Мудрые

Владимир Павлинов
     Искуситель поочередно приходил к мудрым и   каждому, наедине, оговаривал остальных.
     Первый, выслушав искусителя, размыслил.
     Зачем он мне все это рассказывает, в чем его забота? Так ли уж он ко мне благоволит, отчего взволновался чужими острыми словами обо мне?
     Не очень-то похоже на это. Не припомню его благого участия в моих трудах и заботах. Да и другим людям, насколько знаю, не выпадало ощутить   добрую заботу от него.
     И еще подумал: он же понимает, сказанное им, должно меня обидеть и вызвать вражду.   
     Выходит, для этого и старается. Однако, нет мне дела до этого. А, как я отнесусь по жизни к его сплетне, знать не может.  Стало быть, рассчитывает, вот выслушаю его и вознегодую, затаю обиду. Или, его цель в побуждении меня на сказанное им, дурно высказываться о моих братьях? И дать ему повод разнести мои слова по людям?! Тогда, он желает ввергнуть меня в хулу и осуждение. Разве есть в этом   благо?
     От меня то, ты, что хочешь? Чего ждешь?
     Да мне что, я сбоку, да вот обидно за тебя стало. Ты ж такой аскет, молитвенник, а тебя поносят как последнего грешника.
     Если они, действительно что-то сказали обо мне, то это: или правда, или не правда. Если это правда, то, что ж обижаться на правду. Если же это неправда, то тем более, стоит ли на это обращать внимание. Значит, они говорят не обо мне, а о придуманном ими человеке с моим именем. Что мне до этого?
     Есть просьба. Буду очень признателен, если поблагодаришь моих братьев за заботу. Сам то, я, увижу их не скоро.
     Хмыкнул искуситель и пошел дальше.
     Второй, по окончании речи искусителя произнес: как интересно, я и не обращал раньше на это внимания, очень хорошо, что добрый человек, через тебя, передал   свое попечение обо мне. Теперь я лучше знаю, что мне нужно в себе исправлять.
     Так он же не только мне, дурное о тебе сказал, но и всем, с кем общается, поведал.
     И хорошо. Пусть они на моем примере видят недостоинство некоторых моих поступков и слов и не повторяют этих ошибок.
     И от него ушел искуситель не солоно хлебавши.
     К третьему он подкатился  в восторженном славословии.
     Великий, при жизни великий!
     О ком это ты? 
     Да о вас мой почитаемый и почтенный! О вас!
     По всей земле молва идет о вашем подвиге.  И молитесь непрестанно,  и сколько людей исцелили, и скольких от бед уберегли и на путь истинный наставили.
     Все вас великим молитвенником называют, старцем, говорят, что нет вам равных среди живущих.
     Постой, останови слова хвалы, ибо они принадлежат достойному, а не мне.
     Как не вам? Разве не вы подарили радость здоровья и избавление от страданий и боли, тысячам людей?
     Нет, не я. Все благое, о чем сказано и не сказано, свершил Бог, избравший меня, несовершенного, своим орудием исцеления человеческих души и тел. О том я, великий грешник, беспрестанно славлю Творца.
     Не ожидал искуситель промашки, лесть всегда была его сильнейшей и надежной ловушкой. А тут такая оплошка.
     Ну, уж этот то, у меня поймается, нацелился он на следующего.
     Послушайте, добрый мой друг. Я принес вам отрадную весть. Все братья и знающие, почитают вас. Они говорят, что вы уже при жизни святым стали. И я так же считаю. Мы все, восхищены, ибо нет вам равных среди людей.
     Искуситель, мысленно, уже собрался торжествовать победу.  Уж от чего, чего, а от такой похвалы, хотя и льстивой, хотя, и справедливой по сути - по отношению к этому монаху, никто не откажется, всяк ее ждет и потешится ею, скажи только такое о нем.
     Это они не знают греховных помыслов посещающих меня, последовал ответ.  И не знают  моих грехов.
     Да какие у вас грехи, что вы на себя наговариваете? Искуситель очень натурально изобразил удивленное негодование.  Таких как вы, готов поклясться, ныне, нет вообще, а всего было два-три в истории, маслил он все больше.
     Послушай, милый человек. Что ты и другие знаете обо мне реально? А я о себе знаю очень многое, хотя, тоже конечно не все. Все о себе никто не знает.   
     Так вот, то, что я знаю о себе, то, каков я был и еще остаюсь, и близко не походит на выдуманный людьми ли, тобой ли, мой истинный образ. Нет на земле человека более грешного чем я. Только на милость Божию и уповаю. Только на милость, иначе, нет мне спасения.
     Искуситель был ошеломлен. На какое-то время, он даже позабыл о своем коварстве и с жаром стал говорить о том, что знал совершенно точно, о глубоко молитвенной и беспорочной жизни этого человека с самых молодых лет, о его аскетических подвигах и подвигах любви к Богу и человеку. К любому человеку без разбора. Вот и его, искусителя, не прогнал, а милым человеком назвал. Он начал приводить бесчисленные примеры добродетелей и добрых дел, в запале желая хоть в правде, но взять верх над этим мудрым.
     Ты вот думаешь, что я юродствую, утверждая, мол, я наигрешнейший человек на земле. А я таков и есть. Потому, что Бог открыл мне все бесчисленные грехи, совершаемые людьми и я вижу, что большая часть из них и мной совершена. Мне известны такие содеянные мной грехи, которые другие люди, по незнанию, за добродетели почитают. И не числят их за собой. А я все свои грехи вижу и нет им числа. И каждый день все новые прирастают.
     Бог, по великой милости своей, после моего раскаяния и покаяния на исповеди, стирает всё исповеданное, да вот я сам в себе этого ни забыть, ни стереть не могу. Ведь что получается?    Я, Самому Богу, являющемуся Любовью, отвечал грехами в ответ на Его Любовь.  Мне любовь, а я в ответ грехи! На Любовь, отвечал грехами! Как же я могу забыть об этом?
     Искуситель помрачнел. Он уже пожалел о потраченном времени.
     И как это получается у Бога, никого, не заставляя и не принуждая, никого не обманывая, и не подкупая, заполучать таких, вернейших ему людей? Да еще, каких людей!
     Что самое поразительное, они, с каждым годом своей жизни все чище и светлее становятся, все больше добра и любви в мир источают, а должны бы наоборот. Должны бы от окружающего и грызущего их зла –  озлобляться, быть всеми недовольными. 
     Должны бы, всех, и ближних, и дальних, во всем обвинять и хаять, а себя восхвалять и над другими возносить.  Они же действительно – самому то себе, мне врать незачем – лучшими из людей являются. А вот ниже всех себя считают, причем искренне, фальшь я тут же бы уловил.
     Это ж уму непостижимо.
     И все это не смотря на то, что  Он им Сам, через апостолов, сказал:
     "…многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. "   Деяния святых апостолов, гл. 14, 22
     И этих скорбей у них было предостаточно, на многих хватило бы, а вот, поди ж ты, уже две тысячи лет восходят и восходят к Нему уверовавшие в   Него и раскаявшиеся  грешники.  Как это удается Ему, из последних людишек, уверовавших в Него и доверившихся Ему, пестовать вот таких, как эти мудрые?
     Как же быть?  Как остановить этот восходящий поток испоганенных грехами людей – по мере восхождения, все более очищающихся и преобразующихся в угодных Богу?
     Пожалуй, есть  только одна возможность: нужно всеми доступными способами отучать и отлучать людей от раскаяния в свершенных грехах, отучать их думать и переживать  о грехах,  отучать их различать грехи и отличать их от добродетелей, отучить их различать грехи, прежде всего, в самих себе.
     Если это удастся, поток из восходящего к Богу, станет нисходящим – в преисподнюю.
     Вот этим и займемся, усиленно займемся,  уже не сдерживая  ярости, решил Искуситель.
---
     И, уже в скором времени, соблазненные им поэты, писатели, сценаристы и режиссеры, актеры, музыканты, певцы и чтецы, художники и юмористы, излили в мир   обеление греха и воспевание вседозволенности,  оправдание и воспевание культа наслаждений любых и любой ценой, культа насилия, секса и наживы.  А с появлением  подвластных ему, через уловленных  людей: СМИ, интернет сайтов, киностудий, компьютерных игр , книгоиздательств, это оправдание и воспевание всего  греховного, низменного и порочного, бесчеловечного и богоборческого, обрушилось на каждого человека все возрастающей мерзкой лавиной…
     И, тем не менее, вопреки этой лавине, словно маяки и спасительные острова, не исчезают, а проявляются все новые и новые,  очищающиеся от липнущей греховной скверны, Божии человеки.
14.07.2012г.