Футбол. Спартак - Арсенал. 14 сентября 1982 года

Абрам Абрамов
14 сентября 1982 года

Мы втроём, - я, Славик, и Воля, которого уже нет, собрались у Славика дома, на Симферопольской, смотреть футбол. Смотреть игру одной тридцатьвторой финала Кубка УЕФА Спартак – Арсенал.

Игру предвкушали все, и предвкушали давно. Я всегда, при каждом подходящем и неподходящем случае, в каждом разговоре про футбол, с видом знатока твердил, - Английский футбол самый лучший. Легендарные великие клубы. Забитые битком  стадионы. Изумрудная трава. Борьба в каждой игре от начала до конца. Дух и смысл футбола родились в Англии. Ничего лучше всего этого в мировом футболе быть не может.

И вот московскому Спартаку по жребию выпал лондонский Арсенал. Выпал очень рано, на самом старте, в самом первом раунде европейского Кубка УЕФА.
Арсенал, который был на слуху ещё начиная с турне по Англии московского Динамо 1945-го года. Арсенал, который за два года до этого выиграл Кубок Кубков. Арсенал, одно имя которого тогда было легендой. Арсенал, который представлялся нам не только легендарным клубом, а и кусочком запретного, закрытого, и манящего Запада.
Ну, в общем, это был долгожданный матч советской легенды, - московского Спартака (чего мы тогда ещё, конечно, не знали, и что стало возможно понять только много лет спустя) с одной из легенд английскго футбола.

Друзья сполна прониклись моей проанглийской пропагандой, подкреплённой «Советским спортом», и полностью осознавали важность игры.

Подготовились мы хорошо, - купили бутылку водки (вот только не помню, одну или две), и немного травки. Судья свистнул, почти полностью заполненные Лужники взревели, Маслаченко начал репортаж, и Спартак побежал вперёд. Мои друганы, чтоб лучше понимать футбол, сразу взорвали косяк, успокоились, и перешли в спокойную созерцательную фазу. Я совершенно не хотел к ним присоединяться, а для того чтобы сохранить внутри предматчевый ажиотаж и чувство сопричастности к великому незабываемому событию, просто выпил полстакана водки.

Спартак неожиданно, сразу, с самого начала, стал душить англичан. Всё выглядело очень прилично. Черенков, Гаврилов и Родионов ни в чём не уступали полузащите Арсенала, и как всегда бывает в таких случаях, на 15-й минуте англичане забили гол. В принципе, это было уже почти концом. Гол, пропущенный на своём поле, да ещё в самом начале игры... Это - практически безнадёга. Спартак, тем не менее, продолжал биться. Кто-то вышел один на один с врaтарём англичан, но на 28-й минуте Чепмен, о котором «Футбол-Хоккей» трубил ещё задолго до игры, забил второй гол. Телевизор уже можно было выключать, чтобы не расстраиваться потом крупному и позорному поражению, что выглядело уже совершенно реальным. Но телевизор продолжал работать, Спартак  продолжал бежать вперёд, и за несколько минут до конца первого тайма забил гол.

Этот гол ничего не изменил в восприятии игры. Так отлично, как тогда, Спартак не играл уже давно. Но хорошая, и даже, наверное, прекрасная игра Спартака, была полностью перечёркнута отвратительным результатом. И даже если предположить невозможное, представить, что пройзойдёт чудо, и Спартак выиграет, например 3-2, то всё равно, - два гола пропущенные дома, - это ведь почти без шансов в ответной игре в Англии... Какой кошмар. Ну почему, почему, почему всегда надежды оборачиваются таким обломом ?... 

В перерыве оба искусителя начали уговаривать меня, - да они дебилы, они продули уже, да они играть не умеют !!! Ну что тут можно было ожидать, это ведь англичане!, куда нам против них... Чего ты паришься, возьми курни...

Я не мог сопротивляться этим сладкоголосым сиренам, да не очень-то и хотел, и, немного поупиравшись, смешал ранне выпитую водку с травкой.

Почти потерявший все шансы Спартак вышел на вторй тайм победить или умереть. Они бежали вперёд, и всё получалось. Штанга. Выход один на один. Угловой. Штрафной. Штанга. Не было только гола. За 21 минуту до конца вратарь сбивает Родионова в штрафной площади. Пенальти. Гаврилов забивает.
Травка выветрилась, водка испарилась, мы все ожили, встрепенулись, и теперь уже орали не переставая. Спартак творил чудеса. Великий Арсенал не мог выйти со своей половины поля. 15 минут до конца. Спартак давит. Счёт 2-2. 10 минут до конца. Спартак давит. Счёт 2-2.
2 минуты до конца. Сочнов проходит по правому краю и отдаёт Гаврилову в штрафную. Гаврилов Гаврилов Гаврилов забивает гол !!! Мы все орём, и вскакиваем на ноги. Но они оба вскакивают с дивана, а я вскакиваю со стула, на котором я находился, чтобы не сидеть рядом с ними. Чтобы они меня не отвлекали своими дурацкими замечаниями, и чтобы ничего не видеть, кроме футбола.

Я вскакиваю со стула, радостно вскидываю руки вверх, и основанием указательного пальца левой руки со всей силы бью в тяжёлую керамическую люстру, которая, оказывается, висела на низком потолке хрущёвки, прямо у меня над головой. Люстра разбивается вдребезги, кровь из разбитого пальца хлещет струёй, и теперь я уже ору не только от радости за Юрия Гаврилова, но ещё и от боли.

Хозяин Славик вскочил и забегал. При этом я орал от боли, а он орал на меня, чтоб я не орал. Я надрывался, - беги к соседям!! За зелёнкой, за бинтом!! Хрен его знает, зачем ещё!! Труба, я поломал руку!! Надо вызывать скорую!!
Футбол заканчивается. Спартак выиграл. Спартак провёл великую игру и выиграл 3-2. Я смотрю, как судья даёт свисток, и смотрю, как у меня из разбитого сустава течёт кровь.

Славик побежал к соседям, и принёс зелёнку с пластырем. Рука не поломана, палец заклеен. Ажиотаж (но не боль) немного унялся. Пришла откуда-то Лена. Осколки люстры подметены. Нужно ещё разок курнуть, чтоб не так сильно болело. Ну вот и всё, расходимся по домам. Завтра, на лекции, всё обсудим ещё раз.

В ответной игре произошло ещё более чудесное чудо. Спартак выиграл. Выиграл на выезде, в Лондоне. И не просто выиграл, а выиграл с невиданным и невозможным счётом 5-2, и прошёл дальше.
Может быть, благодаря и моему кровавому жертвоприношению?..

Память о великой победе Спартака всегда со мной, в качестве небольшого, но хорошо заметного шрама на костяшке указательного пальца левой руки.

Вперёд, Спартак!