и каждый стих Евангелие.

Ценность этих аналитических трудов бесспорна. Они помогли уяснить немало важных подробностей. Однако авторы их следовали методу, который нередко оставлял на втором плане главное. Обширные критические экскурсы о Матфее, Марке, Луке и Иоанне почти заслонили самого Христа. А ведь евангелисты стремились донести до нас именно весть о Сыне Человеческом, Который есть альфа и омега христианства; без него оно лишается души, попросту говоря, не существует.

…Остается сожалеть, что опыт полной «биографии»  Христа, написанный в форме связного повествования, был предпринят впервые автором нехристианским. Речь идет об Эрнесте Ренане, французском историке и мыслителе, книга которого «Жизнь Иисуса» появилась в 1863 году.

…Увидеть Иисуса Назарянина таким, каким видели Его современники, - вот одна из главных задач  книги о Нем, если она строится по принципу  историко - литературного синтеза.

… В  ней  автор  не  ставил  себе  исследовательских  целей,  а  стремился  лишь  к  тому,  о  чем говорил Вл. Соловьев в беседе с Победоносцевым, - просто рассказать о Христе.

…Цитируя Новый Завет, автору пришлось отказаться от общеупотребительного синодального перевода. Достоинства его несомненны, но, сделанный более полутора веков назад, он устарел как в научном, так и в литературном отношении. Поэтому в книге использован
(с некоторыми поправками) новый перевод, осуществленный в Париже под редакцией архиепископа  Кассиана».

В своей книге Александр Мень дает подробное описание всего жизненного пути Иисуса.  Он также приводит подробный «Словарь терминов», содержащий перевод ряда слов и  выражений, встречающихся в текстах  Нового Завета на   еврейском, греческом, славянском, латинском и арамейском  языках.

В 1980 году в Брюсселе  вышло первое издание книги о. Александра Меня - «Таинство, слово и образ».

В  предисловии  к первому изданию этой  книги архиепископ Иоанн Шаховский  сообщает:
«Эту книгу московского протоиерея о. Александра Меня, выходящую в христианском издательстве «Жизнь с Богом», не надо комментировать. Она сама выразительно комментирует себя, раскрывает нужную для многих тему.

Ее можно было бы назвать «Богослужебным Катехизисом», - так внимательно автор касается всех сторон церковной молитвы, ведет читателя по всему кругу двухтысячелетних молитв Церкви Христовой, льющихся от человечества к небу. Видно, как многого лишают себя  те,  кто не   входит в  эту  волну  общей  молитвы  и  таинств  веры, о которых  говорит  о. Александр.

Читателям этой книги открывается возможность лучше понять вселенскую молитву.

Пусть слова этих страниц о служении человечества Богу  - слова живые и нужные – упадут не при дорогах суеты, не в терния страстей и не на камень бесчувствия, но на благодатную землю  живых сердец».

Во втором издании этой книги в  разделе «ОТ АВТОРА» описан долгий и трудный путь прихода этой книги к русским православным людям, что, в свою очередь,  говорит о многом:
«Отдельные главы  этой книги начали печататься еще в 1960 году в «Журнале Московской Патриархии». Затем основной ее текст был издан на немецком языке в журнале Среднеевропейского Экзархата «Голос Православия» и на русском языке в Брюсселе Центром Восточного христианства (издательство «Жизнь с Богом», 1969). Полностью она была выпущена тем же издательством в 1980 году. Настоящее. Второе издание выходит в переработанном и дополненном виде».

Говоря о свершении молитвы, о. Александр Мень отмечает  ее медитацинное воздействие на человека:
«...В каждом случае нужно следить, чтобы медитация не превращалась в отвлеченное размышление. Она должна быть тесно связана с конкретной судьбой и личностью данного человека и ощущаться как предстояние Богу.  Сознание Его Присутствия здесь очень важно. Очень важно также, чтобы в эти минуты ничто постороннее не проникало в мысль.  Любой начинающий  знает,  как это трудно.  Но трудности не должны пугать нас или расхолаживать.

С молитвой и медитацией тесно связано чтение Библии; читать ее следует сосредоточенно, неспешно, сознавая, что слова Писания обращены к каждому из нас как призыв, упрек или одобрение. Тогда чтение незаметно превратится в диалог, молитвенную беседу с Богом...».

К сожалению,  жизнь о. Александра Меня  трагически оборвалась - он трагически погиб  9 сентября 1990 года.

Среди других религиозных направлений, близких по своему духу к христианству, можно особо выделить Ислам, как религию,  во многом следующую по пути, предначертанному Отцом Небесным, и поведанному нам Иисусом Христом.  В Коране  наш  Отец  Небесный  имеет   имя - Аллах.

В книге Эльмира Кулиева -  «На пути к Корану» детально анализируются основные священные писания, предопределившие появление Корана:
«… Коран – несотворенное Слово Господне, вечное свидетельство пророчества и последнее небесное откровение, которое подтвердило истинность всех предыдущих священных писаний, отменило провозглашенные ими законы и утвердило последнее и самое совершенное  небесное законодательство.

Всевышний сказал: «Это писание, которое Мы ниспослали, является благослословенным и подтверждает то, что было до него.

… Коран – верное руководство  для людей, ясные доказательства верного руководства и различение.

…Он различает между добром и злом, истиной и ложью, верным путем и заблуждением. Его истины подтверждаются убедительными доводами и неопровержимыми доказательствами. Они опровергают правило - «не испытывай и уверуй» и провозглашают новое правило -  «испытай и уверуй».

…Коран воспитывает мусульман в духе праведности, богобоязненности и благонравия и учит их не падать духом  и не терять веры в себя  и надежды на милость Господа. Всевышний сказал: «Явились к вам от Аллаха свет (Мухаммад) и ясное Писание.  Посредством его Аллах ведет по путям мира тех, кто стремится снискать Его довольство.  Он выводит их по  Своему соизволению из мраков к свету и наставляет на прямой путь».

… Правоверные  обязаны верить во все небесные писания, не делая различия между этими писаниями и посланниками, которыми они были ниспосланы.  В подтверждение этого Всевышний приказал мусульманам обратиться к людям  со словами писания: «Мы уверовали в Аллаха,  а также в то, что было ниспослано нам  и что было ниспослано Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Йакубу (Иакову) и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба),  что было даровано Мусе (Моисею) и Исе (Иисусу) и что было даровано пророкам их Господом. Мы не делаем различий между ними, и  Ему одному мы покоряемся».

… Из коранических аятов и достоверных хадисов нам известны названия лишь некоторых из писаний, которые были ниспосланы  до пришествия  пророка  Мухаммада,

1. Таурат (Тора) был ниспослан пророку Мусе.  Всевышний сказал:  «Погубив первые поколения, Мы даровали Мусе (Моисею) Писание в качестве наглядного наставления  для людей, верного руководства и милости, чтобы они могли помянуть назидание». Это писание было величайшим из писаний, ниспосланных сынам Исраила.

…  Всевышний сказал: «Мы предписали им в нем: душа – за душу, глаз – за глаз, нос – за нос, ухо – за ухо, зуб – за зуб,  а за раны – возмездие.  Но если кто-нибудь пожертвует этим, то это станет для него искуплением. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются беззаконниками».

… Однако  иудейские ученые не сумели уберечь священное писание от искажения и стали запрещать часть того, что разрешил Аллах, и разрешать часть того,  что им было запрещено.

… Всевышний сказал: «Кто же ниспослал в качестве света и верного  руководства для людей Писание, с которым пришел Муса (Моисей) и которое вы превратили в отдельные листы, показывая некоторые из них и скрывая многие другие? А ведь вас обучали тому, что не знали ни вы, ни ваши отцы ».

2. Инджил (Евангелие) был ниспослан пророку Исе, сыну Марьям. Всевышний сказал:«Вслед за ними Мы отправили Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), с подтверждением истинности того, что было прежде  ниспослано в Таурате (Торе).  Мы  даровали ему Инджил (Евангелие), в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что прежде было послано в Таурате (Торе).  Он был верным руководством и назиданием для  богобоязненных».

…  В Коране сообщается, что Мессия сказал своему народу: «Я пришел, чтобы подтвердить истинность того, что было в Таурате (Торе) до меня,  и чтобы разрешить вам часть того,  что было вам запрещено».

… Всевышний также сообщил, что пророк Иса, сын Марьям, сказал: «О сыны Исраиля (Израиля)!  Я послан к вам Аллахом, чтобы подтвердить праведность того, что было в Таурате (Торе) до меня, и чтобы сообщить благую весть о посланнике, который придет после меня, имя которого будет Ахмад (Мухаммад) ».

…   Так в Ветхом Завете предсказано пришествие пророка, подобного Моисею.

… В Евангелие от Иоанна (14:15-16) предсказано пришествие некоего Утешителя: «Если любите Меня, соблюдите мои заповеди.  И Я умолю Отца, и даст он вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек».
    

Автор приводит  жизнеописание пророка Мухаммада,  историю Корана, толкование Корана. В  разделе Переводы Корана автор сообщает о множество  ошибок, возникших при  переводе Корана  на  различные  языки,  в  том  числе  на русский.   Дает рекомендации по методам перевода Корана.

Итак, автор, подробно анализируя текст Корана, приводит аргументы, показывающие преемственность Ветхого Завета,  Евангелий и Корана. Он проводит параллели между их общими положениями, трактующими смысл многих канонов, объединенных единым духовным началом, способствуя тем самым сближению Христиан и Мусульман.

Безусловно, имеется ряд различных трактовок отдельных фрагментов Евангелия и Корана, касающихся описания общих исторических событий, но к этому надо относится  с пониманием их неизбежности, хотя бы в силу того, что эти учения были даны разным народам, имеющим свои  исторические национальные различия и, кроме того они появились  в различные исторические  эпохи.  Кроме того, следует учитывать погрешности их перевода с языка оригинала. При их изучении основное внимание следует обращать на факты единой трактовки сущности отдельных религиозных  положений, объединяющих, а не противопоставляющих различные вероисповедания, поскольку именно они ведут к сближению народов мира.

Очевидно, что проблема духовного развития человечества определяется многими жизненными факторами.   

Так, например, в книге  «Владыка креста» говорится:
«… Ничто так не ожесточает людей, как атеизм,
Ничто так не разделяет людей как религия.
Ничто так не объединяет людей,  как вера в Библейского Бога в их едином  земном доме».

В первом тезисе мне видится то, что люди без веры в Господа Бога, не осознают  свое единство, обусловленное тем, что все они  братья и сестры, члены одной семьи – Земного Человечества. И, что они порождены едиными создателями жизни на Земле:
Единым Богом - Отцом, как  бы его не называли в том или ином учении, и
Единой  Матерью - Землей. 
Такие люди в основной своей массе  обременены эгоизмом, завистью и гордыней. Все это вызывает их разобщение, и невозможность создания их гармоничного сосуществования, которое может быть достигнуто только через всеобщую, взаимную, бескорыстную  любовь,  как к создателям жизни, так и ко всему сущему на Земле.

Второй тезис автор аргументирует следующим образом: 
Религия - «…(латин. Religio) - святыня, предмет культа. Отсюда напрашивается предположение, что предназначение религии – связывать Свободную волю человека обрядами, правилами, постановлениями и т.п., находясь в которых, человек  будет  как  бы   морально   высоким   и   спасенным.   Религия  обычно     непонятна, таинственна и воинственна.  В  заключение добавим, что в Библии нет этого термина.   

…Многие же религии пытаются называть себя верою, не приближаясь к истине».

То есть, каждая  религия  защищает себя, свою самость определенными догматическими канонами, тем самым, препятствуя своему слиянию с какой-либо другой религией, считая их не истинными. Однако возможность поглощения собой  иных религиозных течений  не возбраняется.

Наконец,  аргументация третьего тезиса  подкрепляется следующим образом:
«… Вера (латин. Verus) означает «истинный»  (немец. waxr) – «верный».  Например во 2-м стихе Петра 1:1 читаем: «… принявший с нами равно драгоценную веру (истину)…». А Иуда в 3-м стихе призывает «подниматься за веру (истину), однажды преданную святым».

Также и Апостол Павел в послании Филиппийцам(1:27) выражает надежду «…на то, что  верующие будут стоять в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую (за истинную благую весть)».
 
Автор   считает, что процесс объединения народов в едином доме: Матушке – Земле  возможен только на основе создания закона свободы вероисповеданий, но не религий. И основой единого вероисповедания должна стать вера в одного Бога, одно Слово Бога (Библия) и одну Землю.  Гарантией истинности такой веры автор считает Библию.

«… И, наконец, должен решиться вопрос о едином пространстве, потому, что нация, разделяющаяся сама в себе, не будет благословенна, о чем сказал Иисус Христос в Евангелии.  От Матфея 12:25: «…всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет»».

Наиболее вероятно, что  такое объединение возможно лишь тогда, когда лидирующая
Вера - Объединитель даст исчерпывающие ответы на все вопросы всех объединяемых вероисповеданий и убедительно покажет истинность своего  учения. То есть будет проложен общий путь - истинный для всех объединяемых вероисповеданий. При этом создание такого единого пути должно происходить очень тактичным образом, без ущемления  самолюбия  различных  вероисповедований,  резкой критикой их  обрядов. Необходимо   создать такое веропонимание, при котором должна возникнуть   взаимотерпимость  и взаимопреемственность    образов,     священных   для   той  или  иной веры.

Мне кажется, что Вера Объединитель  должна показать свой путь, не навязывая его силой  другим верованиям. И, если этот путь ведет к истинной Вере, то  другие вероисповедания рано или поздно придут к началу этого пути и, в конечном счете,  встанут на него, осознав его истинность. Но, увы, этот процесс, скорее всего, продлится в течение жизни нескольких поколений. Здесь должно быть проявлено мудрое терпение, исключающее, какое бы то ни было насилие Воли ищущих истинный путь.

Например - в нашей обыденной жизни, при общении людей различных национальностей, говорящих на разных языках, не возникает проблем из-за того, что природные, социальные явления и различные предметы, одинаково всеми воспринимаемыми по своей сущности,  имеют различное звуковое произношение. То есть, надо попытаться создать своего рода словарь  духовного общения, который  бы привел к единому пониманию сущности этих идентичных положений в различных вероисповедованиях. Естественно, что при этом не должна проявляться нетерпимость к различным не принципиальным  взглядам и обрядам, которые отомрут сами по себе с течением времени.

Не следует забывать, что различные вероисповедания формировались тысячелетиями и ни одна из религий  не сможет в одночасье поступиться священными для нее принципами.  То есть тот, кто мгновенно откажется от своих традиционных духовных символов, не является истинно верующим и вряд ли он  будет достойным приобретением для любого вероисповедования. Надо также учесть, что  среди верующих во всех религиях  достаточно сильно развит фанатизм, который значительно усугубляет проблему их объединения.


Мы также видим, что  события последних лет, приведшие к распаду  СССР, объединявшему на своей территории в единую семью народы различных национальностей и вероисповеданий,  привели  не только к их территориальному разъединению,  но и к проявлению попыток разделить единство даже христиан  России и Украины.

Все это,  очевидно,  предопределяет долгий путь объединения,  даже только для славянских народов.

В свое время разделение  древней Руси  на отдельные княжества, так же было чревато негативными последствиями для ее судьбы. Однако прошли века и  многие славянские народы на длительный период вновь объединились в едином государстве но, увы, ненадолго. Как видно,  история – суровый учитель, но не всегда ее уроки  дают возможность «вершителям» людских судеб, мягко говоря,  не повторять ошибок прошлого.

Увы, очевидно, что миром управляет Добро и Зло.  И, к сожалению, на нынешнем этапе эволюционного развития Земной цивилизации,  пока что, торжествует  Зло.

По этому поводу Луций Анней Сенека (младший) сказал:
«Постоянному и плодовитому Злу должен противостоять медленный и упорный труд: не для того, чтобы уничтожить его,  но для того, чтобы оно нас не одолело».