Когда копейки были большими...

Юрий Красавин
В Чудовском районе возрождают деревню с названием Потапов Хутор

О том, что в районе появилась деревня с названием Потапов Хутор, газеты писали в конце прошлого года, повторяя текст официального сообщения пресс-центра областной администрации.

В повестку дня  заседаний областной Думы нередко попадают предложения о том, чтобы переименовать или дать имя населенному пункту. Потапов Хутор среди них был, пожалуй, одной из самых звучных, но одновременно и спорных топонимических инициатив.

Ну как можно деревню именовать хутором?! Ведь  хутор — это самый малый населённый пункт, состоящий, как правило, из одного лишь домохозяйства. Согласно словарям, это «отдельная крестьянская усадьба с обособленным хозяйством». Если к хуторянину ещё кто-то пристраивался, то лишь по привычке такое поселение звали хутором, но потом, с развитием, логично переименовывали все же в деревню. Правда, хутором в русском языке называют ещё и лесную поляну, если на ней много чего растет...

Звёздная пыль

Отыскать Потапов Хутор было не очень сложно. Он ведь всего в километре от Чудова по дороге в деревню Тушино. Каких-либо дорожных знаков пока не выставлено, но хорошим ориентиром нам послужило то, что когда-то в урочище, как нам сказали, была воинская часть. Её мы и спрашивали по дороге, на неё первую и наехали...

В солдатских бараках с заколоченными окнами никого не встретили. Зато на КПП, от которого остались лишь погнутые прутья ворот, увидели бригаду рабочих. Они, судя по всему, готовились что-то грузить в самосвал. По нашей просьбе позвали «командира» — Александра Петроченко. По наследству от Советской Армии, как он заявляет, ему не досталось ничего —  «Всё вывезли подчистую!». Мы, правда, заметили на территории несколько массивных железных агрегатов и… большие весы.  У стоящего рядом дома, в котором проживает с женой и сынишкой Александр, — погрузчик, трейлер с высокими бортами и самосвал. «Моё», — признался предприниматель.

Судя по автопарку, бизнес в Потаповом Хуторе развивается.
— А что возите? — поинтересовались мы.
— Что придется, — пояснил Александр. — Тут работы хватает.

Лишь отъехав от КПП, мы из рассказов местного дачника узнали то, о чем догадывались. Потапов Хутор — известное место скупки металлолома, причем не только в Чудовском районе, но и по всей округе. Раньше здесь, бывало, оплетку от проводов жгли и скверный запах до Чудова доходил. В последние годы порядка на пункте сбора металлолома стало больше, но вот полностью ли соблюдается законодательство, мы решили поинтересоваться в местной администрации.

— В ближайшее время хотим навести там полный порядок, — прокомментировала ситуацию глава администрации Успенского сельского поселения Елена ФИЛИППОВА. — До сих пор Петроченко действовал там как на ничейной территории, но вот оформим все в муниципальную собственность, так будет с ним разговор. Если у него с лицензией на данный вид работ всё в порядке, нет замечаний от проверяющих органов, то тогда только подпишем договор аренды и обговорим моменты. Мы всё же заинтересованы, чтобы территория Потапова Хутора оставалась чистой, привлекательной для приезжающих.

По справке, в новом поселении восемь жилых строений. Раньше что-то было армейское, что-то городское, что-то хуторское, а теперь все три компонента надо объединять в один. Солдатские бараки, дачная усадьба Голубицких да несколько крестьянских домов: вот и весь перечень жилья в населенном пункте с тремя разбросанными по сторонам дороги улицами — Звездная, Пригородная и Пионерская. Последняя — по названию совхоза «Пионер», что существовал здесь в советские годы. Его бывший директор Геннадий Полубинский, когда-то руководивший большим хозяйством, и сейчас живет в этих местах, но не в совхозе, а на хуторе, получается. В другой же стороне поселка обосновался главный виновник топонимической перестройки.

Урочищу не бывать!

Название Потапов Хутор фигурировало в Чудове даже тогда, когда это место было официально признано вымершим. В паспортах жителей, поговаривают, на страничке о прописке в советские времена ставили записи типа «город Чудово, урочище Потапов Хутор».

Чтобы избежать подобного рода нонсенсов, деревню по просьбе жителей решено было возродить. Самая настойчивая просьба пришла от Виктора Потапова. Внук Якова Потапова, известного в дореволюционной губернии лесопромышленника, основателя поселения, посвятил идее восстановления хутора, можно сказать, всю жизнь.

После войны он переехал сюда и отстроил на фамильном месте крестьянский дом с хозяйственными постройками — чтобы на века! Работать индивидуально в советские годы, понятное дело, не давали. Поэтому Виктор Потапов устроился в совхоз «Пионер» водителем, и самыми радостными для него были, как он признается, поездки на элеватор, на овощехранилище — сдавать выращенный урожай. После 1991 года переставшее уже быть советским хозяйство решили поделить. Виктору Потапову достались шесть коров да старенький «МАЗ». С чем и начал крестьянствовать.

Сегодня Виктору Александровичу, представителю третьего поколения Потаповых на Потаповом Хуторе, за 75 лет, но хозяйство своё ведет справно. В сараях полно сельхозинвентаря, есть все необходимое для работы в поле, да вот только сила в руках уже не та, что раньше, а потому поле рядом с домом так и стоит нескошенным. Но овец держит. «Это самое выгодное сейчас, — объясняет мне. — Корма ничего не стоят, а мясо в цене. Иной раз к воротам подъедут — продай барашка. Продам да спрошу, откуда, мол, родом человек. Интересно всё же. Из Душанбе, отвечают. Только вот далеко ли такая деревня от нас, не знаю».

Швырок в прошлое

Как и все люди его возраста, Виктор Потапов любит пошутить да повспоминать, пытаясь анализировать прожитое.

Раньше, до войны, крепким хуторное хозяйство было в округе. Не только Потапов, были и Крюков, и Исаков хутора близ Чудова, и другие.

— Когда ты сам себе хозяин, то шанс у тебя только один. Надо вести дела разумно, трудиться, не надеясь ни на кого, и тогда всё получится, — рассуждает Виктор Александрович. — Бывало, хуторянин в Чудово швырок везет — дрова такие были для печки, а обратно навоз. Вот и дело.

Отец у него также был крестьянином. Потапов Хутор советская власть ликвидировала в 1937 году, потом война пришла... Немцы угоняли чудовских крестьян, как скот, в Литву, Латвию. Мальчишкой Виктор Потапов пас гусей на литовском хуторе.

Из всех его устных мемуаров мне больше всего запомнился момент про деревню Померанье. Есть такая на старинном тракте, описанном еще Радищевым.  До войны там постоялый двор, оказывается, был. Новгородские крестьяне, в том числе и отец Виктора Потапова, Александр Яковлевич, сено в Петербург возили. Да какое сено — чистый клевер! В Северной столице гужевой транспорт был развит, и корм для лошадей был в большом спросе. Так вот в Померанье в двадцатые годы прошлого столетия так было: покупаешь в трактире стакан чаю — пять копеек, а второй — три копейки, а если сразу три стакана заказываешь, то наливай сколько хочешь из самовара и сахаром прикусывай. Умели продавать русские мужики. Женщины пирогов напекут — по пять копеек штука в дорогу путникам, а на обратном пути цена той же выпечки — три копейки. Потому что уже несвежие.

— А нынче что? — замечает потомственный крестьянин. — Пряники хоть полгода лежать в магазине будут, пироги на трассе день за днем — и все одна цена, ну или подорожание. Бизнес да бизнес, учиться надо за границей в университете, говорят. А по мне так в Померанье лучше бы русское заглянуть. В его историю, в богатый крестьянский опыт — больше там почерпнем.

Барак на сносях

После выхода известного постановления правительства прошло около полугода, но администрация ещё не оформила оставшееся ей армейское жильё в собственность. «Нам же ведь никакой документации не оставили, всё по новой надо в БТИ составлять и заверять, а это и время, и деньги», — жалуется глава администрации Елена Филиппова.

Один из армейских бараков администрация намерена снести, потому как это здание явно аварийное, а вот другое вполне ещё послужит, особенно если его отремонтировать. Водопровод в Потаповом Хуторе есть, до города пешком даже можно дойти, а кругом — поля да леса, раздолье что аграриям, что городским труженикам.

В администрации Успенского сельского поселения рассматривают Потапов Хутор как своеобразную социальную площадку для улучшения демографической ситуации в сельской местности. Если дачник приедет — хорошо, а работник — ещё лучше!

Опубликовано также: