ТЕНИ

Саша Веселов
(поэма)

I

Вот... сижу, потупив взор,
Лоб рукою подпираю,
И суровый приговор,
Как прощенье принимаю.

За окном течёт река,
За рекою  тени скачут.
Всё могло бы быть иначе,
Всё могло быть, а пока:

Всё, что было – след в тетради,
Пара строчек – жизни треть!
Никому не верь, что ради
Рифмы стоит умереть.


II

Никому не верь, что ради
Рифмы стоит умереть, -
Сам останешься в накладе,
За другими не успеть,

Потому что всё былое
И мечты, одно и то ж.
Не родился ты героем,
Просто был с ним ликом схож.

Поздно это обнаружил,
Выйдя на берег пустой.
А все те, кому ты нужен
Был остались за рекой.


III

А все те, кому ты нужен
Был остались за рекой:
Стонет женщина без мужа,
И растёт дочь сиротой,

А на дальнем полустанке
Ждёт другая целый век,
А с моста стреляют танки,
А вокруг полно калек,

А в ушах плывёт натужный
Перезвон колоколов,
И вороньи стаи кружат
Над слезами куполов.


IV

И вороньи стаи кружат
Над слезами куполов...
Золотое шитьё с кружев
Рвут  герои... Ты таков?

Не ходи, скажи: опасно!
Я поверю – сам такой!
Но ты врёшь, что всё напрасно
И твердишь: ищу покой.

Поищи! Один как будто
Умудрился отыскать,
Да на следующее утро
Потерял отца и мать.


V

Да. На следующее утро
Потерял отца и мать.
Вышла чёрная минута:
Ночь дороги не видать.

Ветер колкий и холодный
Грубо треплет за химок,
Вдруг, усталый и голодный,
Путник видит огонёк.

Попросил ночлега в доме,
Где хозяйкою Яга,
Где на золотой иконе
Нарисованы рога.


VI

Где на золотой иконе
Нарисованы рога?
Это что ещё за номер?
Любишь сказочки? Ага...

Тогда выслушай такую:
Я родился далеко,
Цену назови любую –
Не поедет к нам никто.

И на карте той державы,
Что мне Родиной была
Больше нет. Одна забава
Мне осталась... Вечер... Мгла...


VII

Больше нет  – одна забава
Мне осталась! Вечер. Мгла.
Водка, в сущности – отрава,
А чернила –  море зла,

И друзья меня забыли,
Те, кого я так любил,
И враги не пощадили,
Те, которых не добил.

Только вот однажды ночью
Я проснусь, и сон пустой
Исчезает в многоточье
За широкою рекой.


VIII

Исчезает в многоточье
За широкою рекой,
Уводя в изгнанье строчки,
Перечёркнутые мной,

Муза, не найдя ответа:
«Я была тебе нужна,
Как любовница? Жена?
Или не было поэта?»

Или не было – укор,
Что ответить я не знаю,
Вот сижу, потупив взор,
Лоб ладонью подпираю.


VIII 1\2

Вот сижу, потупив взор,
Лоб ладонью подпираю,
И суровый приговор.
Как прощенье принимаю.

За окном течёт река,
За рекою кони скачут…