Словотворчества Велимира Хлебникова

Анатолий Аргунов
 Эта короткая статья из тезисов предназначалась для моего выступления на Хлебниковских   чтениях 24-го июня в селе Ручьи, Новгородской области .Однако ,выступление не состоялось из-за моей срочной командировки в Германию на первый в современной истории семинар "Философия и медицина: Биокосмология", который проходил в тоже самое время ,что и Хлебниковсие дни. Поэтому, я принял решение разместить ее на сайте для читателей  Проза.Ру...( 9  ноября день рождения поэта и писателя символиста)

  Свое  выступление я хотел бы начать отрывком из  моей новой  книги «Студенты-2».В нем, профессор медицины, Савва Николаевич Мартынов,  ведет диалог со студентами о смысле бытия и главных ценностях современного человека. Что ему нужно ,чтобы быть счастливым сегодня, завтра, через годы? И так:
 -Господа студенты, мне хотелось, чтобы вы поняли главное – уважающая себя страна, семья, если хотите, каждый из нас,  должен уметь защищать себя, свои устои, свои культурные ценности. Как только мы прекращаем это делать, то превращаемся в подобие человека. Наш русский поэт, Велимир Хлебников, считал себя космополитом, но заметьте, неизменно говорил и писал, что он русский комиссар (Председатель!) Земли.   Он всегда себя считал глубоко русским человеком  и не мыслил быть никем другим, вот вам и космополит.
- Первый раз слышим о таком поэте. Что он написал, чем знаменит? -  зашумели студенты.
Савва Николаевич удивился не меньше студентов.
- Вы, что действительно не знаете поэта Хлебникова?
- Первый раз слышим – ответил студент с задних рядов. Фамилия какая-то простецкая – Хлебников, вот певица, кажется, такая существует – проговорила высокая, красивая брюнетка, сидящая рядом со столиком профессора.
- Ндаа… Вот оно что! Наш университет состоит из двух десятков факультетов, вы учитесь на медицинском, который всегда относили к гуманитарным, а не знаете поэта Велимира Хлебникова. Позор! Ну, предположим, он труден для восприятия.
Тогда почему весь мир словесности изучает его творчество? В чем его секрет и притягательность? Изложу свои доводы по порядку. Во-первых, многим неподготовленным людям творчество Хлебникова кажется непонятным. – Быть может, из-за его чрезвычайно разносторонней образованности: он закончил  физико-математический факультет Казанского университета. И таким образом, пытался математическими расчетами выявить законы, которые со временем открыли бы сверхъязык грядущего свободного человека. Чувствуете грандиозность планов?
Во вторых, он всегда знал то самое важное, что следует знать о каждой вещи. Проще говоря изучал предмет, о котором писал. В третьих, он систематически уничтожал указания на богатейшие контексты осмысления своих текстов.
Хлебников принадлежит к тому типу культуры, в котором наука, искусство, религия, философия, мораль, право и проч., которые в европейской культуре нескольких последних столетий числятся по разным департаментам, – ощущаются и осмысляются интегрально и не могут выступать изолированно и автономно. Хлебников сегодня – цельная личность в нашем расколотом и все более специализирующемся мире.
Среди особенностей, характеризующих творчество Хлебникова, в первую очередь можно выделить стилевое своеобразие. Оно выражается в необычной лексике (на раннем этапе творчества — изобретением большого количества неологизмов), намеренном нарушении синтаксических норм, активном использовании таких тропов как олицетворение, плеоназм и прозопопея. Отчасти, это связано не только с его математическим видением предметов, но и его футуристическими увлечениями. Как известно, Хлебников состоял в литературном объединении «Гилея».
Что касается словотворчества поэта, то существует несколько точек зрения на него. Роман Якобсон писал, что «слово в поэзии Хлебникова утрачивает предметность, далее внутреннюю, наконец, даже внешнюю форму. В истории поэзии всех времён и народов мы неоднократно наблюдаем, что поэту, по выражению Тредиаковского, важен „токмо звон“». Иного мнения придерживались такие исследователи, как Вс. Иванов и Б. А. Успенский, которые, напротив, считали, что Хлебников в своих произведениях с помощью отдельных неологизмов создавал целостные системы образов. Владимир Маяковский писал, что «Хлебников создал целую „периодическую систему слова“. Беря слово с неразвитыми, неведомыми формами, сопоставляя его со словом развитым, он доказывал необходимость и неизбежность появления новых слов» . В словотворчестве Хлебникова выделяются два гипотетических языка: общеславянский (на основе русского) и «звёздный», приближающийся к зауми. Они характерны для разных периодов творчества Хлебникова: общеславянский — для 1907—1913, а «звёздный» — для 1919—1922 годов. «Славянский» период словотворчества характеризуется полным отказом от корней не-славянского происхождения (за исключением имён), углублением в этимологию, экспериментами с составлением разнообразных слов на основе русских корней (как в стихотворении «Заклятие смехом»; Маяковский упоминает случай, когда в провинциальной типографии не смогли напечатать произведение Хлебникова, состоящее из шести страниц производных от корня «-люб-» из-за того, что «не хватило букв „л“»)... Свою задачу как поэта Хлебников формулировал так:
Породе русской вернуть язык
Такой,
Чтоб соловьиный свист и мык
Текли там полною рекой.
Звёздный язык строится в основном на слово-образах и, несмотря на сходство с заумью, в полной мере ей не является; его принцип предполагает создание полного мирового языка на основе универсального звучания согласных.
Учёные расходятся в мнении о том, как называть авторские словообразования Хлебникова — неологизмами или окказионализмами. Сторонники первого термина утверждают, что в данном случае употребление слова «окказионализм» некорректно, поскольку словотворчество Хлебникова было не стихийным, а целенаправленным.
Значительную часть в творчестве Хлебникова занимали космологические мотивы. Поэт выдвигал идею о том, что всё во вселенной подчиняется единым законам, а также пытался при помощи поэзии связать время и пространство: будучи студентом первого курса, Хлебников писал о себе: «Пусть на могильной плите прочтут… он связал время с пространством». Общую теорию относительности, опубликованную Альбертом Эйнштейном в 1915—1916 годах, Хлебников назвал «верой четырёх измерений», где четвёртое измерение — время. Для Хлебникова время было в одно и то же время волной (циклическим повторением событий) и неким динамизированным пространством.
Сильны в творчестве Хлебникова мифологические мотивы. Они проявляются как в прямых отсылках к мифологии (в основном, на раннем этапе, когда поэт создавал произведения с участием мифологических персонажей, в том числе и придуманных им самим), так и в анимическом  мировоззрении, и, по мнению некоторых исследователей, в упоминавшейся выше идее циклического повторения событий во времени. Влияние, которое оказали на поэта национальные культуры разных народов (как европейских, так и азиатских), позволяет говорить о традиционализме в авангардистском творчестве Хлебникова.
Влияние на культуру и оценки
В манифесте «Труба марсиан» (1916) Хлебников призвал к созданию Государства времени, которое должно прийти на смену государствам, воюющим за клочок пространства — одна из первых сверхутопичных идей, которые в дальнейшем не раз возникали в русской литературе. Завоёвывать, вернее, отвоёвывать у вселенной время призваны Творяне, которые пришли на смену дворянам, и «изобретатели», которые пришли на смену «приобретателям». «Скрижалями» новой веры государства времён стал трактат «Доски судьбы», где Хлебников сообщает открытые им законы повторяемости в истории одних и тех же событий и воплощений одних и тех же личностей. Например, себя он считал фараоном Эхнатоном, введшим монотеизм в Египте; Омаром Хайямом; усомнившимся в очевидности аксиомы Евклида Лобачевским, который создал неевклидову «Воображаемую геометрию» (См. «Ка»). И, разумеется, Хлебниковым, который сменил в поэзии пушкинское «доломерие Евклида» на  "доломерие Лобачевского».
Из нововведений Хлебникова стоит отметить изобретённый им жанр  сверхповесть. Однако ни один из неологизмов поэта не укрепился в языке. Вопреки распространённой легенде, слово «лётчик» было придумано не Хлебниковым.
Хлебников — один из признанных лидеров русского авангарда начала XX века, так как он осознанно занимался выстраиванием нового искусства. Многие футуристы, в том числе, и Маяковский, называли его своим учителем; высказываются предположения о влиянии поэтического языка Хлебникова на творчество Андрея Платонова, Николая Асеева, Бориса Пастернака. В то же время Хлебников часто оставался в тени, так как организаторской деятельностью в основном занимались Давид Бурлюк и Маяковский.
В заключение хочу сказать, что Велимир Хлебников оказал воздействие на русский и европейский авангард, в том числе в области живописи и музыки. Некоторые исследователи вообще считают, что без него восприятие эстетики и поэтики авангарда неадекватно. Таким образом, можно констатировать сложившийся факт, что слово Велимира Хлебникова стало не только межнациональным объединяющим ключом. но и  вышло в глобальное пространство.