Интервью с Михаилрм Папуниным

Базник Вова
Михаил Папунин: «Невыход в Суперлигу – это провал
Вот уже больше года в Екатеринбурге живет «Автомобилист» – команда, которая призвана реанимировать былые заслуги свердловского хоккея, впавшего на рубеже тысячелетий в продолжительный анабиоз. В прошлом году, в своем дебютном сезоне, «Авто» занял вполне приличное для новичка место в восьмерке сильнейших команд высшей лиги. Но те, кто знает президента клуба Михаила Папунина, догадывались, что на сезон 2007/07 цель будет поставлена самая высокая – возвращение в Суперлигу. Так оно и случилось: высшая лига ещё не стартовала, а Михаил Владимирович уже заявляет – для «Авто» иной другой исход, кроме выхода в элиту, будет признан неудовлетворительным.

Диалог с властью – залог успеха

- Михаил Владимирович, разговор хотелось бы начать не с «Автомобилиста», а с «Динамо-Энергии». В Екатеринбурге осталась только одна команда. Что скажете по этому поводу?

- Я уже после первого круга прошлого сезона понял, что «Динамо-Энергия» не протянет еще год. Как может выступать клуб, у которого нет ни Дворца Спорта, ни тренировочной базы, ни хороших результатов? То, что случилось, это, конечно, неприятно для динамовских болельщиков, но есть и другая сторона медали. Думаю, что в области не должно быть много команд высшей лиги. Скорее, должна быть, как минимум, одна сильная, но – в Суперлиге. И она должна называться «Автомобилист». Две команды играют в высшей лиге, одна – в Суперлиге: это идеальное положение вещей, по-моему. Тогда возможен взаимообмен игроками, создание хоккейной «пирамиды». Мы не говорим, что мы – единственные, кто достоин быть в Суперлиге от Свердловской области, но мы подтверждаем это свое право делом. В прошлом году задачу выполнили? Выполнили. В этом тоже постараемся.

- Вы говорите о Суперлиге… Стало быть, уход со своего поста Алексея Воробьева, который был председателем попечительского совета клуба, никак не отразился на жизни «Авто»?

- Алексею Петровичу я могу сказать только спасибо. Он много делал и для «Динамо-Энергии», и для «Автомобилиста»… Теперь новый премьер-министр, Виктор Кокшаров, стал председателем попечительского совета клуба. И те обещания, которые делались еще Алексеем Петровичем, полностью выполняются. Если бы мы не знали, что власть заинтересована в наших успехах, разве говорили бы всерьез про задачу выхода?

- Ну да. Если бы диалог с властью не был взаимным, в Екатеринбурге вряд ли проводился вот уже второй год подряд Кубок Губернатора. Как вы оцените итоги турнира, который прошел перед нынешним стартом чемпионата?

- Мы выиграли – а, значит, результат можно назвать успешным. Это тем более меня радует, что в этом году турнир был международным – к нам приехал казахский «Барыс». Но я не сказал бы, что меня всё устроило. Над командными взаимодействиями нам еще работать и работать. В Суперлиге с такой игрой делать нечего. С другой стороны, самоотдачей команды я доволен. В этом смысле всё было хорошо, вспомните хотя бы последний матч (Михаил Владимирович имеет в виду заключительную игру турнира против «Барыса», в ходе которой возникло сразу три масштабных потасовки – прим. авт.)…

- Интересно, а Сергей Шепелев, возглавивший команду в межсезонье, именно такой пункт в контракте и имеет: «Выйти в Суперлигу»?

- Да, конечно. Иначе он в Екатеринбург и не приехал бы. Мы с ним разговаривали еще перед Новым годом, и тогда Сергей Михайлович сразу сказал – если у меня в конце сезона не будет предложений из Суперлиги, а «Автомобилист» поставит задачу выхода, то я с удовольствием приеду. Но если, говорит, у вас не будет высоких задач, то я не вижу смысла в работе. Сезон мы провели неплохо, и 12 апреля Шепелев уже был в городе, провел с командой десять дней. Посмотрел, какие изменения нужно внести в состав, после этого мы сразу же подписали контракт на два года. Причем, мы ведь пригласили не только Сергея Михайловича – помогать ему будет Андрей Мартемьянов, который перешел к нам из «Химика». Мартемьянову в Воскресенске предлагали стать главным тренером. Главным тренером! Но он оказался у нас. Я его уговорил.



Задача – сбалансировать состав

- А Шепелеву была альтернатива?

- Была, но кого-то не устроило финансовое положение клуба, кто-то по другим причинам отказался. Приглашали Николая Соловьева, но у него не получилось приехать по семейным обстоятельствам. Но зачем сейчас вспоминать, кто не пришел? У нас есть главный тренер, давайте только про него и говорить.

- Давайте. Почему именно Сергей Михайлович?

- Это квалифицированный специалист, и главное, что «Автомобилист» для него – не пустой звук: он еще в бытность игроком долго выступал в нашем городе. Видно, что у Сергея Михайловича горят глаза, видно, что он хочет выйти в Суперлигу, что такая задача для него – профессиональный вызов. Человек может не только объяснить команде, что он от нее хочет, но и показать это самостоятельно – всё-таки олимпийский чемпион, четырехкратный чемпион мира. Спокойный, выдержанный, опытный и, одновременно, молодой. Шепелев – это, можно сказать, представитель новой тренерской плеяды. Сейчас во многих командах Суперлиги такие молодые тренеры – в ХК «МВД», ЦСКА, «Витязе», «Химике».

- Это была инициатива главного тренера – так серьезно обновить состав команды?
 
- Конечно его – я в процесс комплектования не вмешиваюсь. Но ничего сверхъестественного в этом отношении не произошло. У нас была задача сохранить костяк, и мы его сохранили. А это было непросто сделать – на наших лидеров был серьезный спрос. Первую пятерку почти в полном составе звали в Суперлигу. Булатов, Трифонов, Григорьев – по ним особенно плотно пришлось поработать, чтобы ребята остались. Плюс Чемерилов съездил в Хабаровск на просмотр, но не подошел – продолжит карьеру в «Автомобилисте». Также у клубов Суперлиги был интерес и к Максиму Краеву. Он тренировался с «Металлургом» из Магнитогорска, в ЦСКА, но, в конце концов, вернулся в Екатеринбург. Главная идея селекции – сделать более сбалансированный состав. Хотим, чтобы все пять пятерок были полноценными, и чтобы каждый игрок знал – за место в составе надо бороться. А то в прошлом сезоне в команде были две хорошие пятерки – и все остальные. Ни к чему хорошему это не привело: все помнят, как в середине сезона мы попали в кризис.

- Будут ли в составе главной команды игроки, перешедшие из дубля?

- В нынешнем году – нет. На сегодняшний день таких игроков нет. У нас есть в планах создание мощного центра развития детско-юношеского хоккея в Екатеринбурге, но на сегодняшний день это только планы. Но с нынешнего сезона мы заключили договор о сотрудничестве с ДЮСШ «Спартаковец», которая была переименована в ДЮСШ «Автомобилист». Будем обеспечивать ребятам всё необходимое, и новые звездочки у нас обязательно появятся. Тем более, что сейчас приняли новый регламент: теперь, если у клуба и школы есть все договора с игроком и родителями, ни один мальчишка не сможет перейти куда-то в другую команду без ведома клуба. После 15-ти лет, вообще, все переходы запрещаются. Это нам, конечно, на руку.



 Структура на уровне Суперлиги

- Если говорить о зарплате, о премиальных… Что-то в «Автомобилисте» с распределением бонусов изменится по сравнению с прошлым сезоном?

- Изменилось только одно: теперь у нас есть четкая задача. Если задача выполняется, команда получает одни деньги, если нет – то другие. Если мы не выйдем в Суперлигу, это будет признано провалом.

- Вы так убежденно говорите о Суперлиге, и ваша уверенность не может не радовать… Но очевидно, что когда «Автомобилист» будет играть в элите, это потребует более серьезных затрат, чем в нынешнем сезоне. Есть ли у клуба какие-то гарантии на этот счет?

- Скажу так: чтобы играть в Суперлиге, надо не менее 320 миллионов рублей – это минимум, установленный регламентом. И сейчас мы ведем переговоры с потенциальными партнерами, которые готовы нам помочь в случае выхода. Деньги мы обязательно найдем. Губернатор и правительство области нас всецело поддерживают, а в городе и области есть много обеспеченных людей, которые хотят, чтобы «Автомобилист» играл в Суперлиге. Мы не повторим судьбу «Крыльев Советов», вылетевших из Суперлиги из-за банального отсутствия средств.

- 16 сентября – старт нового сезона. Что изменится в КРК «Уралец» по сравнению с новым сезоном?

- Небольшие улучшения будут. Сделаем спортбар – в нем на большом экране будет транслироваться в прямом эфире то, что происходит на площадке. Появятся 16 вип-лож на 8 человек каждая. На стенах будут расположены мониторы, где также будут транслироваться игры в режиме он-лайн. Всё это – требования для команд Суперлиги. Мы делаем всё сейчас, чтобы не получилось так, что мы вышли, и надо срочно делать большой объем работы. Потихоньку, но мы сделаем структуру, в которой всё будет соответствовать уровню Суперлиги: и команда, и школа, и база, и дворец.