Литературный детектив

Ирина Мухаметова
Что же это такое? Я так думаю, что это расследование какой-то тайны с помощью анализа литературных текстов. Удивительно, но оказалось, что такое направление очень интересно и плодотворно.
Я первый раз с ним столкнулась, когда сочиняла книжку «Тайну Русской литературы» и сравнила между собой наши известные драматические произведения -  «Ревизор» Гоголя, «Горе от ума» Грибоедова, «Банкрот» Островского и «Свадьбу Кречинского» Сухово-Кобылина. И совсем неожиданно для меня их сюжеты оказались очень похожи! С чего бы это?
В следующей моей книжке «Черт возьми, я Дьявола люблю!» анализировались классические русские романы — «Рудин» Тургенева, «Обломов» Гончарова и «Что делать?»  Чернышевского. Какие же там были прекрасные женщины! Странно, но тоже вроде  получилось, что все они очень похожи!
Потом пришел черед анализа других известных романов - «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Преступление и наказание» Достоевского, «Анна Каренина» Толстого. Хотя там описан совсем другой тип женщин, но в них оказалось тоже что-то общее. И у меня начала сочиняться книжка - «Дом мечты дамы эпохи».
Ладно, перешли на мировую классику. «Гамлет» и «Фауст» — сюжет похож? А то нет! Похож! Любил парень девушку, а вышло, что убил ее брата! Притом мистика там и тут! Куда уж без нее! Идем дальше. «Ромео и Джульетта» и «Тристан и Изольда» о чем? О вечной любви! И гибель главных героев там и тут! Как оно вам? И из всего этого получилась пьеса «Гамлет, Фауст и другие».
Продолжаем разговор. Знаменитые сыщики и их помощники! Шерлок Холмс и Уотсон! Ниро Вульф и Арчи Гудвин! Эркюль Пуаро и Гастингс! Ведь сходство между этими парами поразительное, и оно сразу бросается в глаза! Разве не так? Так! То есть сплошной литературный детектив!
Теперь наш уличный герой Петрушка и его родственники Панч, Полишинель, Пульчинелла и большое количество подобных кукол в разных странах! Один в один! И сюжеты, которые они разыгрывают, тоже похожи. Поэтому, естественно, хочется разобраться, как же так получилось? Почему? Вот я и сочиняю теперь книжку «Казань, значит, казнь».
То есть я никак не могу отвязаться от мысли, что такое сходство не могло случиться просто так. Может, этим процессом все-таки кто-то руководит? Хочешь-не хочешь, а идеи приходят разные! Иначе как все эти совпадения понимать?  Следовательно, мой литературный детектив продолжается, и я надеюсь, что эта тайна в нем все-таки когда-нибудь разрешится, а заодно станет известно и многое-многое другое!