Значит, всё не зря!

Дмитрий Черненко
Мой батя был военнослужащим, в 1968 году его послали в Чехословакию на «подавление» мятежа. Мне было тогда 7 лет, и я ничего не понимал. Ну, послали, значит, так надо. Вскоре батя выслал моей матери и мне «приглашение», и мы через Чоп (где наш вагон подняли краном и поменяли колёса на узкоколейные), добрались до Рожнявы, там отец нас встретил и на «летучке» доставил в город Новые Замки. Тысяч эдак 150 населения, для Словакии это много.
 Всё для меня было новым – за одну словацкую крону можно было купить малиновую жвачку «Педро» и жевать её, жмурясь от удовольствия, пока аромат не исчезал. Можно было зайти в Универмаг «Prior», где мать меня «одела» с ног до головы во всё то-ли Чешское, то-ли Словацкое, но как бы там ни было, оно было явно лучше «Совдеповского». Но меня не очень интересовала одежда, я был пацаном, и приходил в полный восторг, когда отец приходил с работы и жменями вываливал на стол значки «Отличник Советской Армии», «Бегун I, II и III – степени», однажды он даже принёс значок «Гвардии». Это было супер круто. Пацаны рассказывали, что всё это можно было менять на патроны у солдат. А как?
 - Элементарно, Ватсон, - говорил мой друг Вовка Нехорошев. Подходишь к солдату, смотри на лычки. Если погон «пустой» - это рядовой, с ним говорить не о чем. Если одна полоса на погоне – это ефрейтор, уже как бы неплохо, но лучше две полосы – младший сержант. Если три полосы вместе – это старший сержант, это может быть очень круто, но такой может и «заложить», поэтому лучше «работать с ефрейторами и младшими  сержантами, они обычно не «подставляют».
 Они же, когда приезжают домой после «дембеля», хотят «порисоваться» перед публикой, особенно перед «дэвушками». Вот тут мы их и «срываем» горяченькими.
 Я сделал всё так, как сказал Вовка. Сработало.
 Солдатам нельзя выходить за территорию военного городка, а нам, офицерским детям, можно всё. Идешь, бывало, мимо «родного» забора, а там рядовые, по сути 20 – летние «пацаны», висят на нём, просят тебя:
 - Купи мороженого, мужик!
 Не вопрос.
 Я всегда подходил, брал «кроны» и покупал им мороженое. С тех пор мы становились друзьями. Я вам мороженное, а вы мне – патроны. Работало так же чётко, не хуже, чем со значками. 
 Берёшь плоскогубцы, нежно вынимаешь пулю из патрона автомата Калашникова, расплющиваешь гильзу ударами молотка, заворачиваешь пару раз, делаешь пропил надфилем, приматываешь три спички так, чтобы последняя была напротив пропила в гильзе. Чиркаешь дальнюю от пропила спичку о «серку» на спичечном коробке и бросаешь вверх.
 «Грохает» так, что все вороны в микрорайоне взлетают в воздух, все вздрагивают и начинают выглядывать в окна, а ты стоишь с идиотской улыбкой и думаешь:
 - Всё – не зря!