По окрестностям Хосты летом 1963 года

Юрий Бахарев
Кудепста-Хоста-Ахун-Агура-Кудепста
Начало http://proza.ru/2012/07/15/1316
Следующий день после возвращения из Красной Поляны мы  целиком посвятили морю и пляжу. С утра сходили  в камеру хранения, положили в чемоданы брюки и рубашки, в которых отмечали возвращение с похода, и взяли ласты и маски с трубками для подводного плавания. У меня и Толи опыта этого интересного развлечения еще не было, а Игорь уже кой какие навыки имел, и на правах специалиста, рассказал о нехитрых правилах.

Целый день мы провели на пляже, купаясь, загорая и ныряя в поисках интересной живности. Вода была достаточно прозрачная, но живность попадалась редко. Не представляющие интереса полупрозрачные крабики, медузы и мелкие бычки. Здесь, на  пляже, берег покрыт галькой, но дно море песчаное, бедное растительностью.

Подводная часть  пирса, уходящего на тридцать метров в море, обросла мидиями, но желания отдирать их, ради сомнительного удовольствия сварить на костре, у нас не появилось. Во второй заход, Игорь, с метров пяти, достал небольшого рапана, и появился  охотничий азарт.

 Стали отплывать подальше от берега в поисках рапанов и, одновременно, осваивая тактику ныряния с маской. Дело оказалось несложным. Достаточно сгруппироваться и резко выбросить вверх ноги, как под тяжестью ласт входишь в воду и легкими колебаниями ласт, даже без помощи рук легко уходишь метров на пять.

 Примерно на этой глубине возникает необходимость «продуться». То есть, выдувая часть воздуха из легких и делая глотательные движения, уравнять давление воды на уши. Вскоре мне покорялась глубина до 10 метров.

 С поверхности, дно на такой глубине видно плохо, поэтому приходится подныривать и идти на глубине 3-4 метров, выискивая на светлом  песке темные пятна добычи. По обнаружению претендента на отлов, всплываешь, делаешь глубокий вдох и уходишь на глубину с целью поднять замеченный предмет. Первые пять – шесть таких погружений оказались пустыми, замеченный предмет оказывался камнем или темной горкой песка. Но, наконец,  мне повезло, и я, с глубины в 8-9 метров, поднял приличного рапана.

Когда вернулся на берег, оказалось, что ребята уже загорают.   Игорь достал три штуки, а   Толя две. Утешило, что  моя раковина оказалась самой крупной. Игорь объяснил, что вытряхнуть моллюска, можно только сварив свежего рапана в кипятке. Если же этого сразу не сделать, то рапан умрет и  не удастся вытряхнуть до конца его тело. Кончик обязательно останется, а значит, ракушка будет испорчена неустранимым запахом. Мы решили долго на пляже не задерживаться, а пообедав в чебуречной, идти к себе вываривать рапанов. 

Операция по удалению из ракушек моллюсков заняла  часа полтора, но зато завершилась успехом. После того, как рапан пару минут прокипит, его остужают, чтобы можно было взять рукой, а потом резким встряхиванием, удаляют моллюска.  Игорь сказал, что его мясо можно есть, но на этот подвиг ни кто из нас не решился.

Закончив обработку добычи, пошли в туристский кабинет, и попросили нашего гида Жору показать его карту окрестностей, чтобы наметить себе маршрут на следующий день. Он дал нам карту и посоветовал хороший однодневный маршрут Хоста- Самшитовая Роща-_гора Ахун- Орлиные скалы, Агурские водопады. Мы перерисовали карту маршрута и решили с утра отправиться налегке, то есть без палатки и с одним рюкзаком для продуктов.

На следующее утро встали в семь часов, и пошли на автобус до Хосты, с намерением там и позавтракать. Без проблем осуществили намеченный план, и уже в 9 утра шли  по дороге к Тиссо-самшитовой роще.
Примерно через пол часа хода, подошли к воротам заповедника.
 В это же время пришел автобус с очередными экскурсантами, и мы решили присоединиться к ним, что бы пройти по маршруту с экскурсоводом.

Пристроившись к группе, мы пошли  по узкой  дорожке, ведущей в глубину рощи, направляясь к  главной экскурсионной магистрали -  самшитовой кольцевой тропе. Самшитовая кольцевая тропа, пролегающая среди мощных зарослей самшита,  проходит через всю рощу, являющуюся уникальный памятник древней природы.  Хранилищем ценнейших реликтов – представителей растительности, сохранившейся здесь  со времени в 30 миллионов лет.

Как природный музей,  роща существует с 1931 года и занимает площадь в 3 квадратных километра. Расположена она вдоль правого берега реки Хоста, у подножья горы Большой Ахун.

Основную ценность рощи представляют тисы и самшит, но кроме них, здесь произрастают  вековые буки, грабы, лавровишня,  различные лианы , более 70 видов древесных и кустарниковых пород, многие из которых  растут только в здешних местах, и нигде  в мире.

Тис – вечнозеленое хвойное дерево, растет очень медленно, но живет  до трех тысяч лет, достигая 30-метровой высоты. В роще есть отдельные экземпляры, возраст которых перевалил за полторы тысячи лет. Самшит – дерево не выше 18 метров, живущее до 600 лет, с тяжелой, тонущей в воде, очень твердой древесиной и  вечнозелеными кожистыми листьями.  За древесину, не уступающей прочностью некоторым металлам, его называют железным деревом.

 Роща поражает посетителей дикой красотой и таинственностью. Под густыми кронами исполинских тисов и вязов, куда почти не проникают солнечные лучи, всегда стоит таинственный полумрак. Со стволов деревьев свешиваются причудливые космы светло-зеленого мха, а стволы самшита укруты зеленым  мхом, как одеялом.
Все это очень напоминает таинственный вид морских глубин. Напоенный фитонцидами воздух  рощи всегда ароматен, прохладен и влажен.   Экскурсовод сказал, что роща использовалась в качестве декорации при съеме подводного мира в кинофильме-сказке Садко.

Маркированная тропа, пролегающая среди мощных зарослей самшита, подошла к видовой площадке, откуда открылся необычайный вид на Белые скалы, стеной поднявшиеся по ту сторону  каньона.
Глубоко  на дне пропасти, глухо шумит, блестя водой р. Хоста. Полюбовавшись чудесным видом, мы  снова вышли на оборудованную тропу, нырнувшую под полог леса, а вскоре сошли с  неё и, следуя за группой, пошли по узкой тропинке в глубь леса.
 Через некоторое время тропинка привела нас к огромному дереву, пятисотлетней кавказской липе высотой более 30 м и в окружности около 10м. Как сказал экскурсовод, в дупле этого дерева могут одновременно поместиться до десятка человек. От дерева великана мы снова пошли к оборудованной тропе и в северо-восточной части заповедника отстали от группы, направившись к отмеченной на нашей карте Генуэзской крепости.
 Через пятнадцать минут, довольно тяжелого пути по осыпям вышли к развалинам  крепости, от которой  сохранились 4 полуразрушенные башни и остаток стен, сквозь которые проросли самшитовые деревья. 
Руины находятся вблизи каньона, стометровый обрыв которого, почти вертикально уходит вниз к реке. Смотреть там было особенно нечего, и мы снова вернулись на круговую тропу, с намерением, при возвращении её назад, пройти через рощу и выйти по южному склону горы Ахун,  на дорогу, ведущую к башне на её вершине.
 Пройдя через рощу, вошли в  дубово-грабовый лес с примесью ясеня, клена, каштана, липы и большим количеством лиан. Примерно через  час, в районе восьмого километра вышли на дорогу, ведущую к башне и по шоссе, идущим под пологом леса, вышли к месту остановки  экскурсионных автобусов.
Еще пару сотен метров по асфальту к башне, и, наконец, поднимаемся по хорошей лестнице на 30 метровую смотровую башню, возведенную в 1936 году в средневековом романском стиле.
Гора Ахун — это 5-километровый хребет, протянувшийся параллельно берегу моря. Со смотровой площадки открывается в северном направлении панорама с видом на горные вершины. С запада - панорама с каньоном Агуры и Орлиными скалами, с востока —  с долиной реки Хоста и Белыми скалы.
С юга, как игрушечные смотрятся  гостиничные комплексы и жилые кварталы, за которыми начинается бескрайняя гладь Черного моря. Говорят, что отсюда   можно увидеть мыс Пицунда, так как панорама в горы просматривается на 70 километров, в море – на 120 километров. Но над морем была дымка и Пицунду мы не увидели.
Спустившись с башни по хорошей, маркированной  тропе, идущей по пологой части  западного хребта горы, направились в сторону Орлиных скал. Примерно через пару километров, тропа стала круче и вскоре вышли к  месту слияния рек Агуры и Агурчика. Здесь профиль реки Агуры ровный и мы без труда, по хорошей переправе перешли на её правый берег.
Перейдя реку, решили сделать дневку. Нашли хорошую полянку. Развели костер, сварили кулеш с тушенкой  и с часок повалялись, задрав ноги, как посоветовал Игорь.
Вскоре, после того, как снова двинулись в путь, тропа разветвилась, одна побежала влево, а другая по бровке обрыва пошла на вершину Орлиных скал. Мы направились вверх по правой тропе, серпантином извивающейся между утесами Белых скал , нависающих над правым берегом  долины реки Агуры Скалы представляют собой отвесные двухсотметровые  известняковые стены со смотровой площадкой на вершине.
Прямо под ногами блестят воды Агуры. Рядом виден лесистый конус горы Ахун, несколько дальше, знакомая нам Сахарная Голова, вдоль подножья, которой мы шли к каньону Ахсу. Еще дальше открывается прекрасный вид на  западно-кавказские «3-тысячники» — горы Чугуш и   Псеашхо,
 Полюбовавшись прекрасными видами, мы спустились к развилке дорожек и пошли по тропке идущей, правым берегом,  по течению Агуры. Вскоре тропка привела к шумному, верхнему Агурскому водопаду. Высота его не более 10 метров.  Выше  водопада, вода, стиснутая тяжелыми стенами узкой расщелины, почти не видна. Ниже водопада горные теснины сужаются, образуя каньон.
 Сойдя с основной тропы, тропкой, петляющей в коридорах, образованных скалами подошли к следующему живописному, многоструйному  водопаду.  Его струи с высоты 20 метров падают  в глубокий естественный бассейн глубиной  метров пять . На левом берегу около водопада видна небольшая карстовая пещера.
 Спускаясь все ниже,   пробежав с  пол километра, тропинка привела к железному мостику, переброшенному через бурный поток Агуры. С мостика открывается прекрасный вид на  самый большой, двухкаскадный Нижний Агурский водопад.
 Первый каскад высотой 18 м, второй – 12 м. С тридцатиметровой высоты низвергается широкий поток воды. Его струи ударяются об уступы, дробясь в мелкие брызги  водяную пыль,  блестящими струями стекая в небольшое, шестиметровой глубины, озерцо с голубой водой. Вода в озерце  до того прозрачна, что на дне видны  разноцветные песчинки. Над, образующий водопад скалами,  свисают длинные ветви самшита лавровишни, граба. Голубоватые пряди мхов и лишайников, густые заросли папоротника дополняют экзотическую  картину.
Мы перешли через мост на левый берег и по вырубленной  в скалах тропе, огражденной поручнями, пошли вверх по течению реки. Примерно через пол километра тропа привела к небольшому озерцу, образованному водами Агуры.
 «Чертова купель»- прочитали  мы на нашей карте. Рядом небольшая пещерка «Чертова нора». Сразу за чертовой купелью одна тропа ушла влево на гору Ахун, а мы вышли на дорогу идущую вдоль Агуры и вскоре подошли к мостику, по которому переправились на правый берег реки и вышли к автобусной остановке «Агура».
Предложение Игоря сходить посмотреть знаменитую Мацесту, находящуюся рядом, о которой напоминал ощутимый запах сероводорода, мы с Толей отклонили, так как было уже около пяти часов и мы порядком устали. Поэтому договорились ехать в Кудепсту.
В районе семи часов мы уже сидели в нашей чебуречной. В награду за наши  туристские подвиги Игорь расщедрился, и взял каждому по харчо, большой порции чебуреков и  стакану сметаны.
У нас еще хватило сил, дойдя до палатки,  развести костер и вскипятить чай. За крепким и сладким чаем, вдыхая ароматы южной ночи, мы решили сделать в походах трехдневный перерыв, отведя его время  под пляжный отдых.
Говорят, что всё хорошее очень быстро заканчивается. Так  и наш отдых в Кудепсте пролетел для нас очень быстро. Особенно его вторая половина, которую мы большей частью провели на пляже, закончив хождение по горам.
В промежутке между днями пляжного отдыха, один раз, в режиме экскурсантов, на автобусе турбазы, съездили на озеро Рица.  Еще раз, на электричке, съездили в Сухуми в Обезьяний  питомник Научно-исследовательского института приматологии.

В день отъезда, с утра выкупались в море,  поставили в отпускной билет отметку об убытии и  собрав вещи поехали на рейсовом автобусе в Сочи. Поезд уходил в 20 часов, поэтому мы сдали чемоданы и рюкзаки в камеру хранения, а налегке отправились осмотреть город.
 Позавтракали  в буфете Морского вокзала и, в режиме курортников, направились в Дендрарий, представляющий собой огромный субтропический ботанический сад с огромной коллекцией растений.  Вдоволь набродившись по его тенистым аллеям, среди тюльпановых деревьев, бесчисленных типов  кипарисов, магнолий и прочей экзотики решили посетить еще парк Южные культуры. Парк произвел  впечатление райского сада.
 Главная его достопримечательность - неописуемой красотой  розарий и зеркальные пруды, по которым плавали белоснежные лебеди.
 Полные впечатлений от увиденного, перекусили в небольшом кафе, позволив себе, по случаю окончания Сочинского турне, выпить по бутылочке отличного чешского пива Старопрамен.
Без спешки добрались до вокзала, получили вещи в камере хранения и пошли на посадку в поезд Адлер-Ленинград, как раз, подходивший к перрону.