Противный ген. Студент-генетик провожает знакомую

Алина Боковая
– Ты почему сегодня грустная?
– Да так, мелкие неприятности.
 –Какие неприятности? Это секрет?
– Не то, чтобы секрет, но затрудняюсь выразить в словах… .
– Тем более интересно. Что же все-таки случилось?
–Я , наверное, чего-то не понимаю. Вот ты мне скажи, объясни мне, почему мы, люди, такие все противные? И становимся все противнее. Мне сегодня ни за что наговорили  неприятностей две мои подруги… . За что они на меня напали? Что я им сделала?
–Что же они тебе сказали?
– В том-то и дело, что ничего определенного. Какие-то ядовитые намеки, какие-то скрытые насмешки. А в результате получилось, что я и глупая, и некрасивая, и одета плохо.
– Что-то мне кажется, что и ты в долгу не осталась?
– Конечно, нет. И я им наговорила. А теперь самой плакать хочется.
– Так ты просишь меня объяснить? Хм! Я могу объяснить с позиций моей науки. Но тебе придется выслушать небольшую лекцию. Не соскучишься?
– Нет, не соскучусь. Очень хочется понять.
– Тогда слушай. Как известно, человек есть единство двух начал. Тело его  - это биологический организм, а душа – это продукт социального развития человечества.
– Ты веришь в существование души?
– Я не верю в душу, отделяемую от тела, и под словом «душа» понимаю все, относящееся к психике: разум, интуицию, характер, чувства и т. д. Большинство людей  считают душу главной, господствующей частью человека, а на тело смотрят как на вынужденный придаток, рудимент какой-то, от которого, к сожалению, нельзя избавиться и приходится таскать его с собой, да еще терпеть от него всякие пакости.
– Кажется, ты преувеличиваешь.
– Да, я гиперболизирую и одновременно упрощаю,  но это чтобы было понятнее. Так вот, в действительности именно тело, как биологический, даже звериный организм, является главным, господствующим в человеке. Оно не только вместилище и носитель души, оно ее «производит».
– Неужели мы такие звери?
– Еще какие! Ты, видимо, не представляешь себе, до какой степени наша душа подчинена телу, создается им, зависит от него.
– Но каким образом? И почему я этого не чувствую?
– Механизмом воздействия тела на душу является генетический код, записанный в каждой клетке нашего организма. Раньше говорили, что с помощью генов человек получает по наследству свою внешность, цвет волос и глаз и прочие мелочи. И еще были разговоры о том, что «до сих пор» человек носит в себе некоторые звериные инстинкты. Подразумевалось, что со временем мы от них избавимся.
– Да, я слышала об этом и тоже так думаю.
– Мы никогда от них не избавимся. Более того, через генетические коды мы получаем не только все наше тело со всеми его особенностями, но и подавляющую часть нашей психики. С генами нам достаются характер, темп жизни и ее длительность, разные способности, ум, воля, доброта или жестокость, искренность или лживость, лень или трудолюбие, предрасположенность к болезням или порокам, и прочая, и прочая.
– А как же воспитание?
– Погоди с воспитанием, до него еще дойдем. В нас заложено от рождения множество сложных генетически обусловленных поведенческих программ. Я буду для удобства называть их старым термином «инстинкт». Они выделены и расположены в порядке  убывания по важности для выживания особи.
– И какой же этот порядок?
– На первом месте инстинкт пищевой. На втором – инстинкт самосохранения, то есть защиты своей жизни. Третий – половой,  стремление к размножению. Четвертый – защита потомства. Пятый, что очень интересно, инстинкт ориентировки (Где я? Что вокруг меня?). Его еще называют инстинктом любознательности.
А следующий,  шестой, прошу обратить на него внимание: инстинкт самоутверждения, или стремление  к лидерству. Это очень древний инстинкт и у него глубокий биологический смысл.
– Какой же смысл?
– Об этом тоже чуть позже. Далее идет множество более «мелких» врожденных поведенческих программ – инстинкты стадности, подражания, овладения  речью, очищения тела, следования за лидером,  борьбы за территорию, предупреждения об опасности – всех не перечесть.
– Пока я не вижу объяснения, почему мы противные. Может в этих,  которых не перечесть, есть еще и ген противности?
– Сейчас увидишь. Все эти инстинкты имеют животное происхождение. Это наша звериная суть. Все они продолжают действовать, грызут человека изнутри, неотступно требуя себе удовлетворения.
Но мы – люди.  У нас есть разум,  есть выработанные тысячелетиями правила общественного поведения, есть социальные условия обитания. Посмотрим теперь, какие имеет человеческая особь возможности для утоления своих  звериных инстинктов в этих условиях?
Пищевой – в целом утолен. Есть, конечно, аномалии – и голодающие, и даже умирающие от голода, но будем считать, что это нетипично. Для основной массы человечества все-таки выработаны правила получения пищи. Защита жизни тоже в общем плане налажена. Большая часть людей чувствует себя в безопасности. С половым несколько сложнее, у меня лично такое впечатление, что он больше обществом подавляется, нежели утоляется. Но, как бы то ни было, новые поколения рождаются, значит,  утоление имеет место.
Жизнь потомства обществом защищена. Ориентировочный утоляется даже избыточно. Человек получает такое количество информации об окружающем мире, которое даже не может переварить. Оставим пока в стороне вопрос о ее достоверности.

И вот тут-то вылезает на поверхность зловредный инстинкт самоутверждения! Он становится первым и главным! Его древний биологический смысл – потомство должен оставить сильнейший, и оно будет здоровым и крепким! В звериные времена каждая особь боролась за свое превосходство с помощью клыков, когтей или рогов. Во времена дикости в ход шли палки и камни, а также кулаки и пинки. Теперь люди уже не могут утверждать себя такими методами, если не делают преступления. А инстинкт разъедает душу изнутри. Он гонит человека в общество себе подобных, где он ищет утоления мучающей его потребности  показать свое превосходство. Хоть в чем  ни будь, хоть как ни будь! Тут-то люди и становятся противными. Все они орут, стараясь перекричать друг друга. Спорят , «переходя на личности». Здесь сыплются удары в виде ядовитых намеков, слегка завуалированных оскорблений и насмешек. Здесь изобличают друг друга или подлавливают на каких-то ошибках, чтобы унизить. Очень болезненно, когда нас уличают в  незнании чего-то. Ты замечала, какое наслаждение  испытывает человек, когда может первым сообщить  какую-то важную новость? Любая победа над кем-то  приносит человеку облегчение. Иные находят себя в спорте, иные – в алкогольном самообмане, а большинство – просто пиная друг друга.
– То, что ты говоришь – страшно. Я не хочу быть зверем и жить среди зверей.
– Власть генов над нами очень сильна. Самые  светлые, самые высокие чувства человека тоже генетически обусловлены. Даже Великая Любовь есть проявление инстинкта рождения здоровых детей.
– Это ужасно!
– Не отчаивайся. Отменить свои гены мы не можем. Но можем обуздать их действие в себе с помощью разума. Нужно наблюдать за собой и окружающими и стараться понимать, где оно проявляется. Разум – не менее великая сила, чем генетическое наследство. И если бы ты сегодня понимала истинную причину поведения твоих подруг, я думаю, ты отнеслась бы к этому философски и не огорчалась. Помнишь, у Пушкина: «…ума холодных наблюдений и сердца горестных замет.»  Горестные заметы приходится делать, но когда понимаешь их глубинную суть, все-таки легче.
– Ты меня озадачил! На всю ночь хватит размышлять.
– Я тебе рассказал очень упрощенно, схематично. В реальности все гораздо сложнее. Влияние разных генов на психику человека накладывается  друг на друга, приводя к бесчисленному разнообразию комбинаций. Есть существенные различия в генетической запрограммированности  поведения мужчин и женщин. Есть огромный пласт «воспитания», о котором ты упомянула. Но это отдельная громадная тема. Я мечтаю заняться разработкой  новой науки – генетической психологии. А пока, может, поддадимся влиянию кое-каких инстинктов? Чем размышлять всю ночь о таких сложных вещах… .
– Нетушки! Не трогай меня. Мне нужно обдумать и разобраться.
– Да ведь я с самыми благородными намерениями… .
– Все равно! Я еще подумаю. До встречи!
– Хорошо. Только я тебе советую ночью не думать, а сладко спать. Думать нужно на свежую голову!