Дедушка Иван Иванович Суриков

Игорь Суриков
Отрывок 10 из книги «Мои тверские предки»
(История Чуриловской волости Новоторжского уезда и Липенской волостки Вышневолоцкого уезда Тверского края в связи с изучением родословной моих предков крестьян Суриковых и церковнослужителей Сретенских)

Глава 3

Крестьянская родословная Суриковых из деревни Барыково Новоторжского уезда

3.2. Мой дед Суриков Иван Иванович

   Суриков Иван Иванович родился 3 января 1869 г. по старому стилю, т.е. 22 декабря 1868 г. по новому стилю. Судя по записи в церковной книге  2 февраля 1890 г.  он был обвенчан в церкви Михаила Архангела с крестьянской девицей Ягненковой Феклой Ивановной из деревни Мытницы.  У  них родилось 10 детей, из которых трое умерли в младенчестве (два мальчика и девочка Екатерина). Первенец Николай, родившийся примерно в 1895 г., умер через три года из-за болезни. Однако эти сведения, почерпнутые из рассказов моих родственников, могут быть неверными, так как я не обнаружил  записей  о  рождении  и  смерти Николая ни в одной из церковных книг.  По записи в Метрической книге Тверской Духовной Консистории  по церкви Михаила Архангела я обнаружил,  что 20 февраля 1900 г.  у И.И.  и Ф.И. родился сын Василий, умерший в тот же день. По слабости ребенка его крестила бабка д. Барыкова Дарья Косьмина видимо не в церкви,  а дома.  Семеро детей дожили до  взрослого  состояния: Анна, Петр, Михаил, Александра, Иван, Екатерина вторая, Ефрем.
     До начала 20-го века дед жил вместе с братьями в одной избе в Барыково.  Позднее Михаил построил свой дом, а мой дед с семьей переехал в Торжок.  Этот переезд, очевидно, произошел после 1903 г.,  когда еще в Барыково родился мой отец.  По-видимому,  в 1890 г.  дед в возрасте 21 целый год,  как и положено,  был призван в армию.  В Барыково ездил в отпуск.  В  то  время  служба в армии продолжалась 15 лет,  из которых часть лет приходилась на действительную службу,  а часть на пребывание в запасе. Во всяком случае, в метрических записях церкви Михаила Архангела о крещении Анны в 1897,  Василия в 1900,  Петра в 1901, Михаила в 1903 г.  И.И.  назван солдатом.  Дед знал грамоту,  имел хороший почерк, служил писарем в охране на Путиловском заводе в Спб.,  а русско-японскую кампанию 1904-1905 гг.  провел в роли штабного писаря в Манчжурии. Видимо после возвращения из армии в 1905 г.  дед с семьей  переехал  в Торжок,  где арендовал дом на Конной улице. Однако переезд в Торжок не означал перемены в сословной принадлежности деда.  До 1917 г. в Метрических  записях  Богоявленской  церкви  Торжка о крещении его детей он обозначался как "Новоторжского уезда Никольской волости ныне проживающий в г. Торжке крестьянинъ Иванъ Ивановъ Суриковъ".
     В Торжке на Конной улице дед содержал питейное заведение с  биллиардом. Дом на Конной сгорел во время ВОВ. Около 1912 г. дед купил большой дом и землю в Торжке.  Этот двухэтажный деревянный дом  на  Успенской  ул. (ныне ул. Володарского, 17) до сих пор служит людям. В нем 7 комнат на первом этаже и 3 комнаты наверху.  Чуть ли не весь Торжок помнит,  что этот дом принадлежал Сурикову И.И.,  моему деду.  На своих 8 десятинах земли дед выращивал не только овощи, но также сеял озимую пшеницу, что в те годы было достаточной редкостью, овес, турнепс для скота. Дед пытался наладить культурное фермерское хозяйство.  У него было шесть лошадей.  Он интересовался сельскохозяйственной литературой. По каталогу выписал американскую сеялку.  В работе ему помогали сыновья,  особенно Михаил. По словам моей тетки Екатерины Ивановны И.И. был черноволосый, чернобровый, красивый, играл на гармони.
     В 1917 г.  наступил перелом в жизни деда.  Фермером ему  не  дали стать. В  годы  НЭП он пытался продолжить предпринимательскую деятельность. Содержал трактир.  Имел несколько лошадей для извоза, любил их, хотя возможно не слишком разбирался в их достоинствах.  Моя мать рассказывала, как дед привел домой купленную дешево на базаре (похоже у цыгана) кобылу,  которая вскоре сдохла ввиду явного нездоровья.  После прекращения НЭП дед занимался извозом,  заготовлял дрова для  железной дороги, а  для  расчетов ездил в Москву,  собирал бой стекла для стекольного завода в Торжке, участвовал в перевозке и прессовке сена. Одну такую поездку вместе с дедом я смутно помню (или это память о рассказах моей матери): я сижу на возу, а дед в больших сапогах вышагивает внизу, затем  я  прыгаю  в охапках сена,  теряю поясок,  дед ищет его. Вскоре после отмены НЭП дед был  арестован  и  содержался  в  Тверской тюрьме. Следователи пытались добиться от него показаний,  где он спрятал золото (а золотые монеты, по словам дяди Ефрема, были). Затем деда выпустили. Дом на Успенской был конфискован советской властью (вряд ли его можно вернуть в ходе все менее вероятной реституции).  Семья переселилась в дом на Лакаловом переулке, где я был несколько раз со своими родителями. В моем архиве имеется единственный документ, относящийся к деду - справка о том, что с марта 1935 г. он состоял членом Новоторжской Кооперативно-Промысловой Транспортной Артели  "Красный  Транспортник".
     Судьба деда была загублена переворотом 1917 г.  и годами борьбы  с кулачеством.  Мой отец долго отмывался от звания сына кулака.  А я уже взрослый втайне гордился тем,  что я внук кулака, т.е. человека, который  умел работать и предпринимать.  Я думаю,  что репрессии 1917-1936 гг. сломили деда морально и физически.  Он умер сравнительно рано в декабре 1936 г.  (13 или 30 числа по новому стилю),  говорят,  от рака печени, а может быть, от цирроза (он носил пояс-бандаж).  Он также болел ревматизмом, простудив ноги на охоте. На похороны И.И. приехал из Барыкова на лошади его брат Михаил, привезший камень на могилу. Михаилу в это время был 81 год. Он сказал,  что  Иван  умер не в очередь.  Видимо к этому времени старший брат Максим уже умер.  Ивана Ивановича похоронили на Богословском кладбище Торжка. На могиле указаны дата жизни деда 1868-1936, т.е. дед прожил ровно 68 лет.

Примечание: В книге в этом разделе приводятся одна схема родословных (Схема 3 – Потомство моего деда Ивана Ивановича Сурикова), но я не вставил ее в текст для серверов Проза.ру и Стихи.ру, так как не уверен в ее правильном отображении на моей странице в интернете.