88 Зарницы памяти. Визит-эффект

Юрий Фёдоров
ЗАРНИЦЫ ПАМЯТИ. ЗАПИСКИ КУРСАНТА ЛЁТНОГО УЧИЛИЩА

      ••>> >> [С авторской версией данного эссе с авторским форматированием текста и красивыми фото можно ознакомиться на сайте выпускников Харьковского ВВАУЛ 1974 года выпуска http://v3let.ru ] << <<••

Эпизод \\\\[88й]////
ВИЗИТ-ЭФФЕКТ

••>> Невыпуск шасси
••>> Мл. сержант Пётр Галага (продолжение)
••>> Благодарность, нестыковки, неясности, вопросы
••>> Ложь, обман – в афоризмах и диалогах из кино

19 июня 1972 г. (понедельник)

— Ты всё-таки предпочитаешь ложь?
— А ты прибегаешь к обвинениям, чтобы выяснить истину!
      Уильям ВУЛФОЛК, «Кино для взрослых»
<<••>>
Пусть человеку нет никакой выгоды лгать –
это ещё не значит, что он будет говорить правду:
лгут просто во имя лжи.
      Блез ПАСКАЛЬ

      Вот у нас и первый серьёзный отказ в воздухе.
      В самостоятельном полёте у младшего сержанта Петра Галаги при заходе на посадку не вышли шасси. Он доложил, что кнопка выпуска остаётся утопленной (что говорит о том, что система электрически запитана и сигнал на выпуск стоек пошёл), но горят красные лампочки убранного положения шасси, давление в гидросистеме нормальное (а вот это уже нонсенс).
      Комэск капитан Мельников, бывший в эту смену РП, дал команду пройти над ВПП на высоте 200-300 м для визуального контроля стоек шасси. (Хотя, в скобках заметим: чего их контролировать, если курсант доложил, что на табло горят красные лампочки убранного положения стоек, а механические указатели стоек из своих гнёзд не вышли?)
      Убедились – шасси полностью убраны. Попытка выпустить с помощью создания перегрузки успехом не увенчались. И РП дал команду выпускать шасси от аварийной гидросистемы.
      Аварийно шасси вышли без проблем (значит, проблема в электрической, а не механической части системы). И Петро благополучно посадил Эл.
      Самолёт тут же на стоянке поставили на козелки, подключили к нему АПА и машину УПГ (для создания давления в гидросистеме – двигатель-то не запущен) и начали гонять стойки туда-сюда.
      От основной гидросистемы шасси выпускались и убирались безупречно.
      Тогда Элку отбуксировали в ТЭЧ  полка, где стали заниматься отказом более фундаментально: прозванивать электрические цепи, перебирать гидравлику.
      В общем, так называемый «визит-эффект»! Когда отказ «плавающий», его причину, говорят инженеры, труднее всего выявить! А ведь у нас в полку совершенно новые самолёты, только-только с чехословацкого завода! Кабины ещё пахнут краской!
      Вечером на разборе полётов капитан Мельников грамотные и хладнокровные действия Петра Галаги в воздухе поставил нам в пример.
      Петро стоял, сияя, как новая копейка! Это был его день!
      В конце Мельников, улыбаясь, спросил:
      — А вот ты доложил, что кнопка выпуска шасси утоплена и не выскакивает. Как же ты её оттуда выковырял перед аварийным выпуском?
      — А я, товарищ капитан, кратковременно выключил и потом включил АЗС «День». Она и выскочила!
      — Молодец! Догадался! — похвалил Мельников и объявил ему благодарность.
      А я задумался! АЗСом «День»?
      Интересно, интересно!
      Из курса авиационного оборудования Л-29 я помнил, что электрическая часть уборки и выпуска взлётно-посадочной механизации и тормозных щитков действительно запитана через этот выключатель. Но через него идёт и питание всех электрических пилотажно-навигационных приборов, таких как авиагоризонт АГД-1 и гироиндукционный компас ГИК-1. А что будет, если их обесточить в полёте, а затем снова включить? Да ведь…
      Странно и непонятно – «Канберра и на малой высоте?
      После предварительной я в каптёрке из чемодана достал свой конспект по Авиационному оборудованию, и в Ленкомнате стал вчитываться в те материалы, что нам давал на лекциях подполковник Котлов.
      Да, всё правильно, память меня не подвела, так и есть! Всё-таки самолёт и оборудование нам в училище давали хорошо! Следовательно, выключив и включив АЗС «День», Пётр, действительно мог вернуть кнопку выпуска шасси в исходное положение. Но! Кроме того, на время, не более 15 секунд (а на практике, 5-7 секунд) заставил бы работать по новой арретир гироскопа авиагоризонта и компаса. А компас, вдобавок, после включения его в работу надо было бы снова согласовывать, чтобы он правильно сориентировался по странам света, потому как шкалу уведёт в сторону. При полёте по кругу не заметить это было бы невозможно: указатель ПК оказался бы под углом.
      Но Галага об этом ничего такого не говорил. Странно! А ведь это важно!
      Не говорил, потому что его не спросили? Или потому что он этого... не делал?
      Перед ужином я подошёл к Петру и поинтересовался насчёт работы арретира АГД. Он должен был видеть его работу по загоранию маленькой красной лампочки на приборе справа-сверху, дёрнувшемуся силуэту самолётика авиагоризонта и уходу шкалы компаса.
      — Какой арретир? — удивился Петро. — Я же только кратковременно выключил и включил «День»! Система почти не успела обесточиться.
      — Кнопка выпуска шасси высочила, а лампочка на АГД у тебя не загоралась?
      — Да нет, не видел я загорания никакой лампочки!
      — Может, не заметил?..
      Галага пожал плечами. Но в глаза усиленно не смотрит.
      — А компас потом согласовывал?
      — Да на х*й я буду его согласовывать? Он у меня и так согласован! — начинает злиться Петро. — Вот приеб*лся!
      И заметив вышедшего из казармы Гонтаренко, закричал:
      — Гонтаренко! Юра! Подожди! Ты мне нужен!
      И с этими словами он быстро отходит от меня.
      Я пожал плечами – чудно всё это! Да после выключения и включения системы в работу должен был начаться арретир гироскопа! В любом случае, должен! Может, Петро просто не обратил внимания на загорание маленькой красной лампочки на приборе? Не до того было, вот и не заметил! Или действительно кратковременное выключение АЗС «День» не приводит к срабатыванию арретира? Или что-то напутано у меня в конспекте? Или...
      Ладно! Завтра на полётах проверим на практике!
      После ужина, увидав в курилке одиноко отмахивающегося от комаров Гонтаренко, подсел к нему.
      Поговорили о полётах. Юра расспросил о работе планшетистом. А потом я у него поинтересовался:
      — Чего от тебя Галага перед ужином хотел, а?
      — Да я сам не понял. Мялся-мялся, потом спросил, когда я был в карауле под Знаменем. А с караула только вчера сменился! Он же об этом знает!
      — Ну и?..
      — Ну и сказал: «Хорошо!», и пошёл, ветром гонимый! — засмеялся тёзка.
      Понятно! Петру надо было просто от меня отделаться! А что спросить у Гонтаренко – так и не придумал!
      Что-то здесь всё не так с этим отказом основной системы выпуска шасси!
      …Да! Сегодня со второго раза штурману эскадрильи майору Рассадкову сдал зачёт на знание района полётов в радиусе 50 км. Без этого зачёта к самостоятельному вылету в зону просто не допустят. Фух! Еле спихнул! Некоторые наши уже с четвёртого раза сдать этот зачёт не могут!..

<•>> >> Mentiri est contra mentem ire {2} <<•

  [+] Когда ты изрекаешь истину, будь осторожен, потому что рано или поздно кто-нибудь в ней усомнится, и тебе придётся доказывать свою правоту.
      МЕЙДЗИН (Алексей ГУСАРОВ)
<<•><•><•>>
  [+] Часто бывает, что человек, который ни разу в жизни не соврал, берётся судить, что правда, а что ложь.
      Марк ТВЕН
<<•><•><•>>
  [+] Видеть истину возможно лишь сердцем; сущность – это то, что невидимо для глаз.
      Антуан де Сент-ЭКЗЮПЕРИ
<<•><•><•>>
  [+] В честной борьбе побеждает жулик.
      Геннадий МАЖИН
<<•><•><•>>
  [+] — Враньё есть единственная человеческая привилегия перед всеми организмами. Соврёшь – до правды дойдёшь! Потому я и человек, что вру.
      Фёдор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ, «Преступление и наказание»
<<•><•><•>>
  [+] — Соврать по-своему – ведь это почти лучше, чем правда по одному по-чужому; в первом случае ты человек, а во втором ты только что птица! Правда не уйдёт, а жизнь-то заколотить можно.
      Фёдор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ, «Преступление и наказание»
<<•><•><•>>
  [+] — Всяк об себе сам промышляет и всех веселей тот и живёт, кто всех лучше себя сумеет надуть.
      Фёдор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ, «Преступление и наказание»
<<•><•><•>>
  [+] — Когда лжёшь, то если ловко вставишь что-нибудь не совсем обыкновенное, что-нибудь эксцентрическое, ну, знаете, что-нибудь, что уж слишком редко или даже совсем не бывает, то ложь становится гораздо вероятнее.
      Фёдор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ, «Идиот»
<<•><•><•>>
  [+] — Невинная ложь для весёлого смеха, хотя бы и грубая, не обижает сердца человеческого. Иной и лжёт-то, если хотите, из одной только дружбы, чтобы доставить тем удовольствие собеседнику.
      Фёдор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ, «Идиот»
<<•><•><•>>
  [+] — Что ложью началось, то ложью и должно было кончиться; это закон природы.
      Фёдор Михайлович ДОСТОЕВСКИЙ, «Идиот»
<<•><•><•>>
  [+] — Вы нашли обман?
      — Нет! Что безусловно доказывает его наличие!
         Из худ. к/ф-ма «Манежное лошадиное чтение»
<<•><•><•>>
  [+] — Кто это?
      — Жулик!
      — А разве при социализме бывают жулики?
      — К сожалению, ещё бывают!
         Из худ. к/ф-ма «Русский сувенир», 1960 г.
<<•><•><•>>
  [+] — Любой человек, как бы силён он ни был, обманывает себя. Я найду твою ложь, и я тебя сломаю!
      — И станешь героем?
         Из америк. худ. к/ф-ма «Немыслемое»
<<•><•><•>>
  [+] — Когда врёшь, память надо хорошую иметь, чтоб не запутаться.
      Из худ. к/ф-ма «Ваша дочь Александра»
<<•><•><•>>
  [+] — А вы что делаете?
      — Меняю поплавок!
      — Лгать плохо, Ватсон!
      — Я лгу?
      — Пять раз менять поплавок, а он всё тот же – это значит лгать!
         Из америк. худ. к/ф-ма «Шерлок Холмс. Паучиха»
<<•><•><•>>
  [+] — Версия напрашивается. Но мы часто верим в неправду, потому что она очевидна. Истину можно выяснить, только отбросив ложь.
      Из америк. худ. к/ф-ма «Шерлок Холмс и голос ужаса»
<<•><•><•>>
  [+] — Где он? Вот ты где! Хвастливая, гадкая чёрная дыра! Ты называешь себя мужчиной? Позволь сказать!.. Дилон, ты у нас! Слава богу! Всё, что он сказал – ложь!
      — Я очень рад тебя видеть, Пастрид!
      — Надеюсь, ты убьёшь его! Я не верю ни одному твоему слову!
         Из америк. худ. к/ф-ма «Андромеда»
<<•><><•><><•>>
____________________
      {1} ТЭЧ – Технико-эксплуатационная часть. Подразделение полка, в котором производят мелкий и средний ремонт самолётов, включая замену двигателей и оборудования.
      {2} Mentiri est contra mentem ire (лат.) – Лгать – значит действовать против разума.