аудиокнига

Белякова Надежда
  НАДЕЖДА БЕЛЯКОВА
 
  АУДИО КНИГА
 
  Новый формат издания литературы;  аудиокнига -всё очевиднее вписывается в нашу интеллектуальную повседневность , обживая разные возрастные ниши читателя-слушателя. От сказок и песен для детей,- до  классической литературы+беллетристика+история и философия+ учебная тематика+науч.поп  –и вот она ,весомо вторгаясь в издательский мир , обживает  своё достойное место.Сегодня, наблюдая развитие аудиокниги в мире слова и текста-публикаций, нельзя не заметить, что аудиокнига , под шум споров о кризисе книгоиздательского дела, пересталабыть « не книгой» , а достойно приняла на себя все функции в создании мостика от замысла автора будущего произведения до формы воплощения этого замысла, которую или расхватывает - сметает с прилавков книжных магазинов и уличных лотков его читатель-покупатель или сей продукт покорно пылиться там же , примеряя новые ценники со стремительно уменьшаюшейся ценой в ожидании своего читателя-покупателя, заплутавшего в сегодняшнем мире, перегруженным информацией во всех формах.
Как профессиональный художник книги , не могу не отметить, что безусловно, огромны утраты высокого уровня искусства - выращенного столетиями и творчеством поколений художников- в искусстве книги; в культуре дизайна и иллюстрации . Причем,  так уж случилось , что не было заката или  деградации этого искусства, просто его «Золотой век» периода 80-90-х годов в нашей стране - в начале 21 века оказался невостребованным. И обрушился тот заветный мостик над пропастью забвения, по которому шли произведения навстречу читателю. Потому что художники книги массово лишились творческого интеллектуального издательского заказа. Сколько трагического вторглось в судьбы художников книги с наступившей творческой и профессиональной невостребованностью!  А те редчайцшие  и удачные примеры творческого воплощения художником издательского заказа  и  замысла автора, достигающие  высот искусства оформления книги- служат тем  самым исключением из правил, его же подтверждающие.
  Но мудрость жизни всегда заключалась не в том, чтобы утонуть в собственных слезах верной плакальщицы об утраченном «Золотом веке», а в том, продолжать жить , а значит- творить , созидать новое и  верить в вековечную истину, что « БОГ, закрывая одну дверь , открывает другую!»
Этой « открытой Богом новой для нас дверью» мне и кажется этот новый и новаторский формат-АУДИОКНИГА.
Наш мир  перегружен информацией. А  в сочетании с порой  навязанным нам «визуальным потреблением», со звучащим многоголосьем нашего мира, звуки, которого скомканы в один мусорный ком , настолько неприглядном, что не возникает желание вычлинить из него  и разобраться-; шум ли это технический или  смиксированный и густозамешанный отбойным молотком , гулои города, сплетение звучание Моцарта с джазом, или обрывками Рока.
Именно в хаосе шума нашей цивилизации , в грохоте реальности. появился камертон, И это камертон СЛОВО!!!! Но в  АУДИОКНИГЕ-это звучащее, а не напечатанное  Слово.Слово , звучащее  по выбору и желанию самого человека, а не обрушивающееся на него насильно из  СМИ во всех формах. Слово, звучащее через наушники, в салоне машины в пробке, дарующие тот интеллектуальный мираж уединения наедине со своим  духовным миром! Слово , подаренное детям их старшими, как подарок, как ласка заботы о них-слово звучащее , слово, запечатлённое на аудио диске.
И так – вот она новая форма  жизни слова и текста! А значит и новое искусство воплощения этого нового формата, новый мостик от автора к читалю, вернее теперь –к слушателю! А значит и новая форма взаимоотношения автора с его текстом и самим процессом создания аудио книги.                АУДИОКНИГА - это новый новаторский формат жизни слова и текста, позволяющий автору еще более многогранное воплощение своих замыслов. И, что  особенно радует,- даёт возможность личного  творческого участия автора в процессе создания   самой аудиокниги. Это совершенно новый тип взаимоотношений автора и издательского процесса  создания новой книги, ставший, благодаря современным научно-техническим новациям,не отстраненно-технологическим действием, протекающим вдали от ожидающего выхода в свет автором своего детища; маняще благоухающим  типографией , а живым актом синтеза искусств. Потому что сегодня аудиокнига это соединение разных искусств- Ноев Ковчег искусств; актерского мастерства, талантливой режиссуры, и, конечно, - сокровенного голоса духа самого произведения, не нуждающегося в переводе- это музыка и песни,  без которых невозможно представить современную аудиокнигу. Но,разумеется, не нужно эйфории: «До основания . а за тем!» или: «отряхнем его прах с наших ног!»- так же , как суетливо поспешное: «Умер король! Да здравствует король!».- неодекватно. Ничто не заменяет, и не вытесняет, это не борьба способов  публикаций , а это  прежде всего разные ветви развития пути Слова-текста к тому ,в чъём сердце и душе ему предстоит прорасти нравственностью  будущих дней. И подтверждение этому взгляд на историю развития письменности, от палимпсестов  и глинянных табличек, папирусов , ксилографии Иогана Гуттенберга, - тяжеловесно-чугунно мрачных линотипов и монотипов, которые стояли в Полиграфическом, где я училась, как учебное пособие истории полиграфии. Да и не забывать , что  и устное творчество сказителей, это русло того же процесса, которое , кстати, оказалосьтак актуально при нынешнем уровне развития техники-детищем которого и является АУДИОКНИГА.   Вопрос не в том, что лучше или хуже: бумага, или виртуальное пространство,или  звучание  аудиокниги, позволяющее отрешиться от навязанных стереотипов – в образности персонажей, а остаться на едине с воображаемым миром-сюжетом произведения, где слушатель БОГ И ЦАРЬ и волен представлять описываемое действие, как ему угодно.  А в том, что в нашем менталитете  присутствует  в приятии нового неизбывное отрицание прошлого- такое странное дробление, по принципу: «против кого дружите?» Вместо органичного  приятия общего целого, а всего   нового , как естественное развитие той же темы, а не чужеродное вторжение.Тем более, что АУДИОКНИГА не пришла в наше СЕГОДНЯ   любовью из ни откуда. У неё свои  глубокие корни  и традиции , берущие начало в стилистике радио спектаклей от  исторически бесценных и  прекрасных  радио спектаклей , созданных в бесмертных традициях русского театра и кинематографа. И имена создателей этих радио спектаклей – честь и гордость русского и советского сценического искусства, как, например, Елизавета Эфрон, , создавашая инсценировки  и постановки русской , советской и мировой  классики. На всякий случай напоминаю, что Елизавета Эфрон родная сестра Сергея Эфрона, супруга Марины Цветаевой. Значительные режиссеры и драматурги , в созидательности своих устремлений и  дарованного им таланта, создавали  высочайшего уровня  радио спектакли и передачи для детей, на долго  и прочно занявших  положение эталона  работы с  темой детской литературы в радио эфире, а позже  ив пространстве задач АУДИО,. Такие, как «РАДИО НЯНЯ»  или «КОАП», и другие хорошие передачи-журналы для детей и подростков, в целом хорошо  воспитавшие, а не только развлекавшие,  поколения советских людей. Эти традиции были  творчески развиты , продолжив свою жизнь на виниле в советское время . Особую популярность приобрели  выпуски пластинок(винил) именно детской литературы. И развивалось это довольно успешно, но резко оборвалось из-за того, что винил устарел и прекратил своё существование, передав  эстафету своих задач и тем кассетам для магнитол, а позже-магнитофонов или  в просторечье « кассетников»фонов, а затем уже дискам в формате МРЗ. Так , что современная аудиокнига в своём развитии  притерпевала  большие трансформации . И пришла к нам с достойными  родословной  и наследием , с высоким уровнем  творческих задач. За что и любима!Она  не является форматом ,вытесняющим  классическогое "бумажное книгоиздание", а  давно живет в своем творческом и комерческом поле. ловом, перефразируя класкика-все форматы хороши , кроме скучных!

Не буду тратить время читателя на  подсчёты кубометров сохраненных не вырубленных для изготовления бумаги лесов. Или рифмоплетствовать в экологическом духе Гринпилс. А просто поделюсь моим человеческим и творческим опытом-впечатлением от ситуации, пережитой перед той самой «захлопнутой Богом дверью». В то время мне как-то раз отчетливо вспомнилось,как читая в детстве РОБИНЗОНА КРУЗО, меня- подростка раздражало подробное описание того, что Робинзон  собирал по берегу из уцелевшего и спасительного обихода его жизни до кораблекрушения, и я  раздраженно перевернула страницу. Вот так и для меня настал момент, когда  нужно  было тщательно и скорпулезно собрать во едино все уцелевшее  из творчески-профессиональной жизни книжного художника и в целом творческого человека, что смогу вплести  в мою новую  наступившую POSTперестроечную реальность. Но  многое прежнее оказалось не востребовано в новом ,наступившем  на другом берегу новой реальности.  Большинство  издательств к 1993-1998 году рухнули, и о роскоши  былых  издательских работ художника книги  со множеством иллюстраций внутри, как цветными . так и чёрно-белыми, тогда пришлось только нежно вспоминать.. И я позволила себе вспоминать все , что желалось , но не сбылось.  И вот так и вспомнилось желание стать режиссером, сочинять  песен, и  вспомнились даже свои попытки  создания музыки. Вот так оказалось, что порой  стоит обратиться к помощи мечтаний юности, и на этих  щепках  несбывшегося неожиданно удалось выплыть из шторма смутного времени. И вырулилось на создание аудио  дорожек моих же сказок, которые я  придумывала еще до того , как  научилась писать и читать. Начала работать без заказа, строго «для себя», радуясь, что при отсутствии  издательского заказа или каких-либо договоренностей с издательствами, я могу наслаждаться абсолютной творческой  свободой, делать сценариии озвучания, как захочу, монтировать мою музыку, как моей душе угодно. Радовалась, что могу писать стихи для песенок моих персонажей аудиосказок в своё удовольствие! А главное- это невероятное счастье работы с замечательными, а порой и знаменитыми актерами, которые так тоскуют по хорошему материалу, что « из любви к  искусству» соглашаются озвучить  для звукозаписи текст за копейки, если материал действительно нравится. И я забыла горести-печали об утрате прекрасного книгоиздательского Парнаса в прощлом нашей страны, а просто работала. Готовый материал я предложила издательству , ранее называемому "РОСМЕН аудио", а позже - "БИ СМАРТ", когда число моих аудио сказок перевалило за десяток. Так подробно я описала это, чтобы  рассказать , какие потрясающие возможности открывает перед автором появление новых форматов в современной литературе –АУДИО КНИГА!

А это ссылки на примеры моей работы  в   АУДИОКНИГЕ

Волшебные сказки        http://www.ozon.ru/context/detail/id/7588740/
Чудо сказки                http://www.ozon.ru/context/detail/id/6754281/
БЕЛАЯ ВЕРБЛЮДИЦА   http://www.ozon.ru/context/detail/id/6754281/
   СКВОЗНЯЧОК               http://www.ozon.ru/context/detail/id/6130801/
ГДЕ ЖИВУТ СНЫ?          http://www.bgshop.ru/Details.aspx?id=9693387