Парадоксы птичьего гнезда. Где источник знаний?

Давид Слободник
    Было прекрасное  теплое утро Петербурга. Я бежал по привычной «тропе»  своего города. У меня развязался шнурок на кедах, я остановился и стал устранять неприятность. Пожилой мужчина, которого я обогнал, поравнялся со мной и сказал:
- Ну старичок, ты бежишь так, что и  молодой позавидует.
Мне не понравился этот мужчина. Мне завидовал этот "доброжелатель", и у меня промелькнула мысль: накаркает, старый мешок!  И уже через полчаса меня везли в больницу. Операция, гипс, костыли и месяцы реабилитации. Но даже в  беде можно найти полезность. Прислонив костыли к скамейке, я сидел в садике и любовался, как общаются  играющие в песочнице дети и молодые мамы. Но случайно, мое внимание привлекли  две вороны, которые хлопотали над строительством гнезда. Конечно, это не футбол, но наблюдать интересно и даже увлекательно.

   Все что делали  птицы, полностью укладывается в регламент строительства очень важных  объектов. Сначала они долго искали площадку для строительства. И выбрали ее очень толково.    Меня, прежде всего, поразило, как грамотно птицы выбрали место установки своего будущего «дома». Высоко на березе, в месте, где ствол переходил в три вертикальные толстые рогатины, они стали плести гнездо из прутьев, причем некоторые прутья обхватывали и рогатины, обеспечивая жесткую связь сооружения с деревом и устойчивость гнезда при сильном ветре. Меня также удивило, что «строители» не использовали изобилие растущих  здесь же березовых прутьев, а летали за несколько десятков метров  на клены. Возможно, они экономили силы и старались уложиться в жесткие сроки, так как твердость древесины  березы выше, нежели клена и их заготовка более трудоемка.

   Ну, а сам процесс плетения у меня вызвал просто восхищение.   В молодости я пытался научиться плести очень похожие на гнездо, хозяйственные корзины. Научился, прочитав подробную книгу с рисунками и фотографиями. Но плел я двумя руками, а птицы это делали одной  «рукой» – клювом.

   Я так подробно останавливаюсь на технических нюансах изготовления гнезда для того, чтобы вы представили, каким набором разнообразных знаний должны были обладать птицы- строители.

   И тогда, я задал себе очень простой вопрос:

- Кто же учил  птиц  этим премудростям, ведь когда птицы-умельцы строят гнездо, птенцов еще у них нет и учить  не кого. А когда птенцы становятся на крыло, родители и молодежь покидают отчий дом и строительство не ведется.

   На следующий же год, по логике, «образованные» родители должны строить себе гнезда и обзаводится семьями, а повзрослевшие «неучи птенцы» будут мерзнуть в весенние морозы и становятся бездетными. . . . . Ничего подобного! Человеческая логика здесь не работает. Все птицы, и образованные, и неучи, строят гнезда и высиживают птенцов.

   Меня это так заинтересовало, что я прекратил наблюдение и заковылял домой, к своему компьютеру. Мне очень хотелось этот вопрос задать орнитологам. Я вошел в интернет и обалдел от полученного ответа: строить гнезда птиц никто не учит.

  Там же я прочитал еще более интригующую информацию. В последние годы птицы при строительстве гнезд стали применять новые современные материалы – электрические провода, брошенные человеком. Причем это отмечено повсеместно и уже обнаружены случаи, когда все гнездо изготовлено из проводов. Таким образом, птицы внимательно отслеживают  появление в лесу новых материалов и  используют их новые  технологические возможности и преимущества как, например, более длинную заготовку (провод) для плетения  и его гибкость, что многократно повышает производительность труда,  увеличивает прочность «дома» и длительность  его эксплуатации.

   Кстати,вчера по Питеру прошел ураган и завалил кроме деревьев,рекламные щиты, высокие металлические и сборные конструкции, при разработке и изготовлении которых проводились расчеты и действия, обеспечивающие ветровую устойчивость этих сооружений. А они рухнули. А вот старое брошенное воронье гнездо, о котором я рассказал, уже пять лет спокойно выдерживает и более серьезные катаклизмы без ремонта и обслуживания. Может быть у птиц есть более совершенная программа расчетов ветровых нагрузок сооружений?

  Когда на меня свалилась вся эта информация, я уже стал допускать, что птицы еще заботятся о чистоте леса и показывают человеку, как можно вторично использовать отходы производства.  У нас на глазах происходит процесс обучения: сопромату, материаловедению, новым технологическим процессам и даже вторичному использованию ресурсов, которое  никак в нашей стране не могут освоить,  и еще много, много толкового. Меня долго учили «Любите книгу - источник знаний». И я верил. И много читал. И действительно кое-чему научился. Но оказывается, знания черпают не только из этого источника. Во всяком случае, мы свидетели того, как с каждым годом люди все больше  знаний получают из компьютера и меньше читают книги.

 А где находится этот неведомый, такой желанный всеми школярами источник знаний, позволяющий без книг, без экзаменов, без школы сразу овладевать почетной  специальностью, например, строитель, а может быть, не менее почетными, но нужными для жизни специальностями?