89 Зарницы памяти. Герой

Юрий Фёдоров
ЗАРНИЦЫ ПАМЯТИ. ЗАПИСКИ КУРСАНТА ЛЁТНОГО УЧИЛИЩА

      ••>> >> [С авторской версией данного эссе с авторским форматированием текста и красивыми фото можно ознакомиться на сайте выпускников Харьковского ВВАУЛ 1974 года выпуска http://v3let.ru ] << <<••

Эпизод \\\\[89й]////
ГЕРОЙ

••>> Эксперимент с оборудованием Л-29
••>> Пётр Галага (продолжение)
••>> Вот ты какой, северный олень
••>> Контрольные полёты по приборам под шторкой
••>> Ложь, обман, подлог – в афоризмах и диалогах из кино (продолжение)

22 июня 1972 г. (вторник)

— Зачем звал, светлоокий вы наш?
— А я подвиги вам новые придумал!
      Из худ. сериала «Сваты»

      Перед полётами на тренаже я, дождавшись, когда Трошин уже отошёл от самолёта, и, сказав технику, что хочу проверить, сколько времени работает арретир гироскопа, включил аккумулятор, а затем АЗС «День».
      На авиагоризонте на 5-6 секунд загорелась и погасла красная лампочка арретира, а силуэтик самолёта на фоне голубой (сверху) и коричневой (снизу) шкалы дёрнулся и замер почти посередине, показывая стояночный угол моего Эла. Как положено, через 40 секунд я согласовал компас. Выждал ещё полминуты. Затем очень быстро перещёлкнул «День». Лампочка на АГД загорелась снова, снова состоялось арретирование авиагоризонта. А шкала компаса через несколько секунд ушла вправо чуть ли не на сто градусов. И мне снова пришлось ГИК согласовывать!
      Я опять выключил и мгновенно включил тот же АЗС «День». Результат был тот же. Не заметить на приборе авиагоризонта загорание пусть маленького, но довольно яркого сигнала невозможно. И как бы быстро не выключал и не включал АЗС, система срабатывала всё равно!
      — Ну, хватит! — поднимается ко мне на подножку техник самолёта. — А то аккумуляторы мне посадишь!
      Я выключил «День», обесточил самолёт и обескураженный вылез из кабины.
      Чудно! Ну, ладно, впопыхах Петро не заметил загорание красной лампочки арретира! Хотя это трудно – она горит довольно ярко и сразу привлекает внимание, недаром же она красного цвета! Но уход шкалы компаса ведь обнаружить должен был! Шкала-то ведь не на градус и не на два уходит, а становится более чем поперёк!
      Ничего не понимаю! Хотя... чего тут не понять?
      М-да! Петро Галага... «Вот ты какой, северный олень!..» Героем захотел стать! Если на совершенно новых самолётах не случается отказ, значит, его надо придумать! Чтобы поднять свою значимость в глазах подчинённых. Да и командиров тоже!
      Командиры... А почему они не обратили внимание на эти нестыковки? Или они не знают технику так же, как её знаем мы? Однако ведь так не должно быть! 
      Странно и непонятно – «Канберра» и на малой высоте!
      Для себя же я сделал вывод, что если у меня реально случится аналогичная ситуация в воздухе и мне придётся «выковыривать» кнопку выпуска шасси из своего гнезда, то включать и выключать «День» мне надо будет в строго горизонтальном полёте, без кренов и скольжений и на постоянной скорости (без ускорения и потери скорости). Чтобы АГД сарретировался правильно. А после этого надо будет не забыть согласовать ГИК (если нахожусь в зоне).

      …Сегодня выполнял с лейтенантом Трошиным контрольные полёты по приборам под шторкой с заходом на посадку по системе с прямой и (после посадки и взлёта с конвейера) полёт двумя разворотами на 180°.
      Что сказать? Сидишь, закрытый колпаком, что за бортом – ни черта не видишь. Будто летишь в облаках. Только гул сзади работающего движка и движущиеся стрелки приборов перед собой. Когда-нибудь я и в облаках, и за облаками буду летать! А пока набираюсь навыков в полётах по приборам под шторкой.
      Полёт двумя разворотами на 180° – это тот же полёт по кругу на высоте 500 м, только не визуально, а своё положение в пространстве контролируешь по приборам, взгляду зацепиться не за что. Первый и второй развороты выполняешь слитно, с креном 20°. При проходе траверза ДПРС засекаем время, уменьшаем скорость до 290 км/ч, выпускаем шасси. Полёт далее выполняем на скорости 250. Третий и четвёртый развороты – тоже, только подальше (при КУР=200°), чем принято при полёте по кругу с креном 15°. Во второй половине разворота с увеличением крена (если необходимо) не более 30, добиваться такого положения, чтобы к концу разворота стрелки радиокомпаса и курсозадатчика совместились. После выхода на ПК и выполнения 30-секундной площадки выпускаем закрылки на 15° и переводим самолёт на снижение с вертикальной 2-3 м/с.
      Командир экипажа шторку позволял открывать лишь при подходе к дальнему приводу (на высоте 200 м). Как только колпак откидывал назад, сразу искал ВПП. А как только вцепился глазами в полосу, сразу легче становилось.
      Действия на посадке уже знакомы. Лётчик-инструктор уже почти и не вмешивается в мои движения ни ручкой управления, ни РУДом.
      Всё равно, чтобы ни говорили, а учиться летать в лётном училище интересно!
      Скоро полечу самостоятельно в зону на простой пилотаж. Вот!

<•>> >> Temporis filia veritas{1} <<•

  [+] Истина не лежит на поверхности явлений.
      Антуан де Сент-ЭКЗЮПЕРИ
<<><•><>>
  [+] Как ловок должен быть язык белых, если они могут сделать правильное выглядящим как неверное, и неверное выглядящим как правильное.
      Из идийской мудрости
<<><•><>>
  [+] — Без неё [души] просвещеннейшая умница – жалкая тварь. Невежда без души – зверь. Самый мелкий подвиг ведёт его во всякое преступление. Между тем, что он делает, и тем, для чего он делает, никаких весков у него нет.
      Денис Иванович ФОНВИЗИН, «Недоросль»
<<><•><>>
  [+] — Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
      Денис Иванович ФОНВИЗИН, «Недоросль»
<<><•><>>
  [+] — Шулер – не игрок.
      Фёдор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ, «Преступление и наказание»
<<><•><>>
  [+] — Не надо обманывать себя, надо хоть раз в жизни взглянуть правде прямо в глаза.
      Антон Павлович ЧЕХОВ, «Вишнёвый сад»
<<><•><>>
  [+] — Ложь с искренностью на лице – зло. Добро может скрываться за страхом ненависти.
      — Уродство – уродливо, а красота – красива.
         Из америк. худ. сериала «Андромеда»
<<><•><>>
  [+] — Ты что, поверил ментам? Да они врут всё!
      — Гала, девочка моя, кроме тебя, здесь никто не врёт!
         Из худ. сериала «Голоса»
<<><•><>>
  [+] — Ну, и, конечно, мелочи! Вся штуковина в мелочах!
      Из худ. к/ф-ма «Статский советник»
<<><•><>>
  [+] — Раз уж мы сотрудничаем, у меня есть одно правило: не лгите мне! Понятно? Никогда мне не лгите, мой друг!
      Из америк. худ. к/ф-ма «Совокупность измены»
<<><•><>>
  [+] — Вы любите простые истории или более сложные? Какую ложь вы хотите услышать?
      Из америк. худ. к/ф-ма «Лезвие в ночи»
<<><•><>>
  [+] — Я от вашего вранья скоро умру!
      Из худ. к/ф-ма «Старики-разбойники»
<<><•><>>
  [+] — А теперь скажи: кто у тебя был в пятницу вечером?
      — А что?
      — Только не врать!
         Из худ. сериала «Доктор Тырса»
<<><•><>>
  [+] — Вы восстановили мою веру в человечество – вы врёте!
      — Нет, я не вру!
         Из америк. худ. сериала «Доктор Хаус»
<<><•><•><•><>>
____________________
     {1} Temporis filia veritas (лат.) – Истина дочь времени.