Сладкое слово Свобода

Валерий Иванов-Виленский
http://www.lt90.org/news.php?readmore=99

"Свобода - это призрак, которым мы соблазняем народы"

Из масонских текстов

Сколько поколений человечества билось со словом «свобода» на устах, ища справедливости… Сколько людей хотело понять суть этого волшебного слова «свобода»…
Хотели понять это слово и с философской, и с социальной точки зрения. Всякий раз люди находили какие-то определения, какие-то слова, которые фиксировали – что есть «свобода». Сегодня для нас это тоже очень важное слово, как философская категория. И не только философская… Главное это понять, с чем мы имеем дело, произнося слово «свобода». Сделать это надо обязательно, потому что слово «свобода» сегодня это не только важное социальное определение в поиске ответа на вопрос, что есть социальная справедливость, но и чтобы понять всю ту глубинную суть того, с чем имеем дело, произнося слово «свобода».
Есть интересное и общепринятое философское определение значения этого слова, которое дал Барух Спиноза триста с лишним лет назад: «Свобода есть осознанная необходимость».

Как можно сегодня соотнестись с эти определением и представить себе, суть этого понятия «свобода»?
Человек живёт сразу и одновременно в нескольких системах. Прежде всего, это биологическая система: кушает, дышит, пьет воду, размножается, выделяет ненужное из организма. Это животное измерение бытия человека. В ней осуществляются все процессы физического и химического обмена веществ в организме, обеспечивающие жизненно важные функции организма. Это актуально и для всех живых, саморазмножающихся, реплицирующих себя организмов. О свободном существовании в этой природной системе, говорить не приходиться, поскольку все процессы в природе полностью детерминированы физическими  законами (читай - математическими). Нарушать законы природы опасно для жизни! Нарушивший их, обязательно погибает – попробуйте свободно выйти через окно верхнего этажа высотного дома… Никогда не делайте этого.
В социальной системе бытия, человек также не свободен. Вот дословный трагический пример Мартина Лютера Кинга, борца за свободу и равные права негров в США, застреленного в апреле 1968 г. расистом, на могиле которого так и написано: «Наконец свободен». (Издевательская фраза, да и только) Опасно нарушать общепринятые и кодифицированные законами общественные устои. Поведение человека лимитировано и чревато, в случае нарушения общепринятых правил поведения. Так было во все времена. (Кстати. У высокоразвитых животных нарушение стадных правил поведения также строго караемо. Любая система инертна, организована так, чтобы сохранять своё потенциальное физическое оформление во времени, пространстве и действии)
Возьмём, к примеру, рабовладельческий строй. Разве не хотел раб получить свободу от воли рабовладельца? Или не хотел разве крестьянин получить волю от феодала? Но, получая, скажем, таковую, он не становился свободным, поскольку общество, в котором он жил было не свободным по многим причинам. Не свободно оно и сейчас. Фактически от тех же причин объективного, субъективного и структурного, собственно социально-иерархического характера. Жаль, что и сегодня оно детерминировано прежде всего имущественными и структурными факторами, а не умственным потенциалом и знаниями людей его составляющих.
В духовной - умной системе бытия человека, люди разумно оперируют знаниями, строя свою устойчивую благополучную жизнь. Причём здесь важно подчеркнуть, что человек в отличие от животных живёт как бы из «завтрашнего» в «сегодняшнее». А для этого нужен ум и хороший ум, начинённый знаниями, возможностями и умением их перерабатывать и строить реальные идеи. Такие идеи, которые возможно, приложив соответствующие усилия при помощи соответствующего инструментария, материализовать и использовать во благо себя и других членов общества. Этим мы кардинально отличаемся от животных, которые детерминированы в основном врождёнными инстинктами и приобретёнными рефлексами, полученными из личного опыта бытия в природе и в стаде. Здесь подчеркнём, человек, кроме личного опыта, благодаря уму и рассудку (абстрактной умственной и психической деятельности), посредствам изучения книг и обработки иной доступной ему информации, изучает и использует знания других людей, полученные по всей временной шкале существования цивилизации.

Умный человек живет не от того - что имеет, а от того - что хочет иметь. И как только он волевым решением выбирает вожделенную цель, он сразу лишает себя свободы, ибо детерминирует свою деятельность на постижение вожделенного. Учитывая то, что человек всегда ведёт целенаправленную жизнь, у него нет такого состояния, чтобы он не имел каких-то целей. Говорить о «свободе», как таковой, в духовной – умной системе бытия человека, также не приходится. Все целенаправленные действия человека не свободны, ибо обусловлены большим количеством обстоятельств, начиная от внутренних - биологически-физических, и далее - социальных, нравственных и информационных.
Если взять только духовную систему бытия человека, которая зиждется на сознательно или бессознательно принятой им нравственной – религиозной системе, характеризующей личность данного человека, то можем утверждать: только здесь возникает феномен настоящей свободы.
Человек может выбрать религию. Но, выбрав религию - нравственную систему, человек уже не свободен, поскольку должен исполнять принятые нравственные табу поведения и концептуальные установки мировосприятия и миропонимания. Ибо, не исполняя всё это, человек превращается опять в скотину. (Недавно мы наблюдали, как в одном из центральных православных храмов России человекоподобные существа хотели устроить «скотобазу». Слава Богу! - нашлись сильные и умные люди, которые прекратили это безобразие.)
Кстати, совесть - это проекция личности человека на конкретный социум. Люди всегда могут выбирать способ своего поведения в меру своей совести. В плане нравственного  - этического выбора они могут быть свободными, до тех пор, пока социум не сочтёт такое поведение для себя деструктивным – разрушительным и не пресечёт его. В эстетическом плане, мы ещё более свободны решать, что есть для нас красиво или не красиво. Естественно моральные понятия добра и зла для нас являют некую свободу выбора между ними, когда под их углом оцениваем поведение людей. Убить, огромный грех в христианстве. Но разве вы не убьёте нелюдя, аки зверь набросившегося на вашего малолетнего ребёнка? - и вы будете в этом абсолютно правы! К сожалению, такого рода случаев бывает немало, когда нелюди реально действуют, стремясь убивать, насиловать и грабить одухотворённых людей. Люди постоянно испытуемы НООСом на нравственном поприще. В эсхатологической системе нравственных воззрений, мы имеем право выбирать: быть тому или не быть.
Увы, сегодня наша свобода кончается там, где начинаются деньги, точнее дензнаки. А дензнаками нынче управляют банкиры, причём не все банкиры, а те финансовые аферисты - спекулянты, которые управляют Федеральным Резервным Фондом в США. Кстати, они тоже не свободны, эти лица с «мешками зелёной бумаги», ибо являются абсолютными заложниками этой «зелени». Ну, естественно, они ещё смертны, как и все, да и мучаются болезнями не менее, а даже более остальных людей. Так вот, наша полная свобода бытия в современном капиталистическом обществе на уровне товарного потребления, медицинских, социальных и образовательных услуг кончается там, где кончаются деньги. А здесь властвует частный капитал, который посредствам выдачи нам дензнаков за произведённую работу, так или иначе оцененную данным капиталистом, определяет нашу свободу бытия в данном обществе.

Нет абсолютной свободы в удовлетворении ненасущных потребностей и  ненасущных желаний! И не было никогда! Даже в духовном, нравственном плане, люди меняют веру, но опять-таки моментальной их свобода ограничивается той новой верой, последователями которой они стали сознательно. Свобода остаётся всегда с человеком только в одном – в праве нравственного выбора. Не свободный человек – это человек, не имеющий право нравственного выбора. Не свободен тот, кто не имеет права выбирать: быть или не быть, между злом и добром, можно или нельзя, что есть красиво, а что не красиво.

Умный человек всегда понимает, что, имея право на свободу выбора, он всё же регламентирован своим организмом, социальным положением, своими знаниями, своими духовными - нравственными воззрениями.
И всё же, человек всегда может выбрать путь к обретению желанного. Казалось бы, даже там, где всё просчитано до конца, в математике - системе так или иначе оформленных нашим сознанием количественных и качественных содействий не материальных сущностей, возможно обретение искомого числа, бесконечно различным способом соотношений цифр и их систем. Другими словами, математика доказывает - свобода выбора существует. Например, число 4 можно получить, так или иначе, содействуя по её правилам бесконечное количество цифровых систем.
Говоря о философской сущности понятия свобода, констатируем – свобода, это всегда лишь умная и рациональная свобода выбора, но не свобода действий и тем более не «свобода вообще» от всего – иначе кладбище. Увы!
Только знание Истины, законов природы – делает человека свободным в своём выборе, поскольку не губит его как такового. Это же относится к законам развития человеческого социума – социум, системно построенный на законах Истины, не может быть антигуманным. Гуманизм и является сущностью понятия свобода!