Глава 16. Рождение Власты

Вячеслав Вячеславов
     Газеты не выписывал, не были интересными. Еженедельник «Неделя» продавалась только с нагрузкой, или по блату. Редко можно увидеть в свободной продаже. А там часто печатались очень интересные рассказы. Так понравился рассказ Андре Моруа «Отель Танатос». Великолепный!

Другие газеты невозможно читать. От народа всё скрывалось. СМИ набрало в рот воды, когда 21 июля 1969 года Нил Армстронг и Коллинз высадились на Луну. Лишь много позже, сквозь зубы, нехотя признались, что американцы успешно осуществили высадку на Луну. Да не один раз, а шесть!

Гагарина приветствовала вся планета, но наше правительство мелочно не желало радоваться чужой победе. Тупая и злобная мелочность всегда была присуща нашему правительству. Не все это понимали. Просто жили и терпели. Я ничего этого не знал, и плохо разбирался в политике. У меня создавалось впечатление, что где-то идет жизнь, а здесь всё застыло, как в сонном царстве. Радио передавало официозные сообщения. Мы не знали, что на реке Уссури произошел пограничный инцидент.

«Боевые действия начались с того, что маленькое пограничное подразделение оккупировало остров Чжэньбао, откуда его выбили более крупные китайские силы. Советская сторона ввела в действие новые войска,  и опять овладела островом. На этом этапе китайцы провели эскалацию боевых действий, развернув целую пехотную дивизию. Народно-освободительная армия оттеснила оборонявшиеся советские войска, водрузила китайский флаг и отпраздновала победу. Как оказалось, преждевременно, потому что под покровом густого тумана, окутавшего остров, советская сторона подвела танковый корпус и открыла огонь по сосредоточенной на острове китайской пехоте. Когда туман рассеялся, Чжэнбао был устлан телами китайцев. В довершение бойни советские танки перешли в наступление, сломив всякое сопротивление. Киссинджер, очевидно, показал пекинским лидерам спутниковые фотографии последней операции. Осознав, что без сложнейшей разведывательной техники и новых систем оружия они в военном отношении практически беспомощны, китайцы пошли на поклон к Никсону и согласились восстановить дипломатические отношения. Свой технологический козырь Вашингтон разыграл очень искусно». Синтаро Исихара.

Это задолго до событий на острове Даманском, где мы потеряли 58 пограничников, китайцы — около трехсот.. Никто из нас не знал, что на оборону китайской границы начали вкладывать столько средств, сколько страна потеряла за всю вторую отечественную войну. Всё шло за счет народа, который продолжал нести все тяготы на своих плечах, по-прежнему едва сводя концы с концами. Власти успешно убеждали народ, что наш строй самый демократичный и лучший в мире, у нас нет эксплуатации человека человеком.

Ну, а когда государство эксплуатирует, то это называется патриотизмом. Из-за любви к Родине можно и жизнью пожертвовать, которая ничего не стоит, любой трактор дороже. И спасали трактор ценою жизни. Об этих подвигах взахлеб писал К. Симонов. Мы читали и удивлялись: есть же ещё герои в нашей жизни! Вероятна, так и надо жить.

Неожиданно вызвали к начальнику паспортного стола, который внимательно посмотрел на меня и коротко сказал, чтобы я сдавал паспорт на прописку к матери, он уже дал распоряжение. Подействовало письмо в газету «Известия», в котором я привел его слова: «Не надо было делать ребенка».

 Я поблагодарил и вышел. Сила слова. Впервые обратился в газету за помощью, и мне помогли.

Меня прописали без ведома матери. Она долго не догадывалась, что я прописан, считала себя хозяйкой положения, которая может диктовать условия, шантажировать квартирой.

По соседству с нами, в отдельном домике Этери поселилась симпатичная девушка, выпускница детского дома. Говорили, что они имеют право на получение отдельной квартиры, но кто здесь соблюдает советские законы? Чтобы скрыть грязные, деревянные стены дома, она обклеила их обоями. Было видно, что она никогда не клеила обои, потому что они во многих местах топорщились, не прилегали к стене.

  Вика сказала:

- У неё туберкулёз, не давай ей Владу, если попросит подержать.

Однажды соседка сварила малиновый кисель и дала в стакане, чтобы я угостил Владу. А мне даже нечего было ей предложить в ответ на её любезность.

На первом этаже у Этери жили аджарские ребята из деревень, которые здесь учились в училище. Они целыми днями крутили пластинку Тома Джонса «Дилайла». Песня нравилась, поэтому мы не возмущались.

 У изголовья кровати на табуретке стояла моя «Казань», которая работала как приёмник с фиксированными кнопками настройки. Удобно: нажал кнопку и сразу музыка станции, искать не нужно. Рядом торшер, единственное украшение в комнатушке. Влада спит в коляске. Мы помещаемся на кровати с панцирной сеткой.

Зима почти бесснежная и не холодная. Обогреваемся керосинкой. Живот у Вики уже большой. Под утро попросила вызвать скорую. Побежал к таксофону. Приехали быстро. Утром родилась Власта.

Когда регистрировал в ЗАГСе, повторилась прошлогодняя история: снова регистраторша сказала:

- Такого имени нет. Я не будет регистрировать.

Я стал настаивать, тогда она дала мне книгу с именами и сказала:

- Ищи.

И сейчас я уже сам попросил дать книгу. Быстро нашёл нужное имя и показал. Молча выписала свидетельство.

Раз в месяц приходил к Володе Баранову, его дочкам покупал по плитке шоколада. Старался загладить вину перед Лизой. Постепенно она смягчилась, и даже стала коротко разговаривать. На день рождения Влады пригласил их к теще, у которой мы снова стали жить после рождения Власты, потому что для четверых комнатушка стала очень маленькой. Они пообещали приехать, но я понимал, что не приедут, отговорятся заботами, делами, поэтому поехал за ними и заставил приехать.

Лиза зашла в магазин и купила дешевый детский костюмчик с начесом, чтобы не идти с пустыми руками. Распили бутылку, поговорили. Но больше они не приходили к нам. Лишь я регулярно наведывался. Мне было интересно знать, как они живут? Хотелось просто поговорить с Володей. Кроме него не с кем поговорить по душам, хотелось общения.

На декретные решили купить телевизор, понимая, что дети не дадут ходить в кино, будет, чем заняться вечерами. По соседству с тёщей живет аджарка Нелли, мать-одиночка. Дочка Манана – лет 13-ти, как и мать склонна к полноте, так же приятна лицом. Ко мне относится с любопытством, как же, муж соседки, которую знает с детства девчонкой. Это про неё Вика говорила, что Манану до 10 лет кормили с ложки, а наши уже с полутора лет кушают сами.

Нелли приглашала к себе смотреть телевизор. Я лишь один раз воспользовался разрешением. И то было неловко в женской обители, от греха подальше, чтобы потом не обвинили, в чем не виноват.

Позже Вика расскажет, что в детстве, года в два, Нелли учила её мату, и с удовольствием слушала её лепет, который на улице выглядел чудовищно из уст ребёнка, зато всегда можно было показать окружающим, насколько безнравственны русские, коль дети у них так выражаются.

Как-то, в тещиной комнате я и Манана рассматривали учебник по зоологии. На цветной иллюстрации сидящего шимпанзе, Манана при мне нарисовала в руку шимпанзе кругляшек. Получилось, что шимпанзе занимается самоудовлетворением. Наверняка, её этому научили в школе. Я посмотрел на девочку, что это означает? Хочет посмотреть, как я отреагирую? Она нисколько не смущена своей смелостью.

Я продолжал рассматривать учебник, который за десять лет нисколько не изменился, и, похоже, и через 20 лет по нему можно будет заниматься ученикам. Животные не меняются. В наше время не догадывались такое пририсовывать, ограничивались усами и бородами на портретах ученых.

Нелли нигде не работала. Видимо, деньги давал любовник Тариэл, который работал на такси, имел семью, детей в Хелвачаури. Ему Нелли сказала, чтобы привез наш телевизор домой. Покупал в большом универмаге, недавно выстроенном в живописном месте, недалеко от набережной, где «вечный огонь», рядом порт, базар. На третьем этаже ресторан, но там я никогда не был, не по моим деньгам.

Года через три появятся первые цветные телевизоры. Покупатели с любопытством всматривались в, так называемое, цветное изображение, сиреневую дымку, других цветов не было. Явно сырая технология, которая не стоила запрашиваемых тысячи с лишним рублей.

 Пока же я колебался, какой телевизор выбрать, «Атлант» или «Ладогу», тоже  Ленинградского завода, у которых дизайн симпатичнее, чем у остальных трех видов телевизора. Выбор скромный.

 Выбрал «Ладогу» за 365 рублей. Вынес коробку на улицу, но Тариэла не увидел. Десять минут подождал и нанял таксиста. Когда уже загрузил коробку в машину, приехал Тариэл, сказал таксисту, что забирает меня. Тот не возражал.

Ещё 15 рублей отдал за самодельную антенну, которую установил на шесте во дворе и долго крутил, чтобы поймать сносное изображение – со всех сторон окружали каменные стены домов, поэтому сигнал слабый. Но смотреть можно. Первые дни я наслаждался. Наконец-то сбылась моя мечта. Не так скучно сидеть с детьми, пока Вика работает. И в кинотеатр можно не ходить.

Песенный фестиваль из Сопота передавали, чуть ли не утра. Песни изумительные.  Впервые Марыля Радович пела «Разноцветные кибитки», и много других певцов, которые стразу же стали знаменитыми. Жаль, мой магнитофон испорчен, переключатель перестал работать.

В первый же месяц, чуть ли не через неделю, исчезло изображение с экрана. Из гарантийной мастерской пришел мастер. Открыл крышку телевизора и сказал:

- Нужна лампа, а у меня её нет.
- Какая нужна лампа?
- 6П14П.
- Такая у меня в магнитофоне.

Достал лампу и отдал её. Он вставил, оторвал талон гарантийного ремонта и ушел. С этой лампой телевизор проработал 14 лет до своего последнего часа.

В 11 месяцев Влада принялась ходить. Носилась по комнате и веранде, пока теща и Вика разговаривали. Обед готовился на керосинке, стоящей на полу, и однажды она налетела на кастрюлю с горячей водой и обожгла щеку. Я расстроился, что не уберегли девчонку, у которой может остаться шрам на всю жизнь. У нас это наследственное. Почти в таком же возрасте и я обварился, но в молоке, и гораздо сильней.

Об ожоге узнала мать и принесла китовый жир мазать место ожога. Через несколько дней сказала, что будет не против, если перейдем жить к ней. Я понимал, что детям у неё будет лучше, и с Владой этого бы не случилось.

Ночью выпал снег. При плюсовой температуре на улице стояла снежная каша. По этой слякоти я перенес на себе панцирную сетку, спинки, матрас, лишь бы скорей уйти от тещи, не видеть её презрительно молчаливое лицо.

Надежды на спокойную жизнь не оправдались. Мать привыкла командовать, и сейчас принялась, чуть ли не по пятам ходить за нами и указывала на якобы причиненный нами беспорядок: коврик в прихожей не так положен, сдвинут, кастрюлю не ту взяли, не туда ступили, не то сделали.

Я понимал, что если не давать окорот, то постоянно будет нас шпынять. И, то и дело, между нами происходили стычки. Пока я на работе, она доводила Вику своими придирками. Я приходил уставшим с работы, а на меня обрушивалась очередная нервотрепка. Мать не работала, ей скучно в тишине, вот она и развлекалась.

Ко дню рождения второго ребенка, мы снова перешли жить к теще. Меня уверили, что второй будет мальчик, мол, живот острый. Мой новый мастер, шутя предложил поспорить, что если родится мальчик, он поставит бутылку коньяка, а нет – то наоборот. Я понимал, что он напрашивается на дармовое угощение, поэтому согласился. И когда родилась Власта, купил бутылку коньяка и принес мастеру. Он сказал, что разопьем в обед, в столовой. Так и сделали.

Через месяц мы снова, в который раз перешли жить к матери. Вставляя стекло на кухонной двери, машинально схватился за падавшее стекло из верхнего проема, и сильно порезался. Пошло много крови, и мне стало дурно, чуть ли не до потери сознания. Вика закричала с балкона, чтобы вызвали скорую помощь. Она скоро приехала, мне сделали укол и отвезли в больницу, где дежурный врач зашил разрез.

На всю жизнь запомнилось, как врач вставил в палец зажим, и он качался там под своим весом. Какая была в этом необходимость? Но после этого пришлось делать уколы от столбняка. Шрам и небольшое чувство онемения осталось на большом пальце на всю жизнь.

К теще и в город выходили пешком, чтобы не втискивать коляску с двумя детьми в автобус. Как-то проходили мимо красивой девочки-подростка 13-ти лет, с довольно развитой грудью. Вика сказала, что она вовсю гуляет с парнями. На возмущение матери ответила:

- Если бы  знала, что это так приятно, я бы начала с 12-ти лет.

Резонно. Потерян год удовольствия! Дай тебе Бог возможности, всю жизнь получать это удовольствие. Гуляй, пока молодая, пока не родила. А то, что скоро залетишь, это ясно. Молодежь не думает о последствиях.

Мать не могла жить спокойно, постоянно скандалила с нами, то ли надеялась, что я брошу Вику и детей? Нигде не работала и не собиралась. Я устал от каждодневного, нервного напряжения. Но выхода не видел. Дети связывали по рукам и ногам. Уехать в Россию? Но кому я нужен без прописки? Годами жить в общежитии?

Ежедневные ссоры измотали, и мы через месяц снова вернулись к тёще, у которой тоже не сладко. Она уставала с нами, раздражалась. Едва сдерживалась от упреков. Со мной опасалась ругаться, всё выливала на Вику. Та терпела, но некоторые фразы прорывались, и, при моем богатом воображении, ранили ощутимо. Но приходилось терпеть за неимением иного выхода.

Какое-то время покупали цельное молоко у частницы по рублю за литр, потом стал ходить в центр города на улицу Горького, напротив кинотеатра «Хроника» сделали молочный магазин. И, если прийти до 11 часов дня, то молоко можно купить. И я подумал: Вот наглядный пример, что мы с каждым годом живем все лучше: уже и молоко можно купить при желании. Раньше его отсутствие не замечалось. Не было денег, а сейчас, когда есть маленькие дети, то поневоле обеспокоишься.

В продаже который год брикетики из сухого молока и кофе, или какао, залив которые кипятком, получался вкусный напиток. Я заливал двумя стаканами кипятка, продлевая удовольствие. Многие любили грызть всухую. Иногда покупал заварной крем, малиновый мусс. Ещё реже позволял себе выпить маленькую кружку разливного пива за десять копеек, и лишь, когда народу к прилавку было мало. Денег всегда в обрез, а зачастую, их и нет. Единственное развлечение – телевизор. Не забыть тот сон, когда увидел, что будто моя радиола превратилась в телевизор; в том месте, где репродуктор, появилось изображение, и я с волнением смотрю на него.

В кино почти не  ходим. Тёща не может справиться с двоими. Дети начинают плакать, и она не знает, как их успокоить. Стоит мне взять на руки, как плач моментально прекращается. И я удивляюсь, как это тёща не может сделать то же самое. Что здесь сложного? Нужно просто взять на руки. Впрочем, Власта никого не признает, только мать и меня, даже соску не берет.

 В бодрствующем состоянии не хочет просто лежать. Любит, чтобы её носили в вертикальном положении. Ей всё видно и очень удобно.

Я ненавижу, когда двухлетние, и тем более трехлетние дети с упоением сосут соску. Поэтому Власту не приучаем, даём соску очень редко, лишь чтобы вечером заснула. А когда начала есть с ложки, то и, вообще, про соску забыли.

В углу веранды нагромождение вещей, на полу кальцинированная сода, умывальник с ведром, керосинка, бидон с керосином, за которым хожу раз в неделю к бане. Там на узкой улочке летняя вонючая пристройка с железными баками.
   
        В тёмной большой комнате под столом почти незаметный люк, приоткрывающий дверцу в подпол глубиной в метр. Сюда складывается всё ненужное. Вика достала комплект фотографий и приставку для стреоскопического просмотра. Забавно. Фотографии начала века, и сам стерео-эффект забавляет. Почему сейчас такого нет? Многие бы купили. Я уже знаю, что Вика из дворянского рода, что ныне не афишируется, но вот же угораздило меня жениться на дворянке!

Чтобы подработать, договорился с мастером, что стану наматывать сердечники в свободное время. За месяц наматывал сердечников на 30 рублей, но мастер выписывал лишь половину, чтобы не слишком увеличивать наш заработок, мол, бухгалтерия не пропустит. Мол, надо выписать деньги на кого-то, и он уже отдаст заработанные деньги. Но не всем нравилось отдавать деньги. Выплата подработки задерживалась на несколько месяцев, и я перестал подрабатывать.

Чтобы как-то рассчитаться со мной, Заури предложил взять домой большой трансформатор, которых в продаже нет. Он сам вынес через проходную, завернув в газету. Вахтер видел, но ничего не сказал, — подобное не в новинку. Этот трансформатор пригодился дома, так как вечером постоянно пониженное напряжение.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/05/26/903