Крещатик. Инженер Аманд Струве. Очерк

ВЫДАЮЩИЙСЯ ИНЖЕНЕР  И ПРЕДПРЕНИМАТЕЛЬ АМАНД ЕГОРОВИЧ СТРУВЕ

      Имя выдающегося инженера и успешного предпринимателя Аманда Егоровича Струве, сегодня известно лишь немногим специалистам и любителям киевской старины. О нем не написано книг, монографий, нет столичной улицы его имени, нет и мемориальной доски. А между тем этому человеку Киев ХІХ века обязан многими передовыми на то время достижениями. Благодаря усилиям Струве были построены: железнодорожный мост через Днепр, централизованный водопровод, конная железная дорога, введен в эксплуатацию первый в Российской империи электрический трамвай, проведено уличное газовое, а затем и электрическое освещение.
      
        Родился Аманд Егорович Струве 30 мая 1835 года в немецкой дворянской семье. Его предки были подданными Голштейнского княжества и, когда царь Петр Первый стал князем Голштейнским, они стали на время российскими подданными. Затем эти земли отошли к Польше, но позже  их вновь присоединили к России. Прадед Аманда Струве -знаменитый немецкий юрист, профессор по римскому и германскому праву Георг Адам Струве(1619-1692); дед - российский и немецкий  дипломат Антон Себастьян фон Струве (1729 - 1802);  отец- заведующий лесным хозяйством Царства Польского- Георг фон Струве(1802—1886).
       Его братья: Густав Его;рович Стру;ве ( 1833-1882) - российский инженер и предприниматель, генерал-майор (1879) и Ге;нрих Его;рович Стру;ве - российско-польский философ, профессор Варшавского университета, доктор философии Московского университета.
Окончив Главное артиллерийское училище и военную академию в Петербурге, Аманд Струве поступает на действительную военную службу. Но военная карьера его не привлекала, и он продолжил учебу в Николаевском инженерном училище, а затем в военно-инженерной академии. После чего,  совершенствовал свои знания за границей. В 1860 году его пригласили на работу в Общество Московско-Саратовской железной дороги, где Струве построил временный железнодорожный мост через Москву-реку в Коломне, и мост через Оку. Для изготовления железных ферм к этому мосту 25-летний военный инженер основал собственную мастерскую в Коломне. В те же годы был построен второй окский мост у Серпухова (1865—1866).
      В 1867 году, 32-летний инженер-капитан Аманд Струве был направлен на службу в Киевский округ путей сообщения

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МОСТ ЧЕРЕЗ ДНЕПР
В Киеве, первым проектом молодого инженера,  было строительство железнодорожного моста через Днепр, который должен был соединить Киев с северо-восточными губерниями России. Он же и руководил его строительством.
В марте 1868 года, состоялась заклажка моста. Железнодорожный мост состоял из 11 опор и 12 пролетов по 89 метров каждый, общая длина составила 1068 метров. На момент постройки, он стал самым длинным мостом в Европе. 

        В те дни, газета «Киевлянин» писала: «Не беря на себя смелости высказывать
личный суд о таком специальном деле, мы, однако, считаем себя вправе передать голос и людей компетентных, и всей общественности о строителе моста. Струве, по общему признанию, возвел себе вековечный памятник этим сооружением, и имя его не забудется в истории Киева и юго-западного края».

ВОДОПРОВОД
      В 1869 году, Аманд Струве подал генерал-губернатору А. М. Дондукову-Корсакову прошение предоставить ему права на строительство и дальнейшую эксплуатацию водопровода.
15 ноября 1869 года, городская дума провела обсуждение этого предложения и, в итоге, «признала создание в Киеве централизованного водопровода полезным и крайне необходимым».
Больше того,поскольку у  городских властей, как всегда не хватало средств, А.Струве предложил создать концессию сроком на 50 лет и сам же её возглавить.
     9 июля 1870 года между городской Думой и Струве был подписан договор, а уже меньше, чем через год, 22 мая 1871 года, состоялась торжественная закладка сооружений будущей водопроводной сети .
     По проекту архитектора А.Шиле были сооружены машинные станции. У городских купален пробурили четыре артезианские скважины, проложили 24 км водопроводных труб.
     1 марта 1872 года, жители Киева начали получать воду из Днепра. Газеты сообщали, что «открылось снабжение водой из городского водопровода по улицам Александровской, Крещатику, Васильковской (до улицы Шулявской) и Бибиковскому бульвару». Для пользования водопроводом на улицах установили пять первых водоразборных кранов.
      Водопроводная концессия просуществовала до 1914 года, затем власти выкупили водоканал.

ГОРОДСКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
      Даже в середине ХIХ века, с наступлением ночи, улицы Киева погружались во тьму. Уличного освещения не было, и немногочисленные прохожие освещали путь переносными масляными фонарями.
Только в 1869 году , на Крещатике установили первые керосиновые фонари для уличного освещения. Однако, уже через два года, в январе 1871 года, регистрируется Общество газоосвещения, которое создал и возглавил всё тот же  Аманд Струве. Городская Дума заключила с Обществом контракт на установку уличных газовых фонарей. А.Струве обязался в кратчайшие сроки построить два завода по производству газа и установить на улицах 1500 газовых светильников.
      6 сентября 1872 года, на Крещатике, в присутствии официальных лиц, состоялось пробное включение освещения, а 2 ноября на 70 фонарях вспыхнули первые «газовые» огни.

     К фонарям подводили специальный светильный газ, который нужно было вечером зажигать, а наутро гасить. Этим занимались фонарщики, ходившие с лесенками от фонаря к фонарю.
Штыри чуть ниже светильника для того и предназначались, чтобы приставлять к ним лестницу. К сожалентю, одной из неприятных особенностей рожков было их свойство ни с того ни с сего выбрасывать огромные языки пламени. На глазах испуганных горожан уличные фонари иногда превращались в гигантские факелы, полыхавшие целые ночи.

     В 1879 году в Киев наведались сотрудники российской фирмы «Товарищество П. Н. Яблочков — изобретатель и Ко». В то время Павел Яблочков, изобретатель дуговой лампы  находился в зените славы. Его фонари освещали центральные улицы Парижа, Лондона, Берлина. Однако с представителями киевской городской думы ему не удалось найти общий язык. Гласные (депутаты) были недовольны бизнес-планом Яблочкова, который предусматривал не централизованную систему освещения, а просто установку фонарей, получающих ток от автономных генераторов.

      А вот компания «Савицкий и Страус», которую создали поручик запаса Савицкий и коллежский советник, физик, математик и электротехник Оскар Эмильевич Страус предложила систему централизованого освещения. Именно с ней, в мае 1890 года,  Дума подписала контракт.
      По этому контракту, предусматривалось строительство двух электростанций: на Европейской и на Думской площадях. Срок действия соглашения в условиях гарантированной монополии составил 12 лет. Консалтинговые услуги АО оказывали местные киевские специалисты — профессор Киевского университета Шиллер и начальник Киевского железнодорожного училища Мацон.
     В 1890 году Общество построило первую городскую тепловую электростанцию на Европейской площади, обладавшую , конечно, скромной, по современным меркам , номинальной мощностью — 110,3 кВт. Через год,  была возведена станция на Думской площади, а 8 марта 1892 года, на Крещатке зажглись  первые 14 дуговых электрических светильников. Фонари горели до полуночи, а потом , до утра , зажигались газовые рожки.
       Вскоре  воздушные линии электропередач уже обеспечивали током освещение не только  на Крещатике и близлежащих улицах, но также частные дома, здание городской думы и, расположенного рядом,  отеля.
       К концу 1904 года, на улицах Киева было около 1 тыс. дуговых электрических фонарей, а в садах и скверах — 24 лампы накаливания.

ПЕРВЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТРАМВАЙ
      Бурное развитие Киева в конце 19 века и увеличение численности населения, требовали создания регулярного городского транспорта. На то время в Петербурге, Москве и Одессе уже действовали конные железные дороги — конки. Однако решение транспортной проблемы в Киеве затруднялось с технической стороны топографическим рельефом города. Даже шести лошадям впряженным в вагон не всегда удавалось преодолевать крутые киевские подъемы, а паровые трамваи, появившиеся на Крещатике 7 февраля 1892 года, тоже не приобрели широкого применения — они ужасно гремели, дымили, выпуском пара пугали коней и извозчиков,
и к тому же на подъеме могли тянуть только один маленький вагончик
      И снова, неутомимый  инженер и предприниматель Аманд Егорович Струве, основываясь на разработках военного инженера Аполлона Федоровича Пироцкого, который ещё в 1876 году изобрел передачу электричества по рельсам и представил свое изобретение в Германии на выставке, а спустя 4 года представил  проект вагона будущего трамвая, предложил 
киевскому городскому управлению электрический двигатель, как наибольшую гарантию безопасности движения на крутых подъемах.

       Естественно, после того, как два предыдущих варианта оказались неудачными, новый проект железной дороги на электрической тяге, властями города был утвержден.
      8 мая 1892 года,  на одном из самых крутых склонов Киева — Александровском (ныне Владимирском) спуске, состоялась пробная поездка, а уже 1 июня (14 июня по новому стилю) 1892 года, в присутствии сотен горожан, от Царской площади до Александровской (Почтовой) площади проехал первый в Российской империи и второй в Европе электрический трамвай.
(Первый пояаился в Берлине в начале 1880-х годов.)
    По первому маршруту, протяженностью 1,5 км., ходило два вагона, которые вмещали 40 пассажиров.
     Газета "Киевлянин" сообщала, что в первые дни многие любопытные катались на трамвае по нескольку раз вверх и вниз - настолько интересен был новый вид транспорта. С самого появления, киевский трамвай стал одной из достопримечательностей города, который киевляне с гордостью показывали гостям, приглашая проехаться.

     К нашему рассказу, остается добавить, что не только последний, но и оба предыдущих варианта трамвая, были предложены Амандом Егоровичем Струве, который, конечно, понимал превосходство электрического трамвая над другими, но, как опытный политик, не опережал события, а постарался сделать так, чтобы это осознали и городские власти и жители Киева. Так напрмер, еще во времена конки, он построил 7 трамваев на паровой тяге, а при строительстве депо для конной железной дороги, предусмотрел обслуживание вагонов с электрической тягой.

       Эксплуатация электрического трамвая уже в первые месяцы показала свои преимущества на крутых городских улицах. В 1893 году доход от этой линии покрыл не только расходы на ее эксплуатацию, но и убытки от эксплуатаций линий с конной и паровой тягами.
Киевляне гордились своим трамваем. Ему отводилась видная роль во многих торжествах. Достаточно сказать, что на открытие Всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставки 1897 года киевский митрополит Ионикий (Руднев) приехал на трамвае.

        В конце рассказа, хочу напомнить слова, которые были сказаны более ста лет назад: «Струве, по общему признанию, возвел себе вековечный памятник, и имя его не забудется в истории Киева и юго-западного края».

        В подготовке очерка, использованы материалы Владимира Олийника «Зеркало недели» №20, 28 мая 2005


Рецензии
Здравствуйте!
Василий Яковлевич Струве не родственник Аманду Егоровичу.
Предки Аманда - знаменитый немецкий юрист, профессор права Георг Адам Струве, дипломат Антон Себастьян фон Струве, Георг фон Струве, заведующий лесным хозяйством Царства Польского.
Также неверно утверждение, что предки Аманда переехали в Россию.
Они просто были подданными Голштейнского княжества, и когда Петр стал не только князем Голштейнским, но императором Российским, его подданные также стали на время российскими подданными. Затем эти земли отошли к Польше, а Польшу позже присоединили к России. Фон Струве в Россию не переезжали. Аманд и его братья были первыми из рода, кто стал постоянно здесь жить.
С уважением, внучатая пра-пра-правнучка Аманда, Марина.

Марина Алёшина   16.05.2018 13:09     Заявить о нарушении
Марина, огромное спасибо за такую ценную информацию! Я ведь брал свою из интернета.
Буду рад если вы напишите сами или для меня об этом более подробно, чтобы я внес изменения.
Влад

Влад Каганов   18.05.2018 04:03   Заявить о нарушении
Вот хорошая подробная статья на двух страницах, в том числе о мостах в Киеве:
http://elib.shpl.ru/ru/nodes/14594-69-25-apr-s-301-316-prilozhenie-s-317-320#mode/inspect/page/3/zoom/8
http://elib.shpl.ru/ru/nodes/14594-69-25-apr-s-301-316-prilozhenie-s-317-320#mode/inspect/page/4/zoom/8
А о семье постараюсь написать позже.

Марина Алёшина   05.06.2018 15:52   Заявить о нарушении