Проделки луны - учёная сказка для театра кукол

Татьяна Резвых
                Посвящается Машеньке Ковановой -
                теперь звёздочке на небе...
                **************************************

                П Р О Д Е Л К И   Л У Н Ы
              Учёная сказка  в одном действии
               

ДЕЙСТВУЮЩИЕ  ЛИЦА:  Звездочёт,
                1  Ведущий,
                2  Ведущий,
                Луна,
                1  Звёздочка,
                2  Звёздочка,
                Портной Подтяжкин,
                Собака Жулька.
   

          П Р О Л О Г

        (Входят ведущие)

1 ВЕД.     Собралась, наконец, детвора?!
           Значит, нам начинать пора.

2 ВЕД.     На замок закрывайте ротики,
           приготовьте для смеха животики!

1 ВЕД.     Правда, в нашем театре "Потеха"
           Есть не только моменты для смеха...

2 ВЕД.     Мы сегодня спектакль  вам покажем,
           Где учёную сказку расскажем.

1 ВЕД.     Не про Репку...

2 ВЕД.                И не "Колобок"!

1 ВЕД.     Начинаем спектакль и урок!

         (Входит Звездочёт)

1 ВЕД.     Посмотрите, кто это идёт?

2 ВЕД.     Главный сказочник и Звездочёт...

1 ВЕД.     Его сказки и в книгах живут,
           Его сказки и в небе плывут!

          ( Уходят за ширму)

ЗВЕЗДОЧЁТ. 
   Эта история началась далеко-далеко от Земли. Если добираться туда пешком, прошло бы 80 лет, если ехать на автомобиле - 40, на поезде - 15, лететь на самолёте- 2 года, а на ракете можно  домчаться туда за два дня. Но и это очень долго!
А если мы попробуем полететь  на крыльях сказки, мгновение- и мы уже на месте.
  Смотрите, это Космос. Здесь живут  звёзды, планеты и другие космические тела... А вот и то место, куда мы стремились: самая близкая соседка нашей Земли, её спутница Луна.
  Знаете её? Конечно, вы видели её  на ночном небе, а иногда и  на дневном, если очень присматривались. Но ещё чаще - на картинках ваших детских книжек. К сожалению, ночью взрослые не разрешают детям долго смотреть на Луну. Они считают, что это, во-первых, опасно, а  во-вторых, ни к чему. Они думают, что для детей важнее ночью спать. А разве это правильно? Луна  ведь такая красивая, правда?
  Но сегодня... Сегодня мы погуляем сколько захотим по ночным лунным дорожкам вместе с нашей сказкой "Проделки Луны". Итак, эта история начиналась далеко от Земли...

                КАРТИНА 1

          Появляется Луна  в виде чёрного диска и две звёздочки.

ЛУНА (продолжая о чём-то спорить).
                А вот и неправда! шалишь!

1 ЗВЁЗДОЧКА.     Подумай... Ты что говоришь?!

2 ЗВЁЗДОЧКА.     Где это видано?  Где это слыхано?
                Чтобы Луна заходила в дома?

1 ЗВЁЗДОЧКА.     Честное слово, сошла ты с ума....

ЛУНА.            Тише! Я знаю, что я говорю!
                Люди  забыли смотреть на зарю.
                Ночью храпят, днём считают монету...
                Где же , скажите, земные поэты,
                Что поклонялись Луне , как богине?!

1 ЗВЁЗДОЧКА.     Вымерли все...

2 ЗВЁЗДОЧКА.     Иль стоят в магазине...

                (Смеются)

ЛУНА.            Странные люди, я их не пойму...
                Как это можно - не славить Луну?
                Звёзд не считать?..

1 ЗВЁЗДОЧКА.     Нас не всех сосчитали...

2 ЗВЁЗДОЧКА.     Дали названья и в карты поставили...

1 ЗВЁЗДОЧКА.     Не замечают, как падаем мы...
                Как мы красиво мерцаем из тьмы!..

2 ЗВЁЗДОЧКА.     Мы им теперь не нужны совсем.
                Много у них и земных проблем!

ЛУНА.            Хватит! Я это неверное племя
                Вмиг проучу... Только дайте мне время!
                Так, ровно месяц мне нужен, друзья,
                Чтоб получилась задумка моя...
                Видите, во-о-он окошко горит?
                Это Портной за работой сидит...

                (Луна  и звёздочки шепчутся и исчезают)


ЗВЕЗДОЧЁТ.   Давайте, ребята, и мы с вами заглянем к Портному "на огонёк"? Хочу сразу предупредить,что это очень хороший  портной, мастер своего дела. Он трудится день и ночь,чтобы шить нам красивые платья и костюмчики, а себе заработать побольше денег. Работа отнимает у него почти всё свободное время. Он и думать забыл, как это бегать по траве босиком, ловить бабочек, разглядывать барашки облаков и ,тем более, смотреть по ночам на звёзды! А разве это хорошо?!.
          

                КАРТИНА 2

              Комната Портного. Он работает. Рядом спит собака.

ПОРТНОЙ (поёт).         Я люблю свою работу,
                Шью - крою с большой охотой.
                Я трудом своим горжусь
                И любому пригожусь.
  Ну, вот, платье готово! Теперь и отдохнуть можно... (Потягивается.)

СОБАКА (во сне).   Га-а-а-в... (Скулит.)

ПОРТНОЙ.   Спи, спи, Жулька, ночь уже... И я сейчас лягу.

                Стук в окно.

ПОРТНОЙ (вздрогнув).  Что такое?..

СОБАКА (вскакивает). Гав! Гав! (Потом вдруг пугается чего-то, забирается под стол и скулит.) У-у-у...

ПОРТНОЙ ( про себя).  Кого это нелёгкая принесла? (Осторожно.) Кто там?

ГОЛОС ЗА ОКНОМ  Простите, что беспокою Вас! Но здесь ли живёт знаменитый портной Подтяжкин?

ПОРТНОЙ.. Я - портной Подтяжкин, но сейчас уже ночь... Если Вам что-нибудь нужно, приходите завтра утром...

ГОЛОС.  Извините, но утром меня мама не пустит. Я могу гулять только ночью...

ПОРТНОЙ (про себя).   Ну, и мамы пошли! Ребёнок гуляет по ночам?..

ГОЛОС.  Откройте мне, дяденька, не бойтесь!..

СОБАКА.  Гав! Гав!  (Пытается оттянуть Портного от окна.)

ПОРТНОЙ.  Фу, Жулька!  "Не бойтесь..." - Ничего я не боюсь!

                Открывает окно. За окном никого нет.

ПОРТНОЙ (выглядывая из окна). Ты где?  Что это ещё за шутки! Кто это балуется? Никого...
Показалось, что ли?..

МЕСЯЦ (выглядывая из-за облака, говорит тоненьким голосом).  А вот и не показалось! Я  здесь, за облаком! (Прячется за другим.)  А теперь - здесь!

ПОРТНОЙ.  Ну, и дела-а!  Месяц... И что тебе нужно, озорник?

МЕСЯЦ.  Мне? Мне много нужно... Солнечных зайчиков, чтоб весело было! Облака, чтобы играть в прятки!  И чтобы мама смотрела на меня и говорила:" Ах, какой славный ребёнок!"

ПОРТНОЙ.  Какая мама?!!

МЕСЯЦ.  Моя мама - Земля...

ПОРТНОЙ. А я тут при чём?  Что тебе от меня нужно?

МЕСЯЦ. Дяденька, я всё объясню, не кричите... впустите лучше в дом. Видите, какой я бледный? Это от холода. У меня даже зуб на зуб не попадает... (плачет.)

ПОРТНОЙ. Ладно, не реви! Страх как не люблю, когда дети плачут!(Открывает дверь.) Заходи.

                Месяц входит в дом. Собака заливается лаем,
                бросается на пришельца.

ПОРТНОЙ.  Да будет тебе, Жулька! Надо же, какой необычный посетитель... чему обязан?

МЕСЯЦ.    Дяденька Портной! Я хочу сделать заказ.

                Собака рычит.

ПОРТНОЙ. Заказ?  И что же тебе сшить, малыш?

МЕСЯЦ.  Как что?  Мне нужны штанишки. Я уже большой, и мне голеньким ходить неудобно. И ещё. У нас в космосе  скоро будет Звёздный карнавал. Я хочу быть на празднике самым нарядным!

ПОРТНОЙ. Штанишки? (Смеётся.) Но, извини меня, у тебя  и ножек-то нет - одни рожки...


МЕСЯЦ.  А вы всё равно сшейте! Дяденька, вы не думайте, мама вам хорошо заплатит!

ПОРТНОЙ.  Ну, что ж, штанишки так штанишки! Прошу в обмерочную.

ЗВЕЗДОЧЁТ.  Пока Портной снимает мерку с неземного заказчика, я хочу у вас спросить, что это за малыш пришёл к Портному? Правильно, это наша знакомая Луна. Она только народилась и зовут её люди Месяцем. На что она похожа, как вы думаете? Правильно, на серп, которым косят траву кроликам. А ещё на букву "р", если приставить к ней палочку, потому что она только-только Р-р-родилась!

ПОРТНОЙ ( выходя из обмерочной).  Ну, вот и вся обмерка. А ты боялся!  Приходи через три дня. Будут твои штанишки готовы, не будь я - портной Подтяжкин!

МЕСЯЦ.  Спасибо, дяденька! (Исчезает.)

ЗВЕЗДОЧЁТ.  Месяц ушёл, а наш портной размечтался. Он представил, как Месяц в новых штанишках гуляет по небу и всем расхваливает земного мастера. Мечтал-мечтал и заснул.


                КАРТИНА 3

                Среди звёздочек на небе появляется
                МЕСЯЦ в новых штанишках.


1 ЗВЁЗДОЧКА.        Ах, смотрите! Кто же это?

2 ЗВЁЗДОЧКА.        Так прекрасно  разодетый...

1 ЗВЁЗДОЧКА.        Месяц, это ты, братишка?

2 ЗВЁЗДОЧКА.        Кто же сшил тебе штанишки?

МЕСЯЦ.              На Земле есть мастер славный,
                В этом деле  самый главный!
                И зовут его Подтяжкин.
                Он - портной, а  не портняжка!

1 ЗВЁЗДОЧКА.        Я такие же хочу!
   
2 ЗВЁЗДОЧКА.        Я к Портному полечу!

1 ЗВЁЗДОЧКА.        Нет, я первая сказала...

МЕСЯЦ.              Погодите, не пристало
                Вам являться на Земле...
                Оставайтесь на местах!-
                Сам Портной летит к звезде.

ЗВЁЗДОЧКИ.          Надо же, какой мастак!!!

                Появляется летящий на облаке Портной


ПОРТНОЙ (кричит).   Принимаются заказы!
                Подлетайте... Не все сразу!..

1 ЗВЁЗДОЧКА.        Милый мастер, сшей мне блузку
                По такому случаю.
                Здесь  - широкую, здесь - узкую
                С рукавами - лучиками!

2 ЗВЁЗДОЧКА.        Ну, а я хочу фату,
                Шлейф, как у кометы...
                Может, замуж я пойду
                Ещё этим летом!

ПОРТНОЙ.            Тараторки , погодите!
                Я сошью
                всё,
                что хотите!


                КАРТИНА  4


ЗВЕЗДОЧЁТ.   Проснулся  наш мастер и вспомнил , что ему нужно выполнить заказ - сшить Месяцу штанишки к празднику.

                Комната Портного.

ПОРТНОЙ.         Жулька, за дело пора!  Ткань!

        ( Жулька приносит  ткань и в дальнейшем помогает мастеру.)

                Да не эту! Что-нибудь получше.  Вот эта будет ничего...
                Ножницы!  Иголку!  Теперь нужно прострочить. Крути машинку!
                (Шьют) Теперь погладить... (Во время работы  Портной поёт)
                Я люблю свою работу,
                Шью, крою с большой охотой.
                Я трудом своим горжусь
                И любому пригожусь...
                Ну, вот, готово. Нравится?  (Жулька неодобрительно гавкает)
                Ну , и характер, всё не по тебе! Ладно... На, помощница,
                каши поешь. Заслужила. (Даёт Жульке кашу) Скоро наш заказчик 
                появиться должен...

                Стук в окно.
                О! Лёгок на помине... Влетай, не заперто!


                В комнате появляется Месяц.
                Он несколько полнее и, как будто, старше.

МЕСЯЦ (говорит баритоном).  Приветсвую вас, Мастер! Прошу прощения - задержался.
Дел много скопилось...  Земля-то ночью - совсем тёмная! Солнышко спать уходит. Фонари гаснут. Свет в домах выключают. Тогда и наступает моё время - то кораблю путь укажешь, то влюблённым подсветишь. Фу, устал. Замучился совсем. Да тут ещё  один поэт попался. всё отпускать не хотел. Стихи сочинял. Пришлось и ему помочь. А стихи-то ничего получились :
             Луна, Луна,
             Ты в небе одна!
             Без тебя, без Луны
             Не могу я спать, увы!

  И чего это я разговорился?  Штанишки-то мои готовы?

ПОРТНОЙ.  Да какие могут быть разговоры! Конечно, готовы... Получите!

МЕСЯЦ.   О, какие красивые! Ну-ка, примерю... (Заходит в примерочную) Ой, что это такое? Я  в них не пролезаю.

ПОРТНОЙ.  Как это не пролезаете??? Сейчас  я вам помогу!...( скрывается в примерочной)

 
                На небе появляются звёздочки.
              Они рассматривают происходящее в подзорную трубу.
               

2 ЗВЁЗДОЧКА.     Погоди, погоди, дай-ка я посмотрю!

1 ЗВЁЗДОЧКА.     Неужели надел?

2 ЗВЁЗДОЧКА.                Ой,  я просто умру!

1 ЗВЁЗДОЧКА.     Что  там?  Дай мне!..

2 ЗВЁЗДОЧКА.     Бери да смотри - не свались...

1 ЗВЁЗДОЧКА.     Ай!..

2 ЗВЁЗДОЧКА.            Ты что?

1 ЗВЁЗДОЧКА.     А штаны... А штаны порвались!


                Дом Портного.

ПОРТНОЙ.  Что такое?..

МЕСЯЦ.    Порва-а-а-л!  Ты что, не видел, что штаны мне малы?  Вот так мастер! А я думал...  А мне говорили...

ПОРТНОЙ.  Да вы поправились!

МЕСЯЦ.    Поправился?  Не может быть...

ПОРТНОЙ.  Может!  Вы растолстели, как поросёнок. И всего за три дня!!!  Это не
по - человечески!

МЕСЯЦ.    Вы забываетесь, мастер, я - не человек!  И не поросёнок!  Если не можете на меня  сшить, так бы  сразу и сказали!

ПОРТНОЙ.  Как это не могу?  Я всё могу! Позвольте, я сниму новую мерку... (Обмеривает) Только больше не поправляйтесь!!!

МЕСЯЦ.   Постараюсь. (Исчезает.)

ПОРТНОЙ.  Жулька, за работу!


ЗВЕЗДОЧЁТ.   Ребята, как вы думаете, почему поправился Месяц?  Он, наверное, много пирожков ел? Шоколадками закусывал? На облаке валялся?, как на перинке? нет, правильно. небесные тела - не люди и они поправляются по каким-то другим причинам. Интересно, по каким?  Да, наш месяц поправился  и уже похож не на лимонную корочку, а на кусочек сыра из басни  о Вороне и лисице, правда?  И ещё толстеть будет. Но Портной , как будто, забыл об этом. Вот что значит - не видеть дальше своего носа... Давайте ему поможем! Портной! Портной!  Господин Подтяжкин!

ПОРТНОЙ.   Не мешайте!  у меня  срочная работа.

ЗВЕЗДОЧЁТ. Ну, что с ним поделаешь? Пусть теперь сам разбирается. А мы опять поднимем головы повыше и посмотрим , чем занимается наш Месяц.

         
                КАРТИНА 5

                В небе появляются звёздочки


2 ЗВЁЗДОЧКА.    И что он?
               
1 ЗВЁЗДОЧКА                А ты?

МЕСЯЦ.         Обещал не толстеть...

2 ЗВЁЗДОЧКА.    А он?

МЕСЯЦ.         Он поверил! Довольно галдеть...
               Давайте  споём  и станцуем немножко,
               Поскачем по звёздным  весёлым дорожкам!
       (поёт)
               И раз и два , и раз и два -
               Чудесная пора.
               И раз и два,  и раз и два -
               Танцуем до утра.

               И раз и два, и раз и два -
               Я вас боготворю.
               И раз и два, и раз и два -
               Я вам лучи дарю!

ЗВЕЗДОЧЁТ  (выглядывает из за ширмы). Лишь на мгновенье  воцарилась тишина,
                Как вдруг запел не  Месяц , а Луна...
            
ЛУНА.         И раз и два, и раз и два -
              Вскружилась голова.
              И раз и два, и раз и два -
              К Портному мне пора.

              И раз и два, и раз и два -
              Устал я петь немножко.
              И раз и два, и раз и два -
              Пойду стучать в окошко.

                КАРТИНА 6

                Комната Портного.

ПОРТНОЙ.    Всё! Готово.... Жулька, иди на улицу , погуляй , а я что-то проголодался. (Ест.)

              Жулька убежала, но через минуту, пятясь и рыча,    
               появляется в доме. Дом начинает раскачиваться ,
          как при землятрясении - это  в дверь протискивается Луна.


ЛУНА.  А вот и я! Что  это меня никто не стречает?!

             Надвигается на Портного. Портной в ужасе хватает
             собаку и прячется в примерочной. Луна садится к
             столу  и ест - глотает булку, сыр, стакан - всё,
             что ни попадётся. Вот-вот проглотит Портного...

Ну, а где же мои штаны? Что? Опять что-нибудь не так? (Видит штаны.)Это что такое??! Опять малы! Я просто не знаю, что сейчас сделаю. Придумала!  Я сейчас усыплю всех детей. Они увидят страшные-престрашные сны и во сне будут разгуливать по крышам , как лунатики! Спа-а-а-ть! Не спят? ладно! Тогда затоплю всю землю океанским приливом! Вот  как я разозлилась!

ПОРТНОЙ.  Нет! Нет!! Пощадите!!! Дайте мне ещё немного времени! Я всё исправлю, честное слово!

ЛУНА.    Смотри у меня...  В последний раз прощаю! (Исчезает)
 
                КАРТИНА 7

ЗВЕЗДОЧЁТ.  Видите, ребята, что получилось. Не захотел Портной нас выслушать, вот и попал в такую переделку. Да и мы с вами чуть не погибли, месяц теперь совсем вырос, покруглел, как один герой из сказки, которому не лежалось на окошке  и он  покатился по дорожке . Кто это? Правильно, Колобок. Наш Колобок теперь называют Луной. А на какую букву он похож? Правильно, "О". Когда на небе такая Луна, люди говорят:"Это Полнолуние!"-
и всегда в Полнолуние тревожатся, видят плохие сны или вообще заснуть не могут. Вот какие дела.

ПОРТНОЙ.  Так!  Теперь меня не проведёшь. Теперь  тебе расти некуда. Теперь я тебя одену так одену! Жулька! Ты где?  Неужели Луна и Жульку проглотила?..

                Собака тихонечко вылезает из-под стола, скулит.

Жулечка! Ну, ладно, ладно, не дрожи. Давай сделаем последнюю попытку. Ткань!

          Жулька, заикаясь,  пытается что-то объяснить на своём собачьем языке и
                отрицательно качает головой.

Да, испугала тебя Луна, однако... Ладно, я сам справлюсь! (Кроит, шьёт, гладит штаны) Готово! Ну, и где же эта разбойница? ( Кричит в окно) Луууу-наааа!

                За окном летают, хохочут  звёздочки и тоже зовут Луну.

ГОЛОС(в доме). Я  здесь!

                По комнате начинают летать вещи, а потом появляется
                НЕЧТО, одетое в белые одежды и скачет по комнате,
                напоминая то лошадь, то поросёнка, то верблюда,
                скачет на метле, оседлал собаку...

ПОРТНОЙ.  Батюшки! Привидение... Спасите!

                Портной мечется по комнате...

Помогите...

МЕСЯЦ (выглядывает из покрывала, говорит старческим голосом). Мастер, ты что, не узнаёшь меня? Я пришёл за костюмчиком...

ПОРТНОЙ.   У-у-у-у... (Падает без чувств)

СОБАКА.(заговорила по-человечески) Я жже тттебя пппредуппреждала, хххозяин... (Падает без чувств)

МЕСЯЦ. Ну, вот и всё!  Будете меня помнить!  Прощай , Подтяжкин!(Довольный, покидает жилище Портного)

ПОРТНОЙ (приходя в себя). Люди добрые!  Да что же это?  Кто мне объяснит?..

ЗВЕЗДОЧЁТ.  Ах, мастер-мастер! Прежде, чем брать такой заказ, вам не помешало бы кое-что узнать о вашей ночной гостье. Дело в том, что Луна постоянно меняет свой облик. Она всегда повёрнута к Земле одной стороной, движется вокруг неё и за месяц делает один оборот. Поэтому люди и называют её иногда Месяцем. Луна сама не светит. Освещает её Солнышко. То справа её подсветит, то слева, то спереди... И мы видим с вами сначала  тоненький серпик (помните, когда месяц народился? Букву "Р" помните?),  потом половинку Луны, потом полную Луну, похожую на букву "О" (помните Полнолуние?). А дальше Луна идёт "на убыль" (так говорят), пока не превратится снова в тоненький серпик, но повёрнутый уже другой стороной (он похож теперь на букву "С" - значит, "С-с-старый месяц").
  Все эти состояния Луны учёные называют Фазами Луны. Повторите - ФА-ЗА... Молодцы!
Итак, Луна постоянно меняет свои ФАЗЫ : растёт и убывает, растёт и убывает. И так каждый месяц.

ПОРТНОЙ. И что же теперь со всеми нами будет?..

ЗВЕЗДОЧЁТ.  Да ничего! Луна поиграла немножко и вернулась на своё место, вы можете это проверить. Тихонько отодвиньте ночью занавеску  и посмотрите на небо. Среди звёздочек в хорошую погоду вы обязательно  увидите  Луну и вспомните нашу сказку.
   А сейчас давайте попрощаемся с нашими героями : проказницей Луной. Её весёлыми подружками-звёздочками, незадачливым Портным  и его замечательной собакой Жулькой.

                КАРТИНА 8

                Музыка. Выход персонажей.

ЗВЁЗДОЧКИ.     И раз и два, и раз и два -
               Прощаться нам пора.

ЛУНА.          И раз и два, и раз и два -
               Закончилась игра.

ЗВЕЗДОЧЁТ.     И раз и два, и раз и два -
               Запомнить вы должны,
               Что очень плохо было б жить
               на свете без Луны.

СОБАКА.        Гав-гав гав-гав, гав-гав гав-гав !

ПОРТНОЙ.       Я вас благодарю...

ЗВЁЗДОЧКИ и ЛУНА.    За что?  Мы ведь обижали тебя, проказничали...

ПОРТНОЙ. Так мне и надо! Нечего нос задирать! А лучше почаще смотреть на небо да и в книжки заглядывать, чтобы не оказаться в дураках. А  ну, Жулька, запевай! Да повеселее!!!

СОБАКА.     Гав-гав гав-гав, гав-гав гав-гав !!!

ПОРТНОЙ.    Я вас благодарю
            И буду рад увидеть вас,
            Как в небо посмотрю.

ЗВЁЗДОЧКИ.  Смотрите, даже наш Портной
            Пустился с нами в пляс

ВСЕ.        И раз и два, и раз и два,
            и снова два и раз!


                Э П И Л О Г

                Выходят Ведущие.

1 ВЕД.     А теперь - ВНИМАНИЕ!

2 ВЕД.     Домашнее задание!

1 ВЕД.     Нарисуйте три картинки:
               Юный месяц - паутинку.
               Круглую луну - толстушку
               И Луну  - уже старушку.

2 ВЕД.     Повесьте дома , у окна.
               Вот будет счастлива Луна!

1 ВЕД.     Прозвенел звонок.

2 ВЕД.     Кончился урок.

1 ВЕД.     Вам - урок, а нам - награда

ВМЕСТЕ.        Ваш весёлый смех и взгляды!

2 ВЕД.     И похлопайте в ладошки
               Нам, артистам, на дорожку!