Оксана 49-50-51

Виктор Шель
49.
На следующий день Лёне захотелось показать Оксане Одессу, ту Одессу, которую он так любил, и в которой, он надеялся, они с Оксаной будут жить всю жизнь.  Молодые вышли на улицу, и пошли по Карла Маркса по направлению к Приморскому бульвару. Прошли только два квартала, а Лёня почувствовал, что ему надо присесть. Он сильно ослаб за то время, которое он шатался по госпиталям. Ходьба на костылях требовала много сил. Пришлось возвратиться домой. Оксана видела, как сильно переживает Лёня.
- Ты чего это приуныл? - девушка решила подбодрить Лёню. - Это от отсутствия тренировки. Мы с тобой постепенно походим, ты окрепнешь, и забудешь, что не мог далеко ходить. Но прежде я хотела бы поехать с тобой к протезисту. Ты в этих вопросах должен слушать меня. Я ведь медик.
- Нам надо составить список первоочередных дел, - сказал Лёня. - Я не думаю, что протез это первоочередная задача. Надо начать с Загса, оформить наш брак.
- Не спорь. Нет ничего важнее твоего протеза!
- Мы ещё не поженились, а начинаем спорить. Ладно, начнём с протеза. Но и поход в Загс важен.
- Милый, разве вчера мы не поженились? Загс это только формальность.
- Формальность, но какая важная. Есть ещё одна важная задача - я должен представить тебя всей нашей семье. Особенно Ступиным. Это папин старший брат. Он старый большевик. До войны работал в НКВД, был большим начальником. Во время войны был замполитом дивизии. Ранен под Берлином.  Сейчас он работает в облисполкоме. Он очень строгий и вся наша семья его слушает. У него два сына. Младший, Алексей, перед войной окончил военное училище. Он кадровый офицер, подполковник, и служит на Дальнем Востоке. Другой, Сергей, перед самой войной окончил институт и работал на заводе им. Ленина. Вместе с заводом эвакуировался в Стерлитамак. Всю войну работал конструктором. В апреле его послали в Германию. Он там руководит работой по демонтажу Завода Шлифовальных автоматов. По частям отправляет оборудование в Одессу. Сейчас он временно в Одессе, даёт пояснения по монтажу, но скоро отправится в Германию продолжить работу. Я бы хотел, чтобы мы с ним встретились.
- А я боюсь. Как отнесутся ко мне, дочери кулака, твои родственники? Они сильно правильные, знаменитые.
- Тебя будут судить не по родителям, а по твоим личным заслугам. Ты не отсиживалась в тылу. Воевала и заслуживаешь уважения.
- Я в госпитале была медсестрой. Я немцев и в глаза не видела.
- А как случилось, что тебя ранили?
- Так-то с самолёта нас обстреляли.
- Вот видишь? А ты сказала, что немцев не видела. Хотя я мало прослужил, но знаю, что все на фронте важны одинаково. И солдаты в окопах, и санитары с носилками.
- Отстань. Лучше скажи, как это получается, что твоя фамилия Шпильман, а твоего дяди, папиного брата, Ступин?
- Это ещё до революции у дяди был такой революционный псевдоним. Он его оставил, как Владимир Ульянов остался Лениным. А папа был молодой, у него никакого псевдонима не было. Вот мы и носим фамилию дедушки. Понятно?
- Чего тут не понять! 
Они вернулись домой. Лёня повалился на кровать отдыхать. Оксана его подняла через минут пятнадцать и заставила поупражняться. Лёня послушно выполнил все упражнения. Ему было приятно с Оксаной, и он старался, чтобы ей было приятно с ним.
Мария Ароновна пришла с работы уставшая. Городской транспорт ходил плохо, и она долго добиралась с Пересыпи, где находился завод им. Октябрьской Революции. Мария Ароновна устроилась экономистом на этот завод. Работа была нетяжёлая, но далеко от дома. Дорога была нелёгкая двумя трамваями, переполненными и утром и вечером.
Обычно, когда Мария Ароновна приходила домой, она не могла позволить себе расслабиться. Она должна была приготовить обед и накормить сына. Сегодня она была обслужена как в ресторане: Оксана сварила наваристый борщ и фальшивое жаркое. Как только Мария Ароновна вошла в квартиру, Оксана накрыла стол и поставила дымящиеся тарелки на стол. Все уселись и принялись за беседу. Марии Ароновне понравилось жаркое, и она спросила способ его приготовления.
- Это очень просто. Жарится лук на постном масле. Крупно нарезается картошка. На неё укладывается жареный лук, соль, немного перца. Всё это заливается водой и тушится на медленном огне до готовности.
- Ты так рассказала, как будто ты профессиональный повар, - сказал Лёня.
- Где уж мне. Я профессиональная медсестра. Хочу пойти устраиваться на работу. Я бы хотела работать на полставки. Остальное время я буду уделять учёбе. Я хочу стать детским врачом.
- Почему детским? - задал вопрос Лёня.
- Работать с детьми очень приятно. На страдания взрослых я достаточно нагляделась в госпитале. 
- Может быть, тебе не надо устраиваться на работу. Я работаю, Лёня получает пенсию. Мы как-нибудь перебьёмся. Я хочу, чтобы вы оба учились.
- Мама, кому я нужен одноногий. Меня и с дипломом никуда не возьмут. 
- Опять заладил глупости. А откуда им будет известно, что ты потерял ногу? С протезом ты будешь выглядеть как все люди. Завтра же поедем оформлять протез.
- Правильно, Оксана. Я навела справки, на протезном заводе есть хороший мастер. Яков Давыдович его хорошо знает, он с мастером договорился. Вы, завтра поезжайте в  это заведение. Пусть Оксана подойдёт в регистратуру и попросит вызвать Моисея Израилевича. Ему надо сказать, что вас Яков Давыдович прислал. 
- А кто такой Яков Давыдович? - поинтересовалась Оксана.
- Это муж моей двоюродной сестры, Доры. Он с этим мастером из одного местечка. Он мне сказал, что у Моисея Израилевича золотые руки и в прямом и переносном смысле. Если Яша говорит, он знает, что говорит.
- Я не поняла, - спросила Оксана, - что значит золотые руки в прямом и переносном смысле?
- Так говорят, - пояснила Мария Ароновна, - когда человек умело работает своими руками, и приносит домой хороший заработок.
- Я поняла, ему как хорошему мастеру платят более высокую зарплату.
- Лёня тебе повезло с невестой. Она чиста как дитя и не знает, на чём основан высокий заработок кустарей. Ему платят заказчики сверху, чтобы их заказ сделал он лично, а не на потоке. Хороших мастеров не много, а вопрос касается жизни. Хороший протез избавляет от страданий. Я с удовольствием ему заплачу, только бы он сделал Лёне хороший протез.
- Мама, если бы ты знала, как мне это противно слышать.
- Лёничка, мне тоже очень противно, но я готова переступить через "противно", чтобы  у тебя был хороший протез.
- Я тоже готова заплатить. Я никогда не давала взятку и не умею это делать, - смущённо сказала Оксана.
- А тебе и не нужно ничего и никому давать. Яша уладит этот вопрос. На протезном заводе нельзя ничего давать. Там за ними следят, и там всё нужно делать по закону. Всё необходимо оформлять, как положено. Просто перед оформлением нужно вызвать мастера и он проследит, чтобы наш заказ попал к нему.
- Я сделаю всё, как вы сказали. Я очень хочу, чтобы у Лёни был хороший протез.
Мария Ароновна благодарно посмотрела на Оксану. Как хорошо, что она приехала. В доме стало уютнее, когда Лёня перестал хандрить.
 
50.
Операция "протезный завод" прошла без сучка и задоринки. Оксана привезла Лёню на такси, и он занял очередь инвалидов, ожидающих оформления заказа. Очередь была длинная, времени было достаточно, чтобы Оксана отправилась на поиски мастера. Девушка в регистратуре не удивилась, когда Оксана попросила вызвать Моисея Израилевича. К Оксане вышел лысый полный мужчина средних лет. Услышав, что Оксана от Якова Давыдовича, мастер спросил, где племянник Якова. Оксана подвела его к Лёне. Моисей Израилевич заговорил с Лёней, как будто он знал его очень давно. Он повёл Лёню в примерочную комнату. Там он долго возился с Лёней и его ногой. Потом он велел прийти через три дня на примерку. Оксана спросила, надо ли оформлять заказ. Моисей Израилевич сказал, что все формальности он берёт на себя. 
- Ты не беспокойся дочка, сделаю ему протез, и он будет плясать. Забудет, что это протез. А насчёт оформления не бойся. Всё будет сделано по всем правилам.
Когда они выходили из приёмной комнаты, Оксана обратила внимание, что если бы они ждали в очереди, они бы попали на примерку только к концу дня. Война покалечила такое количество людей, что Протезный завод в Одессе не справлялся с количеством заказов.  Оксана вывела Лёню на улицу, и хотела найти такси. Это оказалось тяжёлым делом. Пришлось идти пешком. Настроение у Лёни было хорошее и он, не жалуясь на усталость, прошёл пять кварталов. Вдали показалась машина с зелёным огоньком. Оксана подняла руку. Такси довезло их до дома.
Оксана уложила Лёню отдыхать, а сама отправилась в Областную клиническую больницу устраиваться на работу. Рекомендация доктора Мирошнюка  оказала действие, и  главный врач больницы послала Оксану оформляться на работу. Они даже обсудили вопрос с работой на полставки, когда Оксана поступит в Медин. Пошли оформлять в отдел кадров. Начальник отдела кадров потребовала паспорт. Узнав, что у Оксаны ещё нет паспорта, начальник отдела кадров отказалась оформлять Оксану на работу. Она объяснила, что для поступления на работу требуется паспорт с одесской пропиской. Она велела Оксане пойти в милицию и оформить паспорт, получить прописку, а потом уж оформляться на работу. 
В Советском Союзе прописка играла очень важную роль. Наличие штампа прописки подтверждало, не только тот факт, что гражданин зарегистрирован в органах милиции, но и то, что гражданин имеет жильё в городе, и ему разрешено работать в этом городе. Без прописки гражданин не имел права на постоянное проживание в городе. Сделано это было для того, чтобы держать каждого человека на учёте, а так же чтобы ограничить отток людей из села. У колхозников не было паспортов. Они, как и крепостные в феодальные времена, были приписаны к колхозу, и права переехать в город не имели. Прописка ограничивала права не только крестьян, но в какой-то степени и рабочих, усложняя возможность переезда из одного города в другой.   
Лёня сразу заметил, что Оксана огорчена. Узнав в чём дело, он понял, что с паспортом не всё будет просто. Оксана никогда не жила в Одессе и у неё не было оснований на получение Одесской прописки. Лёня видел только один путь для получения прописки - они с Оксаной должны расписаться в Загсе, и тогда Оксану обязаны прописать к мужу. Советский Союз официально придерживался принципа укрепления семьи. Супруга к супругу прописывали без разговоров.   
Вечером, когда Мария Ароновна пришла с работы, Лёня сказал ей, что необходимо срочно оформлять брак в Загсе. Мария Ароновна не имела ничего против того, что дети хотят пожениться, но считала необходимым поставить в известность родственников, и организовать хоть какую-то вечеринку. Лёне не хотелось вечеринки. Ему было неприятно предстать перед всей роднёй на костылях. Он не хотел, чтобы родственники жалели его, такого молодого и уже инвалида. 
- Не дури, Лёня. Все давно знают, что ты потерял ногу на войне. В каждой семье есть потери, - сказала Мария Ароновна.
- Оксана никого из нашей родни не знает, она будет на вечеринке смущаться.
- Не слушай его Оксаночка. Все наши родственники будут рады с тобой познакомиться. Вот увидишь, они симпатичные люди.
- Очень симпатичные, но первым делом спросят меня, где я подцепил шиксу! - Лёня сказал с ехидством в голосе.
- Лёня, ты стал невыносим. В нашем роду нет русофобов.
- А что значит шикса? - почувствовав неладное, спросила Оксана.
- Так пренебрежительно называют женщину, если она  не еврейка, - пояснил Лёня.
- Лёня не хочет вечеринки, так он придумывает всякие глупости, - сказала Мария Ароновна. - В нашей семье никто, никогда не называл так никого. Это у религиозных евреев считалось большим позором, если еврейская женщина выходит замуж за русского, или еврей берёт русскую женщину в жёны. Но мы не религиозные евреи. В нашей семье много примеров смешанных браков, особенно со стороны Лёниного отца. Я, лично, вижу в смешанных браках только хорошее. Дети рождаются здоровые и умные. Смешанные браки помогают ассимиляции в коренном населении, снижают возможность дискриминации.
- Мама, ты полезла в философию. Я люблю Оксану, и это единственная причина, почему я хочу на ней жениться. Просто я не люблю, когда на меня смотрят как на несчастного. Я и Оксане не писал, не хотел, чтобы она меня жалела.
-  Если ты думаешь, что я из жалости к тебе приехала, то ты ошибаешься,- возмутилась Оксана. - Я приехала к тебе не жалеть тебя, а жить с тобой. Я безжалостно буду заставлять тебя учиться жить без скидки на войну и ранение. Мы с тобой молодые и здоровые! 
- Ой, как я люблю тебя, доченька! – улыбнулась Мария Ароновна. - Это ведь музыка для моей души!

51.
Пока Мария Ароновна думала, где и когда организовать вечеринку, ребята начали действовать. Утром следующего дня они отправились в городской Загс. Здание, где до войны помещался Загс, было разрушено, и учреждение ютилось в небольшой квартире в Поле-рояле рядом с Одесским театром Оперы. Секретарша выдала им анкеты для заполнения и потребовала предъявить паспорт. Узнав, что у Оксаны ещё нет паспорта, а есть только воинские документы, она велела сначала обратиться в милицию и получить паспорт. Секретарша пояснила, что после церемонии регистрации брака, закон требует поставить в паспорт штамп  с фамилией мужа или жены. Поэтому паспорт при регистрации брака обязателен. Лёня объяснил ситуацию с пропиской, и что без оформления брака не пропишут. Секретарша сочувственно выслушала Лёню, но сказала, что изменить порядок не может. Чтобы расписаться, нужен паспорт. 
Ребята отправились в милицию. Там их приняла секретарь паспортного отдела. Оксана объяснила, что она приехала сразу после демобилизации из армии и хочет обменять воинские документы на гражданский паспорт. После долгих расспросов, почему Оксана приехала именно в Одессу, к кому она приехала, где остановилась, секретарь сказала, что выдать паспорт они не могут. Оксана должна поехать в Башкирию, откуда её мобилизовали в армию, там оформить паспорт и вернуться в Одессу с паспортом. После возвращения она должна оформить брак с Лёней, и тогда в райотделе милиции в Одессе её пропишут к мужу. Другого пути нет. Ещё лучше если Лёня поедет с невестой в Башкирию и распишется там. Нервы Лёни были на пределе. Его особенно возмутило предложение поехать в Башкирию и расписаться там. На шум в кабинет зашёл начальник паспортного стола. Он, даже не выслушав Лёню, начал грубо выталкивать инвалида из кабинета. Милиционеры стояли, и посмеивались. Оксана увела дрожавшего  от возмущения Лёню из милиции. 

Дома Оксана уложила Лёню отдыхать. Она сама вся дрожала от волнений дня. Получался заколдованный круг, без паспорта нельзя расписаться, без расписки нельзя получить паспорт. Поездка в Башкирию отпадала. В Башкирии Оксана была колхозницей, и ей паспорт был не положен. У Оксаны не было никакого желания возвращаться на станцию Пустяк. Девушка была в отчаянии. Конечно, можно было обратиться в военкомат и пожаловаться на то, что обижают фронтовичку, орденоноску. Но шансов, что они помогут, было мало. С такой же жалобой можно пойти в райком партии. В райкоме не помогут потому, что формально милиция была права. Оксана не видела выхода из своего положения.
Мария Ароновна выслушала приключения ребят с волнением. Она не хотела, чтобы Лёня волновался, но ведь от повседневных трудностей жизни не убережёшься. Подумав над ситуацией, Мария Ароновна не смогла ничего придумать. Дети оказались в отчаянном положении. Неужели бюрократия так сильна, что может воспрепятствовать счастью двух молодых людей? Что-то надо делать!
- Лёня, ты же знаешь, как я не люблю просить Романа, но придётся. Он работает в Облисполкоме и вообще он человек, с которым считаются, - сказала Мария Ароновна.
- Я тоже думал обратиться за помощью к дяде Роме, - Лёня сказал уныло.
- Это к Ступину? – спросила Оксана.
- Да, к нему. Мама тебе придётся договориться с ним о встрече по телефону. К твоему сведению, Оксана, когда мама говорила о смешанных браках в нашем роду, она имела в виду дядю Романа. Ольга Ивановна, его жена тоже из старых большевиков. Они познакомились в подполье. Сейчас она не работает, но до войны преподавала в институте политграмоту.

Поздно вечером Оксана проводила Марию Ароновну к телефону автомату на улицу Ленина около гастронома. Мария Ароновна набрала номер и долго ждала ответа. Потом она поздоровалась, и попросила назначить время, когда она и Лёня могут прийти и поговорить с Романом. Она заинтриговала собеседника тем, что у неё есть хорошая новость, и она приведёт с собой кого-то эту новость сообщить. 
Когда возвращались домой, Оксана поинтересовалась, не строгие ли люди Ступины и чего надо от них ожидать. Мария Ароновна усмехнулась и сказала, что предоставит Оксане самой ответить на эти вопросы.
Дома их ждали гости. Дора и её муж Яков Давыдович узнали об Оксане, и пришли познакомиться с ней.   
- Я удивился, когда Моисей сказал мне, что Лёня приходил с какой-то писаной красавицей, - громко заявил Яков Давыдович. - Вроде у нашего Лёни никого нет, а тут к обувному мастеру приходит с девушкой. Покажите же нам вашу красавицу! 
- Яша, ты мне невестку не смущай. Она скромная и не любит крикунов. 
- Ты посмотри Яшенька, и впрямь красавица, - Дора расплылась в улыбке. - И где Лёня её встретил?
- Мы жили всю войну у них в доме, - сказала Мария Ароновна. - Она из станции Пустяк в Башкирии.
- Ты мне Маша не говори, что она башкирка. Она типичная русская красавица, как на картинках рисуют.
Оксана чувствовала себя неуютно. О ней говорили, как на базаре мужики говорят о лошади. Только теперь Оксана до глубины души поняла, почему Лёня так не хотел вечеринки. Это заметила Мария Ароновна.
- Перестаньте разглядывать Оксану. Я знаю, что вы ей добра желаете, но сейчас ей не до смотрин. 
Дора тоже почувствовала смущение девушки. Она подошла к Оксане и обняла её, говоря:
- Ты на нас не смотри, Оксана. Мы люди старые, невоспитанные, простые. Мы тебе только всего хорошего желаем. Прости если, что не так делаем.
От её слов у Оксаны потеплело на душе. Оксана начала рассказывать похождения сегодняшнего дня. 
- Сначала надо посоветоваться с Романом Ильичом. Он может помочь, если захочет. Если он откажет, то я постараюсь, что-нибудь придумать, - сказал Яков Давыдович. - У меня свои карты имеются, но у Романа карта повыше.
- Дядя Яша, - спросил Лёня. - Сколько денег мастеру на Протезном заводе нужно дать?
- У меня с ним свои счёты. Ты ничего никому не давай. Я все вопросы улажу сам.
- Я должен знать. Я не хочу быть ни у кого в долгу.
- А ты и так ничего не должен. Он получит от государства за тебя. А мне он должен и  я с ним сам договорюсь.          
- Что-то вы темните, дядя Яша. Я же знаю, чтобы мастер сделал хороший протез надо плотить. 
- Не бойся Лёничка. Моисей в обиде на тебя не будет. И ты Оксаночка, не волнуйся. Паспорт тебе сделаем. Если Роман не захочет, я найду путь, как эту проблему решить. Мне начальник милиции тоже кое-что должен.
Выпив по стакану чая, и вдоволь наговорившись обо всех семейных новостях, гости покинули квартиру. Заверения Якова Давыдовича, что он может помочь,  немного успокоили Оксану.