Письмо 26. Не ищи ни любви, ни чести ни от кого

Александр Сорокин Российский
15 октября 2009 года

Добрый день, Николай Павлович!

Спешу поделиться одним переживанием. Пытаюсь понять - к чему это (чувствую, что недаром). Случайно схлестнулся на прозе.ру с одним автором. Произошло это случайно.
Между нами случилась довольно жаркая перепалка, я что-то пытался доказать, мне в ответ что-то пытались внушить. Результат — обоюдное недовольство.
Потом пытался нечто доказать своей супруге — тоже вопрос, как мне казалось, шёл о святом, о вере. На деле же — не исключено, что я выпячивал свою «самость». В итоге, на неё мне супруга и указала...
Потом с сотрудницей с утра поспорили о теории эволюции. Я не смог ничего доказать, в итоге мне указали на мои недостатки.
Обида меня захлёстывала — за что же они все на меня накинулись, ежели я ничего плохого им не делал?

И тут я задумался... На деле, я просто хочу, чтобы они думали так же, как я.

Как избегать соблазна самовольного проповедования? И когда стоит проповедовать (говорить о Боге, дискутировать)? Как различить желание проповедовать из скрытой гордыни от искреннего? Я люблю проповедовать и даже жена давно еще сказала мне, что мне надо быть проповедником. Но увы, я сам зачастую несчастен и считаю несправедливым учить людей как жить, если сам не умею... Или только снисхождение Духа Святого дает это право? И когда он приходит так явно? Через сколько лет веры с Вами такое произошло? Он на меня тоже нисходит временами, но проповедовать не хочется - хочется обнимать жену и просить прощения, делать что-то хорошее...

Сегодня был на исповеди и Причастии в православном храме. В католическом нас не скоро, видать, допустят с женой - там сказал ксендз, что надо год ходить на катехизис. Правда, сказал, что посмотрит на уровень нашей подготовки.
Так, вот - решение пойти причаститься было давно. Но неожиданно сегодня утром дочь разбудила и решил - пойду. Не постился, не читал канонов, не готовился. Решение пришло неожиданно и утром. Я помолился только как следует и пошел. На исповеди признался, что обидчив. Батюшка хороший попался, долго с ним беседовали. Он сказал, чтобы я почитал Иоанна Лествинничка "Лествицу" - там, мол, хорошо показаны истоки наших грехов. Я рассказал ему, что один человек (Вы) посоветовал мне молится, если кто тебя обидел "Не вменяй, Господи, ему во грех". Батюшка несколько переиначил ваш совет: "Кто мы, чтобы указывать Господу? Молись лучше о себе, чтобы Господь тебя помиловал от этой способности обижаться". А ведь действительно - я обижаюсь на такую ерунду, что грех скорее на мне - человек, как правило и обидеть-то меня не хочет.
Ещё стыдно, что в самом конце соврал священнику на исповеди. Он спросил меня: "Вы готовились к Причастию?" Я сказал "Да!" и внутренне покраснел. Тут же стал просить прощения у Иисуса за эту ложь. Причастился и как полетел на крыльях домой - было так хорошо! Но чувства этого надолго, увы не хватило - сейчас уже вернулся в обычное состояние. Я правильно делал, что пошел причащаться? Ведь хотелось же! Порыв души был! А Христос вроде ничего не говорил об обязательности поста перед этим...

С любовью и уважением,

Саша

Храни Господь наш Иисус Христос Вас и Вашу семью!


16 октября 2009 года

Дорогие Юля и Саша с Ксюшей и Оленькой, здравствуйте!

Что касается споров и словопрений, то я стараюсь избегать этого, т.к. редко из этого выходит что-либо доброе.
Посмотри, как в таких случаях поступал Иисус. Жалея человека, хотящего Его обидеть, Он предостерегал его от такового зла мудрым словом. Заблуждающемуся давал доброе разъяснение. Желающему познать истину показывал то, что ему мешает в этом. Стремящегося идти за Ним укреплял в этом выборе обещанием Своей помощи. И лишь с лицемерами был непреклонен, откровенно обличая их тайные намерения. В каждом же действии и слове Его сквозила любовь и забота о данном человеке и его вечной судьбе.
Иными словами вести диалог с человеком, кем бы он ни был, можно только после того, как почувствуешь расположение к нему, как к особе, имеющей ни с чем не сравнимый Божественный дар, заключающийся в том, что Иисус пролил за него Свою Кровь, даже если он и не сознает и не признает этого.  Ну а как такового можно не уважать?
Вспоминаю своего духовника, который, зная мой горячий нрав, заранее пытался оградить меня от злословия, когда я было заговорил о Магомете (т.е. чтобы я не обзывал его какими-либо словами). Прежде, чем начать разговор об этом, он,  взяв меня за руку, благоговейно сказал: "Только помни - он ЧЕЛОВЕК, создание Божье!".
Если же трудно удержать себя от эмоций, то лучше просто замолчать, предоставив все Господу.
Господь никогда никого ни к чему не принуждает, этому нужно научиться и нам, если хотим следовать за Ним. Поэтому лучшая проповедь для жены со стороны мужа заключается в оказании ей искренних знаков внимания с добрыми чувствами в своем сердце. Тогда она сама без всякого принуждения пойдет за ним, куда бы он ни пошел. Такова верность женщины. Нам есть чему у них поучится.
Я часто припоминаю себе совет Господа Аврааму: "Во всем, что ни скажет тебе жена, слушай ее".
Бывает, конечно, что говорит мне вещи не лестные обо мне: что же? А кто нам скажет о наших ошибках, если не Господь вразумит нас устами жены?
В эмоциональных разговорах святые советуют заставить себя вдруг выйти (хоть в туалет) на несколько минут, чтобы остыть и заставить себя замолчать.
Не следует забывать, что "благое хотение" наше может далеко отстоять от воли Господа. Привлечь же человека к Иисусу Христу возможно лишь смиренною любовью, но никак не тем, что одержишь полную победу в дискуссии с ним.
Обида же есть свойство нашей натуры ощущать неприятность при укоре нашей особы. Неприятное чувство пройдет в конце концов, а вот сказанное слово уже не воротишь.
"Лествица" действительно замечательное произведение, попробуй ее почитать.  Через нее Господь однажды меня  буквально спас от страшных переживаний хульных помышлений о Боге. Я вдруг вспомнил о том, что там об этом написано. Взяв ее и найдя соответствующее место, я узнал, что это нападения бесовские и человек за это не в ответе, и сразу же успокоился. После того такие помыслы уже не приходили ко мне. 

Батюшка мудрый совет тебе дал, вернее Господь его устами, что истоки обиды находятся не в том человеке, который обидел тебя, а в тебе самом и, если ты будешь молиться о том, чтобы Господь не вменил ему того во грех, думая при этом, что причина обиды в нем, то тем самым как бы сам себя утверждаешь в этом и тогда молитва твоя уже не служит тебе в пользу.
Молитва твоя об обидящем должна исходить из жалости к нему, от того, что оскорбив тебя, он может нанести себе страшный вред, а ты не хочешь быть причиной несчастья кого бы то ни было.  Именно такой смысл святые вкладывали в свой совет молиться об обидевшем тебя,  побуждая нас к исполнению заповеди Самого Господа: "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ, БЛАГОСЛОВЛЯЙТЕ ПРОКЛИНАЮЩИХ ВАС, БЛАГОТВОРИТЕ НЕНАВИДЯЩИМ ВАС И МОЛИТЕСЬ ЗА ОБИЖАЮЩИХ ВАС И ГОНЯЩИХ ВАС" (Мф.5,43-44).

Если сможешь найти время, прочитай 5,6,7 главы Евангелия от Матфея.

То, что трудно молиться за обидящего, это естественно для момента эмоционального состояния. В такие моменты можно только и просить: "Господи, помилуй!", а когда успокоишься и придешь в разум, тогда можешь молиться от всего сердца о чем хочешь, только, чтобы это было искренне.
Со священником же никогда не говори от знания, особенно на исповеди. Исповедь это разговор с Господом Иисусом Христом, священник же просто свидетель.
Подготовка верующего к Причастию состоит в вызывании, лучше сказать, в воспитании у себя жажды Бога, благоговейного желания соединиться с Иисусом Христом в самом тесном духовно-душевно-телесном соединении. Для этого и служит пост, молитвы, богослужения, а более всего - дела милосердия и, конечно, искреннее испытание совести, чтобы исповедать Господу все грехи свои.
Если же ты ощущаешь эту жажду и решил  Причаститься, получив от Господа разрешение грехов, то это значит, что ты уже готов это сделать. Ну, а если ты уже что-то готов сделать, а тебя вдруг спросят: "Подготовился ли ты к этому?", что ты ответишь? - "Да, я готов", -  а это, думаю, то же,  что сказать: "Не только подготовился, но и готов уже!".
Так, что благодари Господа за Его необыкновенную милость, ибо это Он вложил в уста твои правильный ответ, хотя ты и не осознавал этого и более того решил, что сказал неправду.
Для Причащения преградой может служить лишь грех, смущающий совесть человека.
Исповедь же не превращай в беседу. Искренне исповедай грехи и сокрушайся о них, мысленно прося прощения у Господа и решив уже так не поступать. Старайся не говорить ничего лишнего, только лишь то, что необходимо. Это Святое Таинство.
Беседовать же можно в другое время и столько времени, сколько пожелает батюшка, но также - с тактом и чувством меры.
Со священником, при исполнении им своего священнического долга, не может быть приятельских разговоров.

Привожу тебе одну вещь.

Как достичь мира Божия

Как достичь мира Божьего, при котором в человеке пребывает Бог?
Вот советы старца оптинского Анатолия. "Старайся по силе быть в мире душевном, ибо о Боге сказано: "В мире место Его". Т.е. Бог Сам живёт в том человеке, у которого мирное сердце. Главное, считай себя хуже всех, не ищи ни любви, ни чести ни от кого, а сам ко всем оные имей - вот и получишь мир! А как только начнёшь искать, чтобы другие тебя заметили, да отыскали бы в тебе достоинства и некоторые добродетели, тогда прощай мир душевный!"

Передай привет Юлии, мудрой жене своей.

Бог с вами и Божья Матерь, НПК.

В начало переписки: http://www.proza.ru/2010/09/06/698
Продолжение: http://www.proza.ru/2012/07/20/998