Тмутараканские братки. Глава 2

Алекс фон Джаго
        Fratres miliciae Christi de Tmutarakania  - звучало по латыни задумываемое новое Братство воинов Спасителя.  Потомки рыцарей, пришедшие со мной из Курляндии, предлагали то же, уже на  привычном им верхненемецком Bruder der Ritterscalft Cristi von Tmutarakania. Но недавно заступивший патриарший местоблюститель - митрополит Стефан к немецкой речи относился болезненно, и приветствовалось перенесение на Дикое поле более древних традиций. Что ж, - называй хоть горшком... . Да и традиции ведь мы формально перенимали от Ливонского ордена, которые тот перенял от Тамплиеров. Так что база была капитальнейшая! Куда с ней равняться тому же иезуитству, только в 1534 году Игнасио Лойолой основанному. Различие, правда, было - орден учреждался ПРАВОСЛАВНЫЙ! Со всеми православными отличиями, но сохранившим суть движения крестоносцев - противостояние мусульманству. Уже на славянской земле должен был прозвучать некогда сказанный папой призыв:"... кто здесь беден и несчастен, там будет счастлив и богат." И в этот раз сказанное неправдой не будет! Богатейшие черноземы вкупе с южным солнышком гарантировали урожаи, впятеро превышавшие сборы с каменистых суглинков средней полосы. А за такое можно и повоевать! Тем более, что век железа изменил расклад сил в пользу христиан.
          Тут необходимо было учитывать и огромный психологический стресс уже много десятилетий угнетавший уже православных. Ждали Конца Света! Европа очень болезненно пережила такое на рубеже тысячелетий, и теперь в магию цифр больше верить не хотела. А вот Русь "знак антихриста"- 1666 восприняла с жаром. Когда прошел тот злополучный год (оставив поля не засеянными, а дома в основном за бесценок проданными менее доверчивым соседям) и ничего не случилось, оракулы выдали, что дьявол в своих кознях последнюю шестерку на девятку перевернул, и ожидания пролонгировались ещё на три года - чтоб докупить имущество уже чуть менее доверчивых. Но и этот срок проскочил как и предыдущий. И тут наконец-то до людей дошло! Считать то требуется не от рождения Христа, а от его гибели! Накинув еще 33 года. И не очень озадачиваться бытом - всё равно всё прахом уйдёт. У кого нервы были послабее - сжигали себя и семьи. В "гарях" погибло до 20 тыс. человек! Стране требовалась встряска, ведь к 1702 году от неё остались бы одни головёшки. Благо, что патриархом в ту пору оказалась личность харизматическая - Никон, перешерстивший и календарь, и книги церковные за компанию. Сработал он жестко и даже жестоко, но иначе истерию охватившую огромную территорию было не сдержать. На основную массу верующих реформы подействовали благоприятно, хотя оказались и не сумевшие "соскочить с завода" и теперь уже начавшие сжигать себя за обязанность креститься тремя пальцами вместо двух. Вот для таких особо экзальтированных и требовался специально выделенный регион, где подвиг от них прям ожидался, где Царство Небесное в итоге гарантировалось всем проживающим. Как в своё время скинула Европа в Крестовые походы "несчастных", так и России предоставлялся шанс обратить головную боль в выгоду.

          Случайно залетевший на вершину российского клира  вчерашний игумен Свято-Никольского Пустынного монастыря - Яворский, на роль пастыря, указующего путь пастве, подходил идеально. Пребывая в активном поиске (то ли места под солнцем, то ли душевного успокоения), весьма способный к языкам, наукам и даже стихосложению (одни хвалебные вирши, посвящаемые вначале Ивану Мазепе, а позднее Петру1 чего стоили!) этот слуга Господа уже успел поменять веру предков на папизм, а потом покаявшись, вернуться в былое лоно. Сохраняя к латинянам пиитет, бывший ксендз Станислав Симон  не возражал уже под именем митрополита Стефана войти в историю религиозных войн в качестве идеолога мощнейшего движения. Царь держал его на коротком поводке, и потому опасаться не требовалось, что декоративный "глава церкви" затеет свою игру.
Условия "игры" требовали от него, как одного из "руководителей" проекта - соответствующей буллы, и проблем с этим не ожидалось. Сложнее было со вторым патроном - в предыдущем варианте на этой должности числился император. Таковой как бы и ныне имелся, только вот совсем недавно для него приходилось по новой Вену от османов освобождать. Да и вышла Австрия из войны уже категорически и бесповоротно. Так что пока  за неимением гербовой ... придется русскому царю исполняющим обязанности походить. Но с намеком, что при первом же удобном случае непорядок желательно устранить. Задумался Петр над новым словом, обкатал его на языке, и так и быть - пообещал вскорости императором заделаться. Раз надо.
             Мне же порекомендовал так светской властью и оставаться, а вот гроссмейстера, геррмейстеров и всяческих командоров да фогтов хай "братья" сами меж собой и выбирают. Успехи ведь поделить с ними не сложно, а вот неудачи (а они так же неизбежны) целиком религиозным вождям подарим. В том же Ливонском ордене редкий ландмейстер на второй год оставался - веками поиск идеальной власти велся, а так найден и не был. Хотя дело все равно продвигалось. В нашем же варианте - дублирование властных полномочий, серьёзно подстраховывало бизнес, именуемый борьба за веру.

           "Пехота" (хоть среди воинов, хоть трудников, хоть монахов) соберется очевидно на волне раздутого религиозного фанатизма. Но чувство это очень долго в человеке, если умело его не поддерживать прожить не может. Для пролонгации горения потребуются умелые циники, но и таковых так же найти возможно. Только готовым надо быть, что и они не всесильны, и через полвека  -  век (когда сменится 3-4 поколения) более эксплуатировать идеологию будет не возможно - циниками станут все. Вот за такой срок и требуется завершить проект. Это программа-максимум. А минимум же - не дать переселенцам, что вскорости повалят, с голоду умереть. На эти минимумы, длящиеся из 4-5 лет, и требуется разбивать жизнь. И задачи тогда легко намечать, и спросить еще есть с кого, если сорвалось задуманное.
        Всё это не сам я придумал - цитировал по памяти недавно пришедшее с паровозом дедово наследство. Чего там только не было! Даже религиозный гимн прилагался, почему то названный "Попури".

 По небу тучи бегают,
 Дождями сумрак сжат,
 Под старою телегою,
 Тут рыцари лежат.

 И слышит шепот гордый
 Вода и под и над
 Через четыре года
 Здесь будет город-сад.

 По дури ли, по злобе ли,
 Взъярились дети гор -
 Мы столько там угробили -
 Им страшно до сих пор

 Но тучи в час восхода
 Плотней всего висят
 Через четыре года
 Здесь будет город-сад.

 и т.д.

            Петр обалдело уставился на меня, а Стефан, как натура чувственная - вытирал скупую слезу. Искусство всё ж - страшная сила, особенно при удачном преподнесении. А если еще в каждой церквушке такое сбацает и хор певчих, то только одна пиар-компания окончательно разрешит на Руси вопросы - и куда деваться лишнему люду (которого, несмотря на "крепость", весьма немало шлялось), и как в войне победить без глупой надежды, что запад нам поможет, и еще множество.
             В "наследии - инструкции" уточнялось, что словосочетание город-сад метафорой не является. Это жесткая производственная необходимость - распашку степи без одновременной (а лучше еще и раньше) высадки лесополос делать категорически воспрещается - иначе ветры плодородный слой аж в Сибирь унесут. Кстати очень для посадки плодовые деревья в этом климате подходят, особенно неприхотливый и весьма вкусный абрикос - не должны наши детишки более от недостатка витаминов страдать. Да и по части "сад" - задача как раз самая легковыполнимая. Вот по части "город" придется попыхтеть. Ибо казацкий вариант городков с символическими названиями "Пять-изб", где имя соответствовало содержанию, нас не устраивал.

          Царя вопросы градостроительства, после посещения Европы, волновали не менее чем судостроительные. И поминовение мной этого пункта программы вывело его из ступора. Всё, на что его хватило сегодня - это только спросить: "А как город то назовешь?"   На что я сразу и выпалил :"Питербург"(разумеется, тут же пояснив, что это в честь соответствующего апостола, а не какого то прогиба). И государь вновь впал в ступор. Ибо смекнул, что ВЛИП В ИСТОРИЮ!
         А я же продолжил диалог с митрополитом Стефаном, ибо и на немалые возможности церкви для предстоящей компании весьма рассчитывал. Да и сам местоблюститель, будучи во всех католических заморочках весьма подкованным, мог оказать немалую помощь в творческом переносе этого западного начинания на русскую почву. Причём  получалось, что как раз здесь прижиться ему возможно значительно легче - унавожена она много сильней. Некогда католицизм, относясь к каждому своему служителю как к солдату, обрекал его на обет безбрачия. Что со временем частенько перерастать стало даже в непотребства. Русский же батюшка на попадью право имел законное, и довольный жизнью легально производил с ней Алеш Поповичей, Поповых и, разумеется, упитанных (а значит здоровых) поповских дочек. Себе на радость и на пользу всему христианскому миру. Не загибаясь от спермотоксикоза, и характер святые отцы имели соответственно в основном благодушный да благонравный, что и пастве передавалось отчасти. Так что  из обязательных монашеских обетов, девство отпадало как бы по умолчанию - можно было б оформить, что семья (в случае наличия таковой) в командировку своего главу отправляла, для приобретения им для фамилии ВИП-мест в загробном мире. Остававшиеся обязательными к исполнению обеты Послушания и Нищеты нас устроили абсолютно. Особенно, если последний предполагал: благодушное перенесение жажды, голода и жестокой тесноты.

              Это было практически равнозначно фразе Присяги из дедовой "инструкции"
- "... Стойко переносить все тяготы и лишения воинской службы."
           После обсуждения главного вопросы оставались уже чисто технические, и согласовать их труда не составило. Пропагандистскими и призывными пунктами (в инструкции они почему-то звались - военкоматы) крестоносного движения должны были явиться церкви, имевшие строгую иерархию и широкую сеть по всей России. Возжелавший послужить должен был обращаться к местному батюшке, и они совместно решали, на какой срок претендент на себя обет взять вознамерился. И НИКТО не мог воспротивиться благородному порыву (если, разумеется, не существовало объективных причин, как-то: бегство от алиментов и т.д.). Заявление оглашалось с амвона и, благословясь Богом (и обчеством, последнее даже важнее, ибо оно и харчи в дорогу всем Миром собирало), выдавало командировочное предписание установленного образца (Форма № 853). Кстати вышеуказанным документом было возможно и регулировать потоки, дабы приток новобранцев был плановым и равномерным.
              Петр, все не выходя из ступора, внимательно слушал, как оказывается просто и дешево возможно решать на Руси глобальные проекты - ведь отточенный механизм то имеется! Требовался только творческий подход.