Заметка о фильме Сломанные цветы

Князь Процент
«Сейчас мне 56 лет, и я благодарю Бога за то, что я один»

Протоиерей В. Уляхин «Любовь никогда не перестает», М., 2012, стр. 285.

Встречаются люди слишком умные для того, чтобы быть счастливыми в отношениях. Умные люди могут найти в отношениях счастье, для этого нужно научиться проще смотреть на жизнь: как-нибудь в духе того, что, каков бы ни был твой умственный коэффициент, лучшее, что может с тобой случиться этим вечером, это ужин с любимой женщиной и ночь с ней же. Вообще, в идеале не стоит встречаться с женщиной, если она – не лучшее, что может случиться с Вами этим вечером.

Не сказал бы, что главный герой ленты «Сломанные цветы» Дон произвел на меня впечатление такого уж завзятого интеллектуала. Скорее он кажется человеком, обладающим необходимым багажом знаний и навыков для того, чтобы успешно выстроить свою карьеру и пользоваться успехом у женского пола на протяжении всей своей жизни. Этот тезис, на мой взгляд, хорошо проиллюстрирован фразой «Мое призвание компьютеры. Компьютеры и девушки».
 
Судя по благородным сединам, залысинам и флегматичному выражению лица, Дон уже достиг того жизненного порога, когда общение человека с обществом строится по выработанным и проверенным десятилетиями схемам и стереотипам; привнесение в это общение чего-то нового видится задачей непростой. Путешествие Дона, на первый взгляд, является такой вот попыткой что-то поменять в своей жизни; в действительности, Дон согласился на эту авантюру скорее от скуки и под давлением своего неугомонного соседа. Уинстон же, в свою очередь, всеми силами стремится раздуть интерес Дона к автору загадочного розового письма, потому что ему тоже смертельно скучно: у него жена, куча детей, нудная работа, масса забот и две радости - посидеть в Интернете, откуда он черпает разные детективные штучки, и попыхать травку, пока жена не видит.

Эти два парня, Уинстон и Дон, страдают от скуки. Выходит, как ни крути, жизнь штука скучная: с семьей скучно, без семьи тоже скучно. Работа скучная не только у Уинстона, но и у Дона: недаром у него дома даже нет компьютера. Кроме того, Дон, очевидно, уже не работает ежедневно, а ведет жизнь рантье или изредка руководит работой своей фирмы: на обед к Уинстону он едет из дома, а тот обедает как раз в перерыве на работе; кроме того, когда Уинстон звонит ему субботним утром, Дон интересуется, на работе ли приятель, что свидетельствует о том, что из обывательского ритма жизни Дон несколько выпал.
 
Детективная линия, которой Уинстон пытается развлечься сам, а заодно развлечь Дона, не выглядит особенно загадочной. Судя по тому, что мы видим в фильме, первое розовое письмо или блеф, или послание женщины, в фильме непоказанной. В первом случае автором злой шутки была, скорее всего, Шэрри. В пользу этой гипотезы говорят сходство второго письма – авторство Шэрри тут бесспорно - с первым, похожесть почерков, а также фразы последней пассии Дона, сказанные перед ее уходом и выражающие ее досаду по поводу непобедимого иммунитета Дона против брачно-семейных уз: «Мне надоело быть любовницей престарелого Дон Жуана» и «Тебе никогда не хотелось завести семью?»

Вывод о том, что ни одна из четырех бывших любовниц Дона не является матерью его предполагаемого ребенка, представляется мне достаточно очевидным. Аргументация такого вывода проста: какая же мать, сообщив отцу своего ребенка, что ребенок поехал по дорогам Америки искать папочку, не спросит у этого папочки, состоялась встреча с ребенком или нет, да еще при том, что папочку письмо тронуло, и он сам рванул по старушке Америке?

Так что, думаю, у Дона нет ребенка, или он попросту не вспомнил одну из своих подружек, а она-то и написала ему пресловутое письмо. В любом случае, все подмечаемые Доном забавные улики – а точнее, то, что он их подмечает - говорят скорее о некоторой старческой расслабленности его мозга – апофеозом станут общение со сбежавшим из дома парнем и розовые номера машины, из которой на него в финале ленты смотрит парень с залысинами – и попытках зацепиться (развлечься) хоть за что-то (хоть чем-то).

Отметим милую и сентиментальную аллюзию на бессмертный роман об ужасах педофилии – дочь героини Шарон Стоун не дословно, но все же весьма близко к тексту цитирует окутанные сказочной поволокой строки про Долли в школе и Долорес на пунктирах бланков. Сознайтесь, кстати, ведь не только мне показалось, что это Лолита звонила на свой розовый мобильный (с домашнего), чтобы показаться пожилому красавцу, двадцать лет назад сношавшему ее маму, во всей своей красе.

Эта самая мама, кстати, выглядит самой нормальной из всех бывших подружек Дона, что является, вероятно, следствием понимания авторами фильма того обстоятельства, что если бы Дон с первого раза нарвался на такую встречу, какую ему устроили две последние – совершенно выжившие из ума – старушки, то он вряд ли поехал бы дальше. Тут же ему и обрадовались, и дочку показали (правда, зеркального повторения сюжета фильма «Любовь по правилам и без», к сожалению или счастью, не случилось), и ужином накормили, и сексом занялись – учитывая, что Шарон Стоун самая привлекательная из всех четверых, начало вояжа вряд ли могло быть более многообещающим.
 
Дальше все было скверно. Кандидатура номер два хотя бы не выказывала негатива к Донни, но у нее оказался ужасный муж, к тому же она сохранилась куда хуже первой адресатки; следствием всего это стало то, что Дон с ней не переспал.
 
Третья дама имела разве что тот бонус, что у нее была симпатичная секретарша; в целом же женщины, сверх меры увлеченные своей работой или имеющие какое-нибудь пожирающее большое количество времени хобби, уже много лет вызывают у меня стойкое ощущение, что с ними что-то не так: или они фригидны, или у них еще какие проблемы в личной жизни; возможно, их изнасиловали в детстве, а может, они хотели, чтобы их изнасиловали, да не нашлось удальца; на худой конец, у них могут быть латентные лесбийские наклонности, или оно попросту не умеют готовить; наконец, может статься, что их попросту давно не любит муж либо таковой вовсе отсутствует.

Последняя из навещенных Доном подружек произвела вовсе уж истеричное впечатление: очень жалко выглядит женщина, с кулаками набрасывающаяся на расставшегося с ней двадцать лет назад мужчину и высказывающая ему какие-то глупые претензии.
 
Вообще, дорогие дамы, будьте красивыми и улыбчивыми со своим мужчиной, готовьте вкусно, не давайте особых поводов для ревности, не будьте очень уж глупыми, читайте хотя бы по книжке в месяц, не имейте вредных привычек больше, чем он, и, наконец, извольте раздвигать ноги так, чтобы мужчина забывал обо всем на свете, и никуда он от Вас не уйдет.
 
Мораль из всей этой истории может выводиться самая разная, но основных вариантов, как уже было сказано, два: «без семьи человеку скучно – особенно с возрастом – поэтому лучше ею обзавестись», и «семья штука скучная - особенно с возрастом, когда хочется, наконец, пожить для себя - поэтому лучше держаться от брака подальше».
 
Если будете об этом размышлять, не забывайте, что Донни все еще нравится Шэрри.