Дар и долг вестничества в кино

Светлана Жукова 4
«Андрей Рублев» А. Тарковского.

Первый Эпизод. «Воздушный шар»
Некий Ефим изобрел «воздушный шар» и взлетел на нем. Ясно, что в то время, это было чудом! Наверное, он был первым, кто почувствовал, что значит оторваться от земли…
Но Ефим недолго летает. Непрочная Оболочка «шара» рвется и Ефим погибает…

Очень трудный для понимания эпизод. Выходит, авторы хотели сказать, что изобретать что-то, творить, стремиться дать миру что-то новое, чудесное – плохо? Иначе как объяснить гибель изобретателя?

Человек вообще существо творческое. Если бы не творческое начало в человеке. То в обществе невозможен был бы никакой прогресс. Так почему же авторы сделали упор на то, что именно изобретение Ефима его погубило?

Возможно, он пошел против воли Бога, возвысив себя до Него, и потому Бог его покарал за гордыню? Возможно, Ефим сделал что-то не так, чего-то не учел. И не во время он это было, и не к месту…
Но если все это так и авторы хотели сказать зрителю именно это, то сразу становится грустно и не особо хочется смотреть дальше. Ведь зритель – человек. А творческое начало есть в каждом человеке. А эпизод говорит ясно: будешь творить, погибнешь!
А может быть авторы хотели сказать, что прогресс именно должен оплачиваться такой ценой всегда? Творец – жертва изначально? Так как ему нужно претворить в жизнь свою идею в обществе, обычно к принятию этой идеи ещё не готовом? Он, как бы насильно насаждает прогресс… В сцене ясно показано, какое возмущение его изобретение произвело в народе. Люди готовы были его убить!

Действительно трудно сделать однозначный вывод, исходя из одного этого эпизода.
Поэтому я этого делать не буду. Пока.
Единственное, что я сделаю, я выпишу реплики Ефима, когда он летел:
«Лечу, Архипушка, лечу».
«Эй, догоняйте меня!»
Смеется от восторга (ну, до момента, как понимает, что оболочка «шара» рвется)


«Скоморох  лето 1400 года»

Данила, Андрей и Кирилл уходят из Троицы. Авторы в диалоге сообщают зрителю, что там они работали достаточно долго, около десяти лет.
Мне понятно, что им надоело сидеть на одном месте. Хочется Мир посмотреть, себя показать. Герои – живописцы, творцы. Значит, им просто необходимы новые впечатления для творчества! Это близко и понятно мне, как зрителю и как творческому человеку.
В Троице они не только работали, но и жили. Практически никуда не выходили. Эта жизнь, в некоторой изоляции, хороша, так как безопасна и стабильна. Но она не способствует развитию творчества в человеке, так как творцу просто необходимо жить чаяниями народа. Иначе он не будет востребован! Да, ведь иконописец не пишет для себя или для Бога. Он творит Образ для людей!
Поэтому и пошли Кирилл, Данила и Андрей в «люди»…

Конечно, пошли они не потому, что поняли это. Всегда находится более приземленный мотив. Но на самом деле их что-то звало. Всех троих. Поэтому и ушли…
Да, могли бы не пойти. Видно, что они – искусные мастера своего дела, так как сам Владыка просил их остаться. И многие бы остались под теплой крышей и при сытном куске. Но этим троим, что-то было надо ещё… Обычно, в сознании у творца это звучит так: «у меня перестало получаться, я - бездарен. Да, было что-то, но теперь – нет. Надо бросать это дело. Надо что-то менять. Надо идти, все равно куда. Потому что клепать «уродцев» это – не по мне… Лучше сдохнуть»…
И творец уходит. Не обязательно это должен быть физический уход. Иногда это просто отказ от работы. Иногда – запой. Да, мало ли…
Что же было нужно Кириллу, Даниле и Андрею? Наверное, новые впечатления.
И они их получили сразу практически.

Что мне сказала сцена со Скоморохом?
Я увидела глаза Андрея. Он смотрит по сторонам с живым интересом. Он смотрит на людей, на Скомороха. Данила читает и засыпает потом, Кирилл куда-то исчезает, а Андрей все смотрит… Он, как будто впитывает в себя впечатления. Все, и хорошие, и плохие. Это – взгляд художника.

После того, как Скомороха увозят, предварительно избив, Андрею почему-то стыдно. Он выходит из избы, опустив голову и не смея глаз поднять. Почему ему стыдно? Вот вопрос! Он же ни в чем не виноват! Но чувствует себя виноватым. Куда он смотрел? Он смотрел на лица, на игру теней и света в потоках дождя, на солому, на бревна из которых сложена стена… Но он не задумывался о том, что чувствуют люди, что они думают, чем живут. Страшная жестокость по отношению к Скомороху, словно пробудила его от сна. Ему стало стыдно за то, что он творил и жил как бы вне реальности. Теперь, когда эта реальность обрушилась на него всей своей неприглядностью, он почувствовал, что нельзя жить одним творчеством. Возможно, он почувствовал сострадание. Возможно, он пожалел, что ушел из Троицы в этот момент, так как почувствовал, что не готов выносить жестокость и духовную тьму Мира. Возможно, что ему стало стыдно от того, что он ничего не сделал, чтобы остановить избиение человека. Но видно, что случай со Скоморохом, что-то повернул в его душе и вышел он из избы уже не таким, каким в неё вошел…
Для меня это очевидно.
Конечно, Андрей видел, как Кирилл разговаривает о чем-то под дождем с княжьими слугами. И страшное подозрение зародилось уже в его душе. И от того, что друг и соратник донес на Скомороха, Андрею стыдно ещё больше…
Но в данном эпизоде главное – не донос Кирилла.
Я смотрю фильм об Андрее Рублеве, творце, творения которого восхищают и поныне. Такой талант, как у Рублева, дается Богом. И дается далеко не каждому.
И я невольно задаюсь вопросом: почему не Данила, почему не Кирилл? Почему Андрей?
Потому, что Андрею НЕБЕЗРАЗЛИЧНО. Что у него есть, чего нет у Кирилла и Данилы? У него есть та необыкновенная, пронзительная чувствительность души, без которой творец не может просто воспринять Откровение и воплотить его в своих произведениях. Эта чувствительность – не только сопереживание. Он пропускает через сердце все события, все чувства, все движения души окружающих его людей. И особенно остро он чувствует чужую боль. Как свою. Если не острее…
НЕБЕЗРАЗЛИЧИЕ К ЛЮДЯМ И ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ – ПЕРВОЕ СВОЙСТВО, которое необходимо приобрести душе творца на пути превращения из просто творца в творца – вестника Провидения.

ФЕОФАН ГРЕК лето-зима-весна-лето 1405-1406 г.г.

Кирилл проходит через толпу, которая глазеет на казнь человека. Проходит с непроницаемым лицом. Ему все равно. Ему безразлично. Ни одна струнка в душе не звенит ни состраданием, ни возмущением, ни болью от дикой жестокости происходящего, от несоответствия происходящего самой Христианской Вере, которая гласит: не убий…
Кирилл сосредоточен на своих мыслях. Видно, что у него – какая-то цель. Эта Цель – Феофан Грек.

Иконописец  Феофан Грек создал мир, полный драматизма и напряжения духа, в нем чувствуется трагический пафос. Его святые суровы и замкнуты, отстраненные от всего вокруг, сосредоточенные на молитве и углубленные в созерцательное безмолвие. В них чувствуется огромная сила и энергия, подчеркиваемая экспрессивной живописью Феофана, его мощным темпераментом, свободной и сочной манерой письма. Созданные им фрески выполнены в почти монохромной красновато-коричневой гамме, хотя, возможно, первоначальная палитра греческого мастера была более разнообразной. Художник широко применял белила в образах святых: брошенные яркие мазки вокруг глаз, словно вспышки молний, освещали одухотворенные лики. 
Яндекс Ру

Современники отзывались о Феофане, как об очень умном человеке, а его живописью восхищались. Несомненно, Кирилл понимал, что Феофан – не просто талантливый человек. Кирилл много читал и думал, и уже давно понял, что у Феофана – Дар Божий. И он пришел посмотреть на работы Феофана, чтобы убедиться в этом.

Застал он Феофана лежащим на скамье с открытыми глазами. Ничего удивительного – устал человек, прилег отдохнуть…
Феофан доброжелательно беседует с Кириллом. Когда понимает, что встретил думающего человека, приглашает его к себе в помощники.
Но Кирилл не спешит соглашаться. Почему? Ещё при первом просмотре меня это очень сильно удивило. Но сцена все объясняет. Феофан, когда узнает, что посетитель из Андроникова монастыря, сразу спрашивает, не Андрей ли он Рублев? Он слышал о работах Андрея. Но он ничего не слышал о работах Кирилла…
Кирилла это больно кольнуло. Он не считает, что Рублев талантливее его. И он отказывается. Ему очень хочется, чтобы Феофан оценил по достоинству именно его…
И Феофан оценил. Он отметил его ум и красноречие.
И вот тут наступает понимание. Феофан не просто так позвал его. Он принял его за Рублева. Несмотря на то, что Кирилл сказал, что он – не Рублев.
Феофан знает, что необходимо для получения вдохновения свыше. Это – пытливый ум. Не зря он так сокрушается, что вокруг – одни дураки! В его подсознании ум – необходимое условие для того, чтобы творец мог стать творцом – вестником.
Но одного ума мало. Нужно ещё и сердце. Именно сердце должно вести. Ум может  только оценивать правильность или неправильность выбранного пути. Поэтому Феофан и подумал, что нашел того, кого искал – творца-вестника, когда Кирилл сказал, что ум – не главное в человеке, главное – сердце…

Но когда Кирилл выдвигает свои условия: чтобы Феофан сам приехал за ним в Андронников монастырь, при Владыке, при братии, при Рублеве Андрее упросил его идти к нему в помощники, потрясенный Феофан все понимает: это – не Рублев, это человек, тщетно ищущий вдохновения. Он искал его в книгах, но не нашел. Мудрость веков ничего не дала ему и не даст, так как его снедает гордыня. В нем нет сочувствия к боли мира. В нем – только одно стремление получить Божественное откровение.  Сердце ведет его не туда.
Именно поэтому, едва выслушав условия Кирилла, Феофан мгновенно теряет к нему интерес.  Мелочность запросов Кирилла однозначно говорит Феофану о том, что это – не творец. И, что он никогда им не будет! Как помощник Кирилл ему больше не нужен.

Конец эпизода подтверждает выводы, которые я сделала: Феофан не выдерживает. Он бросается на улицу и кричит: «Что же, православные, правдолюбцы, христиане, долго ли будете мучить злодея? Скоро вы это кончите?!... Сами – грешники немыслимые, а туда же, судите! Креста на вас нет!»
Этот выплеск эмоций все объясняет. Он лежал на скамье потому, что не мог работать. А работать он не мог потому, что ощущал сильную душевную боль от того, что на площади происходит мучительная казнь человека. Он пытался отрешиться, пережить её, эту боль, ждал, когда кончится казнь, так как ни как не мог её прекратить… Творец всю жизнь ощущает боль мира. Он её чувствует. С этой болью ему приходится смириться. Он знает, что надо терпеть…

НЕБЕЗРАЗЛИЧИЕ – первое условие. УМ, вернее его определенный склад, способность познанию законов (что главное), по которым мир живет и развивается – второе. И не просто ум, а УМ, ВЕДОМЫЙ СЕРДЦЕМ.

Посмотрим, что будет третьим?
А Кириллу все так же все равно…

Нет, рано ещё переходить к следующему эпизоду. Рано потому, что третье условие вестничества – мне раскрыл именно этот эпизод. Это – Вера! Страстная, горячая Вера в Бога и истовое желание – творить! Все это есть у Кирилла. Феофан – мудрый опытный творец и он понимает, что Вера и истовое желание творить – необходимые условия для получения Откровения. Но вот, мотив… Это очень важно, каков мотив этого желания…
В конце разговора Феофан понимает мотивацию Кирилла. Кирилл хочет быть первым подле Бога. Характер этого персонажа сходен с характером Иуды Искариота Л. Андреева. Не любовь, не сострадание движет Кириллом, а желание быть признанным Богом и людьми наиумнейшим и достойнейшим быть проводником воли Бога на земле!
А Феофан знает прекрасно, что имея такую мотивацию, Откровения не получишь! Поэтому он так резко и теряет к Кириллу какой бы то ни было интерес…

Итак: ВЕРА, ИСТОВОЕ ЖЕЛАНИЕ ТВОРИТЬ И ПРАВИЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ – третье условие вестничества. Ведь, не гордыня творца, не сребролюбие блокирует Божественное Откровение, а мотив. Феофан Грек отлично знает, что подобные человеческие пороки и недостатки творец обязательно изживет за жизнь! Но вот мотив! Мотив - именно то, что позволяет или не позволяет эти пороки изжить. Просто творец идет по определенному пути. Всегда. И всегда его ведет мотив. Если мотив не тот, то и путь – не тот.

Я думаю, насчет того, какая мотивация правильная, а какая – нет, фильм ещё скажет. И не раз. Буду дальше смотреть…

Да, сказал. Уже в следующем эпизоде.
Этот эпизод не имеет отдельного названия. Поэтому я назвала его «Падение Кирилла».

Хронология эпизода:
Кирилл с тоской смотрит на только что выполненную работу. Ему явно не нравится то, что он написал. Проще говоря, он понимает, что это – бездарно.
В это время звучит закадровый текст. Это поучение. Смысл поучения в том, что за все в жизни приходится платить. Что за каждое удовольствие, каждый проступок Бог с тебя взыщет, «приведет на Суд». Кончается поучение словами: «Бойся Бога! И заповеди Его соблюдай! Потому, что в этом – ВСЕ для человека!»

Понятно, что это – мысли и убеждения Кирилла. Но Кирилл – бездарность. А это – его мысли…
Кирилл соблюдает заповеди. Он, возможно, даже переусердствует в этом! Но, почему же, Бог тогда не дает ему таланта? Не значит ли это, что его убеждение в том, что Бога надо именно бояться, в корне неправильно?

Видно, что Кирилл очень страдает. Страдает потому, что понимает, осознает свою бездарность. Его страдание подлинно. Почему он хотел работать с Феофаном? Возможно потому, что хотел перенять что-то у него. Но только мастерство. Ничего в личности самого Феофана его не интересует. Это видно. Он слишком убежден в правильности выбранного пути.
Он помнит встречу с Феофаном и надеется на то, что Феофан о нем вспомнит…
Вот поэтому с такой надеждой он бежит навстречу гонцу от Феофана. А когда гонец спрашивает, действительно ли неприметный с виду монах – Андрей Рублев, напоминает: «Да, это – Рублев. А я – Кирилл…». Он так надеется, что Феофан позовет и его!
Но Феофан давно забыл о нем. Когда Кирилл это понимает, у него происходит нервный срыв. Последняя надежда – научиться живописи у Феофана, рушится. А ведь, он так старался делать все правильно! У него нет мелочных пороков, которые есть у всех монахов братии и которые он видит и осуждает! Он работает с утра до ночи, не помышляя о награде в этом мире! Нет, Бог несправедлив! Вот какой вывод делает Кирилл. Не стоит ему служить, отказывая себе во всем в надежде получить Божественный дар живописца! Не стоит… соблюдать заповеди… Ведь Кирилл соблюдал их, надеясь выслужиться, буквально насилуя свою человеческую суть! Поэтому вывод, который я делаю из просмотра этого эпизода:
4.ПРАВИЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ВОЗНИКАЕТ ТОГДА И ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ЖИТЬ ПО ЗАПОВЕДЯМ – НЕ ПРИНУЖДЕНИЕ, А - ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ!
И он уходит в Мир. Уходя, он убивает свою собаку…
Вот ужасная, отвратительная сцена! Но как она все объясняет! Все становится понятно: Кирилл соблюдал заповеди Христовы не потому, что соблюдение их было ИСТИННОЙ потребностью его души, а он делал это для того, чтобы «выслужится» перед Богом! Но Бог этого, почему-то, не оценил и не наградил за такое служение талантом…
Кирилл не понимает, что творцу, для того, чтобы ему смочь воспринять Божественное творческое Откровение, необходимо любить!

ЛЮБОВЬ – пятое условие вестничества.

Ну, если бы Кирилл умел любить, разве смог бы он убить любящее его существо – свою собаку?

Этот эпизод вообще весь - о любви! Ведь, почему Андрей зовет с собой Данилу? Вовсе не потому, что не сможет работать без него! И это становится понятно, когда, после того, как Данила наотрез отказался идти в Москву, Андрей твердо решает идти без Данилы.
Он словно преображается весь в этот момент! Исчезает робкий и неуверенный, стыдливый и скромный Рублев, который так зависит от своего друга и учителя Данилы. И появляется твердый и целеустремленный человек, верящий в свои силы и верящий в свое долженствование. В этот момент он готов на жертву. Он уже понимает, что на этом пути его ждет много боли, так как без жертв не обойдешься…

И проясняется шестое условие: ХАРАКТЕР! Вестник должен обладать твердым характером, СПОСОБНОСТЬЮ ВЫСТОЯТЬ в любых условиях! Способностью отстаивать свои убеждения и идти вперед, даже если это причиняет страдания…

Но Андрей не может уйти просто так, не помирившись с другом. И он объясняет Даниле, что ему будет плохо без него потому, что Данила для него – близкий и родной человек! И он не сможет без него не потому, что не сумеет, а потому, без его любви и духовной поддержки и дружбы, просто лишится вдохновения...
И в Даниле побеждает любовь.
Возможно, Данила в какой-то момент позавидовал Андрею, возможно обиделся на то, что его ученик превзошел его в мастерстве, возможно Данилу очень задело то, что Андрей даже с ним не посоветовался, что значит, он, Данила, просто больше не нужен ему… Это все – человеческие чувства. Но главное в человеке, это суметь вычленить из всего потока чувств – главные. А главное в Даниле – это любовь. Он просит у Андрея прощения, и они расстаются мирно и с успокоенными душами.
 
Но почему же, если в Даниле есть любовь, Бог не дал ему Дара творческий гениальности?
А потому, что условия должны быть соблюдены все. Если какого-нибудь одного не хватает, Откровение Господне не может быть воспринято человеком.

Смотрю дальше.

Следующий эпизод раскрывает ещё два необходимых для вестнического творчества условия. Этот эпизод «Разговор Андрея со своим учеником Фомой».
Фома – не слишком усердный ученик. Он все время отвлекается. Он любит вкусно поесть, сладко поспать. Фому привлекают многие материальные радости жизни.
А Рублева интересует только живопись и совершенствование в мастерстве живописца.
Конечно, он тоже ест и спит. Но именно живопись – то, что его больше всего интересует и влечет в жизни. То, как он смотрит на змейку в воде, на корни, выступающие из земли, разговаривая с Фомой и то, что и как он ему говорит, (что взял его в ученики потому, что он старался и не врал (ключевое слово – старался):  – еще одно доказательство этого особенного взгляда художника и – доказательство следующего свойства души творца-вестника. Для творца-вестника творчество - главная потребность и страсть души.  Интересно ему  «разглядывать невидимое», так как с юности, а то и с самого раннего детства, будущий творец-вестник присутствие этого «невидимого» в жизни явно ощущает, видит.
Фома знает, что Андрей про него говорил: «На аршин в землю видит». Поэтому знает, почему именно его взял Андрей в ученики.
Что это такое: «На аршин в землю видеть»?
Это значит, что творец видит то, что обычно не замечают окружающие люди. Фома, как и Андрей, видит красоту мира во всем, даже – в смерти (Фома рассматривает труп лебедя), он способен найти связь между материей и одухотворяющим её началом – Богом. В сущности, благодаря такому взгляду, он и способен стать творцом-вестником. На что Андрей Рублев и надеется…

Удивительно! Творец-вестник Провидения на земле, который творил в ХХ веке – Андрей Тарковский, снявший фильм об иконописце ХV Андрее Рублеве, на самом деле снял фильм о творце-вестнике Провидения вообще. Он снял фильм о закономерностях творчества, испытаниях и ошибках именно того творца, творчество которого является выполнением замысла Провидения по отношению к человечеству, а не просто и не только  развитием  своих собственных талантов и способностей. И в самом начале А.Тарковский определил восемь качеств, свойств души человека, которые необходимы для того, чтобы просто творец мог стать творцом-вестником Провидения на Земле.
Вот эти качества:
1. Небезразличие, то есть – способность к состраданию и сорадованию.
2. Ум, ведомый сердцем.
3. Вера в Бога и желание творить.
4. Правильная мотивация, что значит – жизнь в Служении Богу не ради получения благ, в этой жизни или после смерти, а жизнь в Служении потому, что служить Богу – истинная потребность данной конкретной человеческой души. И эта потребность - творить для людей, ради примирения человека с Богом.
5. Любовь.
6. Характер.
7. Творчество – главная нужда и страсть в жизни.
8. Особый взгляд, что означает умение «на аршин в землю видеть».

«Вестник – это тот, кто, будучи вдохновляем даймоном, дает людям почувствовать сквозь образы искусства в широком смысле этого слова высшую правду и свет, льющиеся из миров иных. Пророчество и вестничество – понятия близкие, но не совпадающие. Вестник действует только через искусство; пророк может осуществлять свою миссию и другими путями – через устное проповедничество, через религиозную философию, даже через образ всей своей жизни. С другой стороны, понятие вестничества близко к понятию художественной гениальности, но не совпадает также и с ним. Гениальность есть высшая степень художественной одаренности. И большинство гениев были в то же время вестниками…»
Д. Андреев «Роза Мира».

«Талант и даже гений обладают не миссией, а долженствованием, подобно всякому человеку, но ряд глубоко индивидуальных особенностей отличает это долженствование от остальных. Миссия же имеет всегда значение общее, очень широкое, в ее осуществлении горячо заинтересована вся метакультура. Для того чтобы художник мог быть вестником, требуются более напряженные, длительные усилия Провиденциальных сил, требуется неустанная, задолго до его физического рождения начинающаяся работа над материальными покровами его монады со стороны херувимов, даймонов, стихиалей, демиурга сверхнарода и его Соборной Души, со стороны Синклита метакультуры и Синклита Мира. Потому что приоткрытие духовных органов его существа – без этого вестничество невозможно – процесс необычайно трудоемкий, более трудоемкий, чем вручение любой, самой мощной художественной гениальности.»
Д.Андреев «Роза Мира».

В своей книге Д.Андреев называет имена творцов-вестников Провидения, которые жили и творили на протяжении веков в Российской культуре, проводит анализ творчества некоторых из них. Среди них он упоминает Андрея Рублева.

Но Даниил Леонидович Андреев умер в 1959 году. С тех пор анализом произведений искусства с точки зрения замысла Провидения никто не занимался. В силу объективных причин.
Условия моей жизни и индивидуальный путь моей души привели меня к тому, что у меня не только возникла идея продолжить дело Даниила Леонидовича, но и появилась такая возможность. Поэтому я пишу этот анализ. Не сомневаюсь, что он будет интересен и полезен вестникам, которые творят в нашей культуре сейчас и тем, кому ещё только предстоит родиться и понять, что их жизненный путь – путь творца-вестника Провидения на Земле.

Конечно, вестничество не прекратилось с наступлением шестидесятых годов ХХ века. На историческую арену вышел сразу ряд мощных дарований. Среди них был А. Тарковский.
Почему фильм «Андрей Рублев» - вестническое произведение? Потому, что он не только показывает закономерности жизненного пути вестника Провидения, определяет опасности, предостерегает от срывов, называет этапы, которые ведут к Озарению (восприятию Божественного Откровения), он ещё он просто и ясно говорит вестнику: «Ты – не один. До тебя многие проходили этот путь и не доходили до конца, но многие - доходили. Пойми, что все, что с тобой происходит, не случайность, а – закономерность. Если трудно и больно, узнай почему. На все его вопросы вестнику ответит фильм. Если теряешь что-то, то это – ради великой цели! Терпи. Если ты вытерпишь все, то обязательно дойдешь до своей «Троицы»!»

С чего же начинается путь творца-вестника на Земле? А начинается он с того, что у молодого вестника начинают появляться мысли, идеи, убеждения, отличные от общепринятых убеждений, отличных даже от ортодоксального взгляда Христианской Церкви.

Это показывает А.Тарковский в сцене разговора Андрея с Феофаном.
ФЕОФАН. «Ну ничего. Скоро Страшный суд – все, как свечи гореть будем! И помяни мое слово, такое начнется! Все друг на друга грехи сваливать начнут – выгораживаться перед Вседержителем!»
Феофан утверждает, что народ – темен, грешен и заслуживает наказания.
Что же отвечает на это Андрей?
АНДРЕЙ. «Зло везде есть. А на мужика все время беды сыплются. А мужик – все терпит. И работает, работает. И только Бога молит, чтобы сил хватило! Так разве не простит Всевышний такому темноты его?»
После этого Андрей выдает потрясающую для того времени мысль:
АНДРЕЙ. «Может быть Христос для того и на Распятие пошел, чтобы Бога с человеком примирить?»
И ещё Андрей говорит в этом диалоге о раскаянии. «Никогда не поздно раскаяться».

Это значит, что не считает он, что Бог за грехи человека карает. Это означает, что он считает, что Бог ждет покаяния человека. Для того и пошел на Распятие, чтобы люди в грехах каяться научились. Покаяние – вот путь к Богу. А Бог – не палач. И не судья. Раскаешься, и не будет никакого наказания.

В Православной Византии считалось, что любой грех обрекает душу на вечное наказание в Геенне Огненной. Это мироощущение перешло и в мировоззрение Православной Руси. И до сих пор в умах присутствует: Бог рассудит, Бог накажет…

Но вестник Провидения А. Тарковский ясно говорит устами своего героя, творца-вестника ХV века – Андрея Рублева: Бог ждет душу человеческую не для того, чтобы наказать её за грехи, а для того, чтобы принять её покаяние.

Для того времени это были «революционные мысли». И Феофан Грек это подтверждает: «Да ты знаешь, что с тобой за такие мысли сделать могут?!»


ПРАЗДНИК 1408 г.

В этом эпизоде показан древнеславянский языческий праздник. Эпизод снят в цвете, хотя весь фильм – черно белый.

Почему? Что хотел сказать Тарковский, сняв этот эпизод в цвете?

Христианско-Православное мировоззрение требовало жесткого аскетизма. Это мировоззрение пришло на Русь из Византии. Все, что связано с половой сферой человека, считалось грехом и всячески «выкорчевывалось» из сознания народа. Самым прямым путем, ведущим к духовному совершенствованию и к Богу, считался путь иноческий. Церковью освещался только институт брака, да и то, это была - уступка. Иначе, как? Иначе род человеческий мог бы прекратиться…

Вестник Провидения А.Тарковский тоже понял кое-что. На тот момент, когда он снимал «Андрея Рублева», у него сложилось свое собственное миропонимание. И тем, что эпизод «Праздник» Тарковский снял в цвете, ясно говорит, что он не считал язычество чем-то, что противоречит Христианскому мироощущению и тем, что подрывает основы Христианской веры.
То, что в природе есть живое, стихийное и разумное начало, он показал в дальнейшем, в других своих фильмах. В «Андрее Рублеве» Тарковский показал, что такое стихийное начало есть и в человеке. И он ясно и просто сказал своим фильмом: «это стихийное природное начало в человеке – не грех».
Но понятно это становится не сразу.
Тарковский дал нам возможность придти к этой мысли вместе с его героем – Андреем.

Андрей Рублев идет посмотреть на Праздник. Не может не идти. Так как в нем горит неугасимое любопытство творца. Посмотреть, увидеть все собственными глазами для него – непреодолимая потребность.

Он идет. Он делает шаг в нужном направлении и этим вступает на путь, который ведет к Озарению.
Что такое Озарение? Это не только творческое вдохновение. Это ещё – познание Истины. Той истины, которая людям ещё неизвестна, или просто ещё не осознана людьми. Той Истины, которую Бог хочет донести до людей.
И донести эту Истину до людей Он может только через Своего вестника.
Но сначала эту Истину должен осознать сам вестник. А это не просто.

Гениальность фильма Тарковского в том, что он показывает путь, который творец-вестник обязательно должен пройти, чтобы понять, что именно говорит ему Бог.

Первый шаг на этом пути – ИСКУШЕНИЕ.

В чем ИСКУШЕНИЕ Андрея Рублева в этом эпизоде? Ясно, что это не искушение плоти. Андрей давно уже научился Любить, не желая. Об этом говорят его слова: Любовь должна быть братской, а не скотской». Он убежден, что плотское соитие – то, что снижает ценность любви и убивает духовное чувство. Поэтому в том, что он видит, для него нет искушения.
Но Андрей знакомится с женщиной Марфой. А Марфа утверждает, что плотская любовь – тоже есть любовь!
И видит Андрей, понимает, что нет зла в этой женщине, нет жестокости. Она освобождает Андрея, не причинив ему никакого вреда. И она не принуждает его думать и жить, как она.
Но видит Андрей и зверскую жестокость, по отношению к ней и её вере.

И Андрей входит в состояние Сомнения. Вот в чем его ИСКУШЕНИЕ. Сомнение в убеждении, что язычество – грех! Это духовное сомнение. Он не понимает и хочет разобраться, на чьей стороне Бог? На стороне ли он тех, кто Марфу наказывает, или Он на стороне Марфы и нет греха в плотской любви и в языческой вере? И он вступает во внутренний диалог с Богом…

СТРАШНЫЙ СУД лето 1408 г.

Искушение ввергает каждый раз душу творца в сомнения. Это – мучительное состояние. Разум так напряженно ищет ответа, что творец не может ни о чем больше думать, ни на чем сосредоточиться. А у Рублева и его «команды» есть работа – надо расписать новый собор во Владимире. Все обговорено, аванс получен, умение и профессионализм есть – только работай!
Почему же Андрей и его «команда» не начинают? Стены собора сверкают нетронутой белизной уже два месяца! И два месяца мечется в ПОИСКЕ Андрей.

Второй этап на пути к Озарению – ПОИСК. Творцу-вестнику для творчества необходимо желание, а Андрей не может понять, хочет он писать «Страшный Суд», или – не хочет…

И Андрей склоняется к мысли, что именно не хочет!
Дело в том, что творчество вестника отличается от творчества просто талантливого или даже гениально талантливого человека. Вестник Провидения может творить только тогда, когда его желание создать какое-то произведение совпадает с замыслом Провидения. Если такого совпадения нет, то нет и вдохновения. А, что значит творчество без вдохновения для вестника? Это значит, что у него не получится создать произведение, возвышающее душу человеческую, приближающее её к Богу! А «клепать уродцев» вестник просто не хочет. И, соответственно, не может.

Андрей этого не осознает. Просто говорит, что не хочет людей пугать картинами Страшного Суда. А ведь это значит, что Бог тоже этого не хочет! Поэтому и не дает Андрею Благословения на написание Страшного Суда. Поэтому и нет у Андрея вдохновения. Он в муках ищет ответ на вопрос, чего же он действительно хочет написать! ПОИСК – второй этап на пути к Озарению.

Эта сцена - уже третья, когда фильм явно говорит: Бог не наказывает.

И ещё Андрей все продолжает думать над словами Марфы: «Все – любовь».

Третий этап на пути к Озарению – ПОЗНАНИЕ (или ОБРЕТЕНИЕ) ЛЮБВИ

Следующий эпизод, как раз и есть – эпизод, в котором показано как происходит это познание у вестника.

Андрей сильно мучается. Он не может творить потому, что не знает, что и как творить. Он ничего не видит внутренним взором, ничего не слышит. Для творца это – ужасное состояние. Вся жизнь кажется в черном цвете! И кажется, что ничего и никогда он больше не сделает, да и делать не захочет…

Такое состояние наступает у творца периодически.
Как же выходит из этого состояния Андрей Рублев?
Он мысленно обращается к Богу. Он рассказывает Ему, что когда он был маленьким, мир выглядел совсем иначе, но когда он стал мужем, то все ему стало видеться, как бы через мутное стекло. И это означает, что он потерял тот свой «особый» взгляд.
Но он САМ находит ответ: «есть только три ценности (остались с детства) – ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ. Но любовь – главная ценность».

Как только Андрей приходит к этой мысли, Бог начинает ему отвечать.
Это Тарковский здорово показал, так как голос Андрея в этот момент звучит за кадром.
Но голос Андрея меняется! Интонации тревоги и отчаяния сменяются на интонации восторга и радости!

АНДРЕЙ (за кадром).
 
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, кимвал звучащий. Если имею я дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я – ничто. И если отдам я все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, то нет мне в том никакой пользы! Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, не привозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всему надеется, все переносит…»

И вот тут голос Бога в душе Андрея становится его голосом – он говорит уже сам.

«Любовь никогда не перестанет! Хотя, и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знания прекратятся. Ибо мы отчасти знаем…»

Так заканчивается диалог Андрея с Богом. Он услышал Бога и познал любовь, которой Бог любит человека и мир. Теперь он готов к Озарению.

Этот цикл творческой жизни творца-вестника повторяется на протяжении жизни творца, очень много раз. Каждый раз, чтобы придти к Озарению ему надо пройти через искушение, найти себя, поговорив с Богом и познать, почувствовать, полюбить мир или людей, или жизнь, или какого-то человека так, как научился любить Андрей Рублев…

Андрей познал любовь, но ответа на свой вопрос так и не нашел. Этот вопрос звучал так: грех ли языческая вера и плотская любовь?

Он не сможет творить, пока не найдет ответ. И он его находит. Серега читает Писание. Там есть слова о «если жена растит волосы, то для неё это – честь, так как они покрывают голову.» Это – знак для Андрея. Наступает момент познания истины, момент ОЗАРЕНИЯ!
АНДРЕЙ. «Да, какие же они грешники? Да, какая же она грешница, даже если платка не носит?»
Это означает, что Андрей понял ИСТИНУ: Бог никого не принуждает верить в Него. Отсутствие веры в Него грехом не является, если человек не разбойник, не убийца, не вор, не доносчик... А если они - не грешники, то Марфа права, плотская любовь – не грех, а просто одно из выражений любви вообще!

Андрей никому об этом не говорит потому, что никто не сможет понять и принять его мыслей. Но теперь он ХОЧЕТ и МОЖЕТ творить!
И Андрей расписывает собор…

Итак: путь творца-вестника к озарению всегда проходит одни и те же этапы Вот они: ИСКУШЕНИЕ-ПОИСК-ПОЗНАНИЕ ЛЮБВИ-ОЗАРЕНИЕ.

А.Тарковский не показывает в фильме, как именно работал Рублев над росписью собора. Но ясно, что он его расписал. И это был не Страшный Суд. Потом, уже во время следующего эпизода, который называется «Набег» видно, что это были картины Рождества Христова. Предводитель татар говорит: «Какая же она – дева, если у неё – сын?».

НАБЕГ Осень 1408 г.

Путь творца-вестника вовсе не усыпан розами и лилиями. Он живет обычной человеческой жизнью. А жизнь – жестока. И Андрею Рублеву приходится пережить набег татар. Это не просто – набег врагов. Татары напали по наводке брата Великого князя. Так он боролся за власть. В набеге участвовали и русские люди. И они были жестоки не меньше, чем татары…

В фильме показано много смертей. Но ни одна не вызывает такого чувства, как та, когда человеку вливают в рот расплавленный свинец.

Я долго думала, зачем Тарковский вставил в фильм эту сцену? Она настолько ужасна, что просто вводит в ступор и буквально лишает возможности дальнейшего восприятия фильма. Просто стоит перед глазами…

Спросила своего друга, режиссера и сценариста. Вот, что он мне ответил:

«В этом весь гений Тарковского.
Человек не может жить, если ему не позволяют говорить. Невозможность говорить - как расплавленный свинец, сжигает изнутри. Человек должен сказать то, сто должен сказать. Если его лишить этого - он погибнет в мучениях.»

И тогда я поняла, зачем А. Тарковский снял и вставил в фильм эту сцену:

Андрей Рублев был вместе со всеми в соборе, когда татары ворвались. Убили всех. В живых остались только Рублев и Дурочка. Андрей убил человека, спасая Дурочку. Не татарина, русского. Так получилось. Он не хотел убивать и жалеет о том, что остался жив. Так велико душевное потрясение от увиденного, что ему кажется, что мертвым теперь легче, чем ему. Я помню, что творец-вестник обладает качеством души «небезразличие». Это значит, что он сам пережил все смерти и все муки. И это значит, что он буквально почувствовал этот расплавленный свинец в своем горле…
АНДРЕЙ (духу Феофана). «Мне теперь хуже чем тебе. Ведь ты уже умер».

Я поняла, зачем Тарковский снял эту сцену – убийства монаха при помощи расплавленного свинца.
Ведь не зря эта связь - Андрей после нападения дает Богу обет молчания. И отказывается писать.
Фактически, он все время чувствует этот расплавленный свинец внутри себя. До тех пор, пока отказывается творить.
Он живет физически потому, что находит для себя какие-то цели. Но он практически мертв. Душевное потрясение было настолько сильно, что он принял решение - не говорить и не творить. Так как решил, что сказать ему уже нечего. И некому.
И сказать действительно стало нечего...
Андрей начал оживать только тогда, когда нашел того мальчика, который сделал Колокол…

О чем ещё говорит эпизод «Набег»? Он поднимает вопрос: каким образом Андрей остался в живых? Ведь убили всех!
Ответ просто напрашивается. Бог оставил ему жизнь, так как Андрей должен был творить дальше. То, что он должен создать, очень важно для культуры, для людей, для будущего России. Жизнь для Андрея – не награда. Жизнь для него – долг и «крест». Ему придется нести его дальше.
А творцам-вестникам сегодняшнего дня и будущего этот эпизод говорит ещё вот о чем: У вас есть мощная защита. Не бойтесь преждевременной смерти. Знайте, что вам придется пройти этот путь до конца!

А почему Дурочка остается в живых? Вовсе не потому, что Бог слабоумных особенно защищает. Просто она должна будет стать следующим испытанием для Андрея…

А может ли это вообще произойти с творцом-вестником – отказ от творчества? Ведь это не просто творчество, это творчество по вдохновению свыше!
Может. Если творец теряет цель. А Андрей её потерял. Он же для людей творил. Но после набега он пришел к мысли «Это – не люди». Значит, его творчество им не нужно. Это – внутренний отказ. С таким отказом ничего нельзя сделать. И поэтому не помогают слова Феофана «Великий грех на себя берешь». Это значит, что отказ от творчества – грех, который страшнее убийства…

Но Андрей продолжает жить. А это значит, что его путь творца-вестника Провидения на Земле не окончен. «Троица» ещё не написана…

ЛЮБОВЬ Зима 1412 г.

И начались страдания…
Творцу-вестнику выпадает много страданий. Нет, не больше, чем другим. Все дело в восприятии. Ведь он болезненно воспринимает все, и любое несправедливое суждение или слово отзывается в его сердце острой и пронзительной болью. Он слышит, что и как монахи говорят о том, что Дурочка – это его плотский грех. Но он – молчит. Ему не о чем говорить с этими людьми…

Одна из проблем вестника – глубокое одиночество. Когда был жив Феофан, Андрей этого одиночества не чувствовал. Они с Феофаном говорили на одном языке, что значит – понимали друг друга. Андрей не чувствовал одиночества, когда рядом был Данила, Фома и др. Но теперь он остался один в целом мире. У него осталась только Дурочка – единственное существо, к которому он привязался и единственное существо, которое, как ему казалось, его понимает. Он чувствовал, что она его понимает, хоть она и слабоумная. Конечно, он полюбил её и жизнь его наполнилась смыслом на какое-то время. Но смысл жизни творца-вестника Провидения в творчестве! Если творчества нет, то жизнь вестника превращается в череду лишений и потерь.
Андрей теряет Дурочку. Теперь у него есть только работа – поддерживать огонь. Он это делает добросовестно и с завидным упрямством. Характер! Но жизнь его – пуста. Даже Кирилл меняется! Он отчаянно просит Андрея продолжить писать иконы и ответить ему на его исповедь. Но Андрей молчит. Фактически Андрей начинает черстветь душой. Ещё немного и он никогда уже не сможет вернуться к творчеству…

Но тут он встречает Бориску.
КОЛОКОЛ зима-весна-лето-зима-весна 1423 – 1424 г.г.

Бориска – сын мастера, который умеет лить колокола. Это – искусство, творчество и – умение. Надо знать секрет колокольной меди, чтобы отлить колокол, который зазвонит…

А Бориска мечтает лить колокола. Это видно по тому, как он оживляется, когда слышит, что слуги князя ищут колокольных дел мастера. По тому, как он их упрашивает, как доказывает, что знает секрет колокольной меди видно, что лить колокола для него – смысл и цель жизни. А это – один из признаков вестничества.
И княжьи слуги берут его с собой. Князь доверяет ему отлить колокол.

По тому, как Бориска работает, видно, что эта работа для него – не просто работа. Он именно творит. И творит он по вдохновению свыше.
Откуда он знает, какая глина хорошая? Откуда знает, сколько серебра нужно для сплава? Почему снег не пошел до тех пор, пока не начат обжиг? Почему выдержала форма, когда все говорили, что не выдержит?
Слишком много везения. Так не бывает.
Фильм ясно говорит зрителю: творец-вестник Провидения – Бориска творит в соответствии с замыслом Провидения и во имя просветления людей и примирения их с Богом. Поэтому все у него получается. Поэтому колокол и зазвонил, хоть отец Бориске секрета колокольной меди и не открыл. Этот секрет ему открыл Бог, когда разговаривал с ним…

Андрей Рублев наблюдал весь процесс сотворения колокола.
Конечно, он сразу узнает собрата. По тому, как он нашел глину, по тому, как он творит. А творит Бориска, отдавая все силы без остатка, следуя интуиции творца и со страстью, которая характерна для вестнического творчества.

И когда колокол звонит, когда Рублев видит, какую радость Бориска доставил людям, сотворив колокол, в нем происходит перемена мировоззрения. Он понимает, чувствует, видит, что творить для людей стоит. Так как творчество, которое дает радость и возвышает душу, просто необходимо человеку!

У Андрея появляется цель. Он снова становится творцом-вестником Провидения. Теперь «Троица» обязательно будет написана!

А почему рыдает Бориска в конце? Это так выходит наружу страшное нервное напряжение, с которым жил Бориска на протяжении всего времени творения колокола. Нервная система освобождается. Чего он боялся? Нет, он не того боялся, что великий запорет его на смерть, если колокол не зазвонит. Он боялся, что он ошибся в том, что посчитал себя творцом. Если бы колокол не зазвонил, Бориска потерял бы веру в свои силы и свое предназначение, свою миссию. Тогда и жизнь потеряла бы для него смысл…

Теперь вернемся к первой сцене : полет Ефима на воздушном шаре:
Почему он погиб? Разве он – не творец?
Ответ на этот вопрос дает финальная сцена фильма: Колокол звонит – народ ликует. Творение Бориски провело сердце и душу народа через катарсис.

«Вестник – это тот, кто, будучи вдохновляем даймоном, дает людям почувствовать сквозь образы искусства в широком смысле этого слова высшую правду и свет, льющиеся из миров иных.»
Д. Андреев

Творение Ефима не дало людям почувствовать ни высшую правду, ни увидеть свет, льющийся из миров иных...