Прудникова Е. Берия. Последний рыцарь Сталина

Мальхан
ПРУДНИКОВА Елена «БЕРИЯ. Последний рыцарь Сталина» - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005. – 640 с.

Давно хотел прочитать эту книгу.
Оказалось – не зря.
У меня давно были на руках факты, которые не укладывались в общепринятую картину той истории, которую нам навязали во второй половине пятидесятых годов прошлого века (и продолжают навязывать по сегодняшний день). Краткий смысл книги Елены Прудниковой достаточно внятно изложен тут:
 
http://www.oboznik.ru/?p=10571   

Рекомендую внимательно ознакомиться с тем текстом, который открывается по ссылке.
А я хочу добавить свои впечатления. Прежде всего – книга сыграла роль некоего катализатора, благодаря которому необходимые «пазлы» соединились и у меня появилась чёткая картина истории прошлого века. Именно текст Прудниковой оказался тем центром кристаллизации, рядом с которым состоялось обретение реальной картины происходившего.

Здесь же я хочу привести некоторые яркие мысли из этой книги.

«Ленину, при его ненависти ко всему великорусскому, просто нравилась антирусская позиция грузинских властей».

В книге есть упоминание о том, что после прихода к власти Хрущева была проведена большая работа в архивах. По некоторым данным, было уничтожено несколько железнодорожных составов архивных документов.

Забавны ссылки на труды перестроечных «историков».
Так, некий Ф. Волков насчитал 18 млн. погибших на Колыме (даже не задумываясь – а где они все могли там поместиться?)

Берия глубоко вникал в те вопросы, которыми был вынужден заниматься. По заслуживающим доверия источникам, он профессионально спорил с крупными учёными, выясняя технические подробности того или иного вопроса. И он самостоятельно овладел глубокими знаниями в сфере ракетостроения и производства атомной и водородной бомбы. Самостоятельно выучил английский, французский и немецкий языки. На этих языках он мог читать любую литературу.
До сего дня ходят сказки, в которых Берию обвиняют в смерти Нестора Лакобы, последовавшей в 1936-м году.
Чистой воды миф – Берия с Лакобой были дружны до последних дней. А Лакоба умер от обыкновенного инфаркта.

У всех на слуху слова А.Я. Вышинского о признании обвиняемого, как «царице доказательств».
Знаете, что на самом деле писал Вышинский?
«В достаточно уже отдалённые времена, в эпоху господства в процессе теории так называемых законных (формальных) доказательств, переоценка значения признаний подсудимого или обвиняемого доходили до такой степени, что признание обвиняемым себя виновным считалось за непреложную, не подлежащую сомнению истину, хотя бы это признание было вырвано у него пыткой, являвшейся в те времена чуть ли не единственным процессуальным доказательством, во всяком случае, считавшейся наиболее серьёзным доказательством, «царицей доказательств». Этот принцип совершенно неприемлем для советского права и судебной практики…»
То есть, те, кто пустил гулять эту «дезу», не смогли даже разобраться в достаточно простом тексте и понять, что «царица доказательств» - не признание, а пытка. Ну, а то, что Вышинский категорически против такой практики, разумеется, было опущено сознательно.

Берия занимал пост министра НКВД с 1939-го по 1945-й годы.
И национальный состав (для любопытствующих) после бериевских чисток выглядел так: русских в центральном аппарате было 84%, украинцев – 6%, евреев – 5%, белорусов -1,25%, армян – 1,1%, грузин – 0,7%. Из аппарата практически полностью исчезли поляки и латыши. Очень мало осталось евреев, которых до репрессий Ежова было около 40%. Примерно половина их пострадала от репрессий, вторая половина была убрана в результате кадровых чисток.

В 1939-м году Берия начал свою работу с реабилитации несправедливо осужденных по политическим обвинениям.
Согласно справке А.П. Лепилова, за 1939 год было освобождено: из лагерей – 223 600 человек, а из колоний 103 800 человек, т.е. всего 327 400 человек: как в связи с окончанием срока заключения, так и по иным причинам. А вот за 1940 год данные уже более точные: из 53 778 человек покинувших лагеря 9 856 человек было освобождено в связи с прекращением дела, и 6 592 человека – по пересмотру дела. То есть, всего в порядке реабилитации – 16 448 человек. До начала войны министерством Берия было освобождено около тридцати процентов заключённых в годы ежовских репрессий.
После прихода Берия в наркомат смертность в лагерях снизилась более чем в два раза и держалась на таком уровне до самого начала войны.
28 мая 1940 года Туполеву объявили приговор – 15 лет лагерей (напомню, что арестован Туполев был в 1939-м году и содержался в заключении без суда). 2-го июня 10 лет получил Петляков.
Через полтора месяца – 25 июля – Петляков был амнистирован по ходатайству НКВД, подписанному Берией, и в январе 1941 года уже удостоен Сталинской премии. Вместе с ним были освобождены ещё 18 человек, в том числе и конструктор Мясищев.
Летом 1940 года вышел на свободу и Туполев, а с ним ещё 32 человека. Из прочих большая часть была освобождена в 1943-м году.

Берия был членом Государственного Комитета Обороны.
Их всего было пять человек: Сталин, Молотов, Маленков, Берия, Ворошилов. Под их руководством ковалась Победа.
Но Берия не любил партию…
Не любил он её за то, что ЦК хотел руководить (т.е. следить, вмешиваться и указывать), а Совмин – отвечать за результаты работы.
То есть вопрос стоял так: партия имеет право контролировать всё.
И особое возмущение вызывало то, что партийным деятелям не удаётся контролировать МВД, что их не пускают в тюрьмы и не дают присутствовать на допросах.

Основной вывод: попытка Сталина создать из СССР конституционное государство, которую в последние годы жизни предпринимал Сталин, провалилась. После 26-го июня 1953года в стране установилась диктатура партии, вскоре выродившаяся в олигархию, где роль олигархов играла верхушка партаппарата.
Дальнейшее нам известно.

Параппаратчики ненавидели Барию, как человека, рядом с которым они чувствовали себя пигмеями, как врага их партии, а также естественной ненавистью «карманных» прокуроров к человеку, для которого во главе угла стоял закон. Нарочитая беззаконность «дела Берии» происходила по воле продажных прокуроров, сводивших счёты с непродажным министром.
 
Это старый психологический казус: почему подлецы с такой силой  - до дрожи, до истерики! – ненавидят честных людей?