Авиасалон в Фарнборо. Россия - Гуд Бай!

Дмитрий Ятокин
 В английском Фарнборо начал работу очередной авиационно-космический салон. Российская авиационная делегация, по имиджу которой был нанесён катастрофический удар аварией самолёта Сухой СуперДжет, пытается держаться достойно. Увы, но достоинства хватает лишь на делание хорошей мины при плохой игре.

     После многолетних потуг по созданию «уникального» ближнемагистрального самолёта, российской делегации, как оказалось, продемонстрировать нечего. В гражданском авиастроении.
Авиалайнер Сухой СуперДжет скромненько стоит на стоянке, открыв двери для ознакомительных экскурсий. В этом усматривается зловейший символ. Не успев толком взлететь, новинка отечественного авиапрома превратилась в музейный экспонат. Демонстрационные полёты на авиасалоне для нашей «надежды» запрещены.

     Руководители Объединённой Авиастроительной Корпорации пытаются тянуть интригу и громко заявляют о каких-то соглашениях на поставку, которые якобы подписаны с какими-то потенциальными заказчиками на невероятно фантастические суммы. Вот только глаза у руководства по большей части опущены, да голоса от излишних усилий срываются.

    Здесь, в Фарнборо, будет поставлен жирный крест на проекте «Сухой СуперДжет»! Многомиллиардный убыточный проект, навязанный руководству страны некомпетентными в гражданском авиастроении менеджерами корпорации «Сухой» завершён! Авиакомпаниям предложили то изделие, которое им оказалось не нужно. Не потому, что самолёт плохой. Об этом можно поспорить. Плохой, бездарной, оказалась сама идея создания среднемагистрального авиалайнера, как приоритета в российском авиастроении.

    На авиарынок средних самолётов, где конкуренция такая же жёсткая, как на рынке автомобилей эконом класса, была представлена модель, ничем не примечательная. Цена изделия, стоимость эксплуатации, экономичность, эргономичность, массовость производства – ухватиться заказчикам не за что! Это абсолютно рядовая модель, занявшая место в хвостовой части мировой ниши среднемагистральников. Кроме названия, других «изюминок» для заказчиков представлено не было. Маркетологи ОАК задарма съели государственный не дешёвый кусок пирога. Раскрутить бренд им оказалось не под силу.

    Но недаром в народе говорят, что наглость – второе счастье. И вот уже менеджмент ОАК «Сухой» на «голубом глазу» начинает рассказывать нам об успехах в разработке следующего никому не нужного шедевра под кодовым названием МС-21. И опять всё по круговой проверенной схеме: «невероятные успехи нанотехнологичных разработок, уникальный коллектив единомышленников, потенциальные заказчики, предполагаемая прибыль». Нужно лишь участие государства. И немного денег из федерального бюджета. Совсем немного! Миллиарда два! Долларов! А лучше – евро! И будут россияне летать на отечественных чудо лайнерах. Когда? Как любит повторять директор ОАК «Сухой» - в ближайшее время!

       Почему же потерпел катастрофу «Сухой СуперДжет»? Я сейчас говорю не в буквальном, а в переносном смысле, о проекте «СуперДжет». О катастрофе лайнера я писал подробно. Кому интересно,  читайте на сайте «Proza.ru» автор Ятокин Дмитрий.

     Но сначала о том, какой же самолёт нужен России? На этот кажущийся сложным вопрос может ответить любой россиянин. Достаточно лишь взглянуть на карту. Мы не Европа, где города приткнуты друг к другу, как монпансье в коробке. У нас между городами расстояния, как правило, измеряются сотнями километров! Как добираться к соседям? Можно на машине, можно на поезде. А если нужно быстро? А зимой? А в Сибири, где дорог фактически нет? Вот тут на ум и приходит классическое: «только самолётом можно долететь!».

       Но это в песне – можно, а в жизни – нельзя! Их попросту нет, ближнемагистральных самолётов. Старичку Ан-24 давно пора быть на музейной пенсии, но из него продолжают высасывать «ресурс», рискуя жизнью пассажиров.

       Вот и опять мы возвращаемся к «Сухому». Многомиллиардный амбициозный проект изначально создавался как наш ответ Боингу и Аэрбасу. Дескать, они к нам, а мы к ним! Россия на экспорт! Алаверды? Дудки! Там нас никто не ждал.

     В Америке и Европе самолёты строят по предоплате. Оплатил заказчик десять самолётов – через год получи! А что же корпорация «Сухой»? Когда проект запускался, нас уверяли, что есть заказчики на триста машин! Восемь бортов купил Аэрофлот, ещё один Армения. А где остальные заказчики? Ау? Да их попросту не было! Кто станет покупать кота в мешке?

     На экспорт нам можно и нужно поставлять нефть и газ. Этот товар известен и востребован. А вот новые самолёты нужно создавать для внутреннего рынка. Потребность у авиакомпаний в ближнемагистральных  самолётах огромна, она даже сейчас исчисляется сотнями! Вы, читатели, спросите меня: «Ты что, самый умный? А в Росавиации дураки сидят, которые не знают, что нужно России?»

       Нет, так утверждать я не буду. Тем более, что есть разработанный совместно с Украиной проект ближнемагистрального Ан-140. Единичные образцы успешно летают. Почему же этот проект не попал под господдержку? Не желая искать злого умысла, дипломатично предположу, что менеджеры «Сухого» представили правительству более конкурентную программу развития авиастроительной отрасли через среднемагистральный самолёт. Сама жизнь показала, что это была грандиозная ошибка.

     Кто виноват – понятно! А что делать дальше? Особо рьяные любители авиации крикнут: «Да разогнать эту ОАК к чёртовой матери! И передать деньги на развитие Ан-140!»
Если бы всё так просто! Во-первых, денег уже нет, они все потрачены на амбиции. Во-вторых, Ан-140 не строился конкретно под нужды наших местных авиакомпаний. Следовательно, потребует серьёзных доработок. А это время и деньги.

      Не только природа не терпит пустоты. Пустоту не любят и на экономических рынках. Сегмент ближнемагистральных самолётов без всякого шума, без патриотического ража, начинают захватывать не с запада, а с востока. Имеется ввиду наш добрый сосед Китай.
В восьмидесятых годах прошлого века Советский Союз продал Китаю лицензию на производство уже упоминаемого Ан-24. Нам это старьё было за ненадобностью, а рачительным китайцам сгодилось. Менеджеры Поднебесной создали несколько совместных предприятий с европейцами и начали модернизацию Ан-24. Создавали они именно тот вариант, который так необходим и России: пятидесятиместный двухмоторный лайнер эконом класса МА-60. На сегодняшний день в самом Китае и по разным странам летает уже более ста самолётов МА-60 в нескольких комплектациях. И портфель заказов у китайцев только растёт!

     Но самое убийственное, что подобные лайнеры у китайцев готова закупать Якутия-Саха! И не просто желает! Правительство Якутии требует от Росавиации скорейшей сертификации этих моделей на территории России. Потому что других самолётов эконом класса попросту нет!

    Что здесь сказать? Приплыли? Долетались? Дочудились? Как в  этом случае оценивать интеллект российской власти?

    В заключение темы я представлю вам анекдот, который родился у меня при написании этой статьи.
                Внук спрашивает:
            - Деда, а ты где работаешь?
            - На заводе. Мы строим самолёты!
                Внук:
            - Деда! А я, когда вырасту, тоже буду самолёты строить?
            - Будешь! Если за границу жить переедешь!

          На авиасалоне в Фарнборо представитель авиакомпании Боинг по России заявил: «Мы, компания Боинг, приложим все силы, чтобы российские пассажиры уже сегодня летали самыми современными, безопасными и комфортными самолётами!»

        От российских авиастроителей таких слов россияне не услышали! Пока не услышали? Или уже никогда не услышат?