Таланты и поклонники

Алексей Курганов
(грустные размышления почти по Островскому)

Помните, в приснопамятные времена была на нашем ТВ такая незатейливая передача под названием «Алло, мы ищем таланты!»? Чего там и кого находили – это уже вопрос десятый, но , главное, чего-то искали и, может, даже действительно находили! Да, прошли те времена, исчезли моменты надежды на чудо…
Сегодня смотрел по ТВ одну кулинарную передачу (они по совершенно непонятной логике теленачальников в последнее время буквально заполонили наши телеканалы), в начале которой ведущий передачи торжественно объявил: «А сегодня у меня в гостях – актриса Алиса…» - и назвал широко известную фамилию её папаши, известного музыканта. Тут же на экране появилось внешне довольно невзрачное существо, которое, насколько я могу судить, ни одной заметной ролью нив  театре, ни в кино не отметилось да и вряд ли: и фактура совершенно никакая, и фигура бесцветная да и интеллекта, судя по её рассуждениям - ноль целых ноль десятх. Какая актриса,  зачем актриса, при чём тут актриса? Совершенно непонятно.

Отсюда вопрос: почему детишки, внучкИ и внУчки наших отечественных артистов и эстрадных певунов-певуний (которые и сами-то зачастую бездарны), не имея на то никаких творческих не то что задатков – даже намёков на эти задатки, лезут именно в артисты и те же певуны-певуньи? Почему не пробуют себя в других творческих занятиях (литературное сочинительство, рисование, скульптора, композиторство)? Ответ прост и логичен: «артист» и исполнитель (-ница) эстрадных песенок – занятия необременительные, не требующие каких-то серьёзных творческих задатков и серьёзных же творческих усилий (конечно, при обязательном условии, что папа-мама-бабушка-дедушка принадлежат к этому сословию и имеют в нём определённый вес). Такие «семейные подряды» существовали и при Советской власти, но буквально заполонили страну после её исчезновения. Почему именно так? И здесь ответ не требует особого напряжения извилин: вместо коммунистической идеологии, содержащей хоть какие-то сдерживающие моральные принципы, пришла идеология «золотого тельца», никаких моральных принципов не имеющая, потому что не может их иметь по определению, как идеология НАЖИВЫ любым путём и любой ценой.

Такая «семейственность» разъедает нашу культуру, словно ржавчина. Сколько уже раз говорилось о падении престижа звания заслуженных и народных артистов, что получают их совершенно незаслуженно и «ненародно», что надо срочно пересматривать и срочно ужесточать эти присвоения, чтобы, наконец, перестать выглядеть просто-таки смешными в своих же собственных глазах  - а воз, как говорится, и  ныне там.   Одно из последних подтверждений: совсем недавно папаше одного известного шаловливого певуна было присвоено звание «народный артист РФ». Этого папашу и знать-то никто не знает, знать никто не хочет и знать не будет – так за что же его так облагодетельствовали, поставили в один ряд с великими Шаляпиным, Утёсовым, Шульженко, Магомаевым, Зыкиной? За что, за что… За то самое! «За выдающее многолетнее творчество» - во как! Интересно, и что же этот представитель неизвестно какой национальности такого выдающегося натворил? Покрыто, как говорится, мраком…