Карл Маркс

Сергей Корягин
Текст написан для журнала "Альтернативы" (Интернет). Спасибо Владиславу Фельдблюму, профессору из Ярославля, – время от времени он знакомит нас с интересными статьями из зарубежной прессы. На этот раз речь идет о статье Монтефиоре в английской «Дейли Мейл» – «Чудовище под именем Маркс». Я, попробую на этот счет изложить свои мысли.

Итак, Владислав Фельдблюм защищает Маркса, как может, потому что сам вырос на марксистских идеях, написал немало на тему экономики, опираясь на эти идеи. И я понимаю его, как и многих из тех, кто пишет на этом форуме: эти люди не могут предать «отца родного». Именно так – отца родного, который растил, воспитывал, кормил, поставил на ноги, обучил. Был строг. И все в семье его не просто уважали, но любили, обожали. Правда, потом выяснилось, что не всегда он был чист на руку. Но что из того? Жизнь – вещь сложная, многогранная. Наше отношение к Марксу, действительно, очень напоминает эффект семейного чувства – он стал для всех нас более чем родным отцом. Его портреты висели не только на стенах чиновничьих кабинетов, но и на людных местах на улице. Его имя присваивали городам, улицам,  колхозам и совхозам, школам, библиотекам, станциям метро и т.д. С кафедр институтов оно произносилось с придыханием. Его труды издавались миллионными тиражами и занимали самые видные места на библиотечных стеллажах. О памятниках говорить излишне. Все, кто что-то писал, даже самое приземленное, далекое от науки, в начале текста или в конце его вставлял какую-нибудь цитату из трудов Маркса или лучшего ученика его – Владимира Ленина. Так было авторитетнее, надежнее. Я помню, и завуч в нашей школе, прежде чем сказать свою очередную глупость на педсовете, цитировал главного классика марксизма.
 
Марксизм был внедрен в российское сознание добровольно и принудительно, принудительно и добровольно. В душе советских интеллигентов личное убеждение в абсолютной истинности марксизма каким-то таинственным образом сочеталось со страхом: они хорошо помнили, как товарищ Сталин поступал с отступниками. На философском факультете МГУ, в 1954 году, на семинаре мы изучали Гегеля. И увлеклись. Потом, на комсомольском собрании нас заставили каяться: слишком увлеклись. А нашим преподавателям – Э.В. Ильенкову и В.И. Коровикову – по партийной линии сделали серьезное предупреждение. Но прошло время, свершилась Великая революция, принудиловка кончилась.  Освободиться бы сейчас от марксизма! Но поздно – он прирос к душе, его невидимые нити глубоко вошли в мозг, в сердце, в каждую клеточку тела.
 
Достижения физиков, химиков, биологов имеют не только благие, но негативные  последствия (причем негатив здесь вначале неочевиден). И остановить прогресс и «прогресс» невозможно. Человечество, того не желая, катится в пропасть. Однако «производство» и популяризацию общественных теорий, призывающих к насилию, тем более – к вечной диктатуре (реализация утопического проекта – это вечная диктатура, вечная борьба со свободой), – теорий, подобных марксизму, придержать  можно и нужно, потому что негатив здесь виден с самого начала. Я думаю, марксизм в мире стал популярен благодаря тому случайному факту, что во главе Временного правительства в ответственейший момент истории России оказалась бездарная личность – Керенский. Генерал Корнилов направил бы ее развитие совсем по другому руслу.

Нацизм – не наука, а, скажем, доктрина, теоретически неразработанная идея. Марксизм – наука, глубоко и широко теоретически разработанная идея. И в этом вся трудность. Нацизм захватил сердца плохо образованных людей, марксизм захватил души людей (их сердце и разум), невежественных, обученных и порой глубоко образованных людей в России и других странах. Ницше условно можно назвать философом нацизма, но мысли его далеко от политики.  Маркс же – философ коммунизма и политик коммунизма. «Философы лишь различным образом объясняли мир, дело же заключается в том, чтобы изменить его». То есть Маркс претендовал на практическое руководство революционными преобразованиями и создал для этого дела специальную партию. И, можно сказать, инструкцию для нее написал – «Манифест коммунистической партии».

Основные мысли Маркса? Насилие – повивальная бабка истории, форма государственной власти в переходный период от капитализма к коммунизму – революционная диктатура пролетариата, частная собственность подлежит уничтожению, соответственно – и буржуазия как носитель частной собственности, насильственно внедряется государственная собственность, вводится единомыслие (хотя об этом Маркс хитро умолчал, более того, иногда он говорил даже о свободе). О тюрьмах, лагерях, высылке неугодных у Маркса мы ничего не найдем, но это подразумевалось.

Думаю, Владислав Фельдблюм не ортодоксальный марксист, просто он сердечно привязан к Марксу, и позиция человека, который развивает учителя, его устраивает. Ему претит предательство, даже мертвых, даже «свергнутых». А вот некто, пишущий под псевдонимом Совок, – ортодоксальный марксист, проповедник марксистского насилия. И его «либеральные» товарищи чувствуют себя от его присутствия на форуме несколько неуютно. Критикуют его, отгораживаются от него. Он, однако, взял себе в пример образцового нашего марксиста – Иосифа Сталина. Среда, 18 июля 2012 года