Несколько мыслей о предведении и свободе

Ал Захаров
То, что лишено свободы,
не может быть ни добрым ни злым,
а является неизбежным.

(прот. Валентин Свенцицкий «Диалоги»,
Диалог второй. О Боге)


Существуют две точки зрения на время и будущее: 1) время и будущее известно Богу, как и всё, что было и происходит; 2) будущее неизвестно Ему, поскольку оно еще не произошло.
 
Я придерживаюсь первой точки зрения, потому что Бог есть Абсолют, и всё находится в Его ведении, всё известно и подвластно Ему; этот мир находится вне вечности, которая как бы пронзает и прошлое, и настоящее, и будущее, и именно благодаря предвидению будущих событий и прославились многие прозорливцы, и именно благодаря предвидению будущего и стали известны некоторые святые. А как видеть будущее, которое еще не произошло ни для кого, в том числе и для Бога?

Итак, время и будущее охватывается Богом. Все движения, все действия, все события во Вселенной известны Ему.

Вопрос - если вся моя жизнь находится в предведении Бога, значит я несвободен?..

Для того, чтобы ответить, нужно начать немного издалека. Стоит отметить, что человек вообще несвободен - в выборе места рождения, в выборе законов тяготения, притяжения и прочих физических законов, человек подчинен времени и месту, пространству. Человек всюду ограничен - он не может летать, не дышать и так далее. Человек находится внутри Вселенной, что уже ограничивает его абсолютную свободу. Человек есть человек, и это его природное свойство тоже ограничивает его. Он не может перестать быть во Вселенной, перейдя в иную реальность, пространство, время и место, он не может перестать быть человеком и одновременно с этим осознавать себя. Он не может стать кем-то или чем-то по своему свободному выбору.
 
Итак, из всего возможного состояния - человек во Вселенной, из всей Вселенной он в ничтожной ее части, планете Земля, из всей Земли он на конкретном ее клочке, и из всего времени он живет в конкретную эпоху.

Изначальная несвобода не может породить абсолютную свободу, и значит свобода всегда относительна, хотя бы потому, что ограничена физическими законами этого мира.
У человека мало власти. Он подвержен болезням, обстоятельствам жизни, физиологии, он может быть убит, ранен, он должен спать и есть. Поэтому довольно глупо заявлять, что Бог ограничивает мою свободу, и если бы Бога не было, то я был бы тогда абсолютно свободен. Я свободен только в рамках некоего, грубо говоря, поля собственной деятельности, собственного поведения и мысли. Вот только это «поле» находится в полном ведении Бога, и что бы я ни предпринял, ни помыслил, Он, как Абсолют, знает это. Впрочем, можно пошутить, это нетрудно, если ты - Бог.

Одни человек – ограничен, и его действия охватываются знанием Абсолюта. А если охватить всех людей и посмотреть на их действия, как на единое целое, - получится наш мир. И этот мир, мир всех людей, их действий, поступков, мыслей, эмоций все равно будет находится в ведении Абсолюта.

Внутри мира мы несвободны. На нас влияют сотни причин и следствий, мы подвержены влиянию извне и сами едва осознаем, делаем ли мы свободный, не зависящий ни от кого и чего выбор. Моя «свобода» наталкивается на «свободу» другого человека. Я уже не могу сделать то, что хочу. Меня осудят, меня накажут, меня арестуют… В рамках мира я ограничен в своих действиях и даже мыслях: разве все свои мысли я могу свободно высказывать?

Итак, Богу известны любые варианты моего поведения. Все эти варианты - как действие, так и бездействие - укладываются в Его, Божие, знание будущего. Какой бы вариант я ни выбрал - он для меня и Бога будет будущим, однако Он знает о нем заранее, потому что Его знание, как Абсолюта, включает в себя все варианты моего поведения. Я могу не делать тысячи вещей, и это знаю как я, так и Бог. Однако в следующую секунду я часто не знаю, что случится со мною, потому что я ограничен местом и временем, но Бог охватывает Своим знанием всё, всю Вселенную, и Ему известно, что, к примеру, мне сейчас позвонят, что ко мне приближается конкретный человек и т.д. Все причины и, соответственно, следствия видны Ему. И чему-то Он попускает быть - не вмешивается, а на что-то влияет непосредственно. Часто последнее мы называем чудом...

Получится, быть может, крамольная вещь, но все же - любое событие закладывает будущее в пределах предведения Бога, и это будущее находится в Его предзнании. Пойду ли я туда-то, сделаю ли я то-то или откажусь от всего этого - это всё знает Бог, и любой вариант моих действий известен Ему, как Абсолюту. И для Него будет настоящим как то, что я сделаю, так и то, что я не сделаю… В этом есть некая крамольность – а что тогда настоящее, если и тот, и другой варианты поведения для Бога равны? Но они равны для Бога, для Бога они происходят и могут произойти, как и любая из миллиардов мелочей в жизни, но это всё охватывается Им, как Абсолютом, это всё внутри Него, в Нем… Это для нас, ограниченных временем – течением минут вперед, - будущее и настоящее однозначно: я потер свой нос. Но для Бога, как для Абсолюта, то, что я называю будущим (потирание носа), равнозначно тому, что я не потру нос или вообще сделаю что-то другое, миллиард других вещей… И так – с каждым человеком, с каждой песчинкой Вселенной… Трудно представить…

Подытоживая: в зависимости от моего поведения - свободного! - и складывается мое будущее в моем времени. Я сам творю его, но конечно, как бы ни казалось мне оно неподвластным разуму, Богу-Абсолюту оно известно в любых его проявлениях. Если я стану святым - это укладывается в Его предвидение, стану ли я великим грешником - это тоже известно Ему. И для Него оно, мое будущее, все равно что настоящее, поскольку Бог есть Сущий. Но все-таки я сам иду по своей временной, земной жизни, и я сам могу стать как святым, так и великим грешником.

В качестве приближенного образа, можно еще взять любую компьютерную игру-имитатор жизни. Есть там свобода игрока-человека? Вроде бы. Но создатели игры изначально ограничили эту свободу. Игрок может сделать только некоторый набор действий. И люди играют в эти игры, не ругая создателей, хоть и сетуя иногда на ограниченность своих возможностей...

Так почему же мы говорим Горшечнику - зачем Ты сделал нас такими?