Курица-умница. Быль

Панова Галина
У каждой скотинки, а может и у каждой травинки есть душа своя. И у курицы тоже. Вы сомневаетесь? Тогда я иду к вам.

Кто жил в деревне, то знает, что за работа у завтоком и у завскладом. А я была в одном лице и то и другое. Наверняка кто-то подумал: боже, и где она только не была! Вы правы. Куда меня только не заносила судьба. Я бралась за многое, главное, чтоб идти вперед и толкать семью. Как тепловоз. Работа была нервная, крутиться надо было с раннего утра и до поздней ночи. Это в период страды. А страда ведь она для всех в деревне, не только для комбайнеров. Дома овощи созревают, картошку копают.. Про обеды и постирушки я и говорить не хочу. Кто у нас это за работу считает?

Дома у меня тогда только индюков не было, да лошади. А так, полный комплект. Автоматически всем совала, пихала, варила, кормила.. Помыться и переодеться успевала, а покушать не всегда, но это не значит, что остальные у меня голодными сидели. Нет. Все было отработано, все на автомате. Прогонов холостых не было. Если иду с одним ведром для свиньи в одну сторону, то в обратную иду со свеклой для коровы на завтра. Все стояло на своих местах и ждало часа. Заварено свиньям на утро, остывает. Порезано корове на вечер, стоит в тазу.. И так далее.

Спросите, а детям как? Да как обычно в деревне. Кастрюляка борща, пирожки под салфеткой. Огурцы если не свежие, так соленые или малосольные. Яйца во всех видах. Молоко и сметана с творожком, да есть не хотят молочное. У кого корова в доме имеется, часто бывает такое. Надоедает однообразие. Про картошку и капусту, сало с чесночком, я думаю и говорить не надо. Ешь, если аппетит появился. Мамы дома нет, сами разогревали, кушали и уроки учили. Знали, что мать как Карлсон с пропеллером летает и жалели.

Как я управлялась, один Бог знает. Осталось добавить, что ещё был возле дом сад с огородом в 30 соток. Нормально, жить можно, если спина выдержит. Все это была только присказка, а сказка впереди. Сказка, а точнее самая настоящая быль будет

*** ПРО  КУРИЦУ-ЧЕРНУШКУ ***

Выдающаяся дама была. Если я скажу вам, что она была умница и красавица, вы не смейтесь. Это правда. К концу рассказа вы еще сами и скажете, что эта курица просто интеллигенция сельского подворья. Прям как наши бабы, сообразительная, хитрющая, выискивает из под земли червячка для деток и себя не забывает обиходить.

Я не могу не написать про неё. Это себя не уважать и правду утаить. А Чернушечка и по прошествии ..надцати лет заслуживает доброго слова. Она была иссиня черная, перо блестело на солнце. Никогда не была толстой, всегда как девушка, легкая и подобранная.  Гребень кроваво-красный, маленький такой, как кучка фарша на макушке у нее. Может, лучше сказать, как красная корона. Глаза у нее были необыкновенные. Блестящие, быстрые, хитрые, видели все при все и в то же время любопытства и интереса ко всему хоть отбавляй. Пишу  и думаю: вся в хозяйку была. Только она - чёрная, а я пахала, как негр.

Подошло лето. Работы у завтоком столько, что неба не вижу. Куда и когда эта курица исчезла, никто не заметил. Просто думала, что не попадается мне на глаза. Не одна же она у меня, на самом деле. Прошло два месяца. (Я это потом просчитала время, сколько ее не было.) В середине лета во дворе у меня беспорядки начались. То палисадник разрыт окажется, то кошкина еда вся перевернута, блюдце с крыльца летело и разбилось. У собаки в кастрюльке нет ничего, по земле эта еда валялась, асфальт выпачкан. Пес так есть не будет и кот тоже. Что за ерунда?

Прибежала как-то домой на обед и застала картину. Вот у меня кто пакости вытворяет!! Какая-то курица с выводком цыплят приблизительно месячного возраста, оперенных, в количестве больше десятка, гребут в палисаднике и воруют еду у всех. Ах вы такие сякие! Открываю ворота и выгоняю непрошенных гостей прочь. Ходят тут всякие. Догадались уже, что это моя же Чернушка была? Ну вам легче тут догадываться. А я тогда возмущена была до глубины души, думая, что соседская квочка.

Еще уборочная страда, зерно везут день и ночь на ток и с тока на хлебную базу, заботы, документы, уставшая. Я и подумать не могла, что эта кура сама нанесла яиц, сама вывела цыплят, сама их вырастила и уже готовых привела домой. Если бы я открыла глаза и внимательно на нее глянула, поняла бы все сразу. Только такая была моя головушка забубенная в то время, что себя не видела, не то курицу. Верите мне? В общем, гоняла я эту квочку по утрам и вечерам дня три. Несу поросятам мешанку, а она норовит в ведре украсть и на землю набросать побольше детям. Что ж за наглая курятина, думаю. Хотела уж у соседей идти спрашивать, чье хозяйство распущено до невозможности.

Выяснилось все просто. Вечером заглянула я в курятник, а этот выводок сидит на насесте вместе с мамой своей и всем остальным куриным взводом. Чернушка смотрит взглядом испуганным, так как я ее зашугала последнее время. Готова сорваться в бега от меня. И тут до меня дошло все. Я так смеялась, что дети прибежали посмотреть и начали смеяться уже на меня глядя. Доработалась.

Дети рассказали, что последние дни постоянно видят, как я этот выводок из двора гоню. Подумали, мне виднее, где цыплят выгуливать. Может так и надо. Дети давно замечали во дворе, а чаще в саду, за двором в зарослях крапивы и лопухов эту мамашу. У каждого были свои дела, не до курицы ни мне, не детям. Так мы и проморгали пополнение в нашем курятнике.

На следующее лето я уже ждала от этой курицы подвоха, присматривалась, куда она гулять ходит. Ведь закрыты куры, чтоб огород не разгребали. Эта сидит со всеми, как положено. Потом перелетает забор и идет по своим куриным надобностям, через время возвращается опять в загородку. Значит, опять где-то яйца кладет. Так и было. Нашла под виноградным кустом в ямке ее секрет. Не тронула. Эта куриная профессорша заслуживает доверия и свободы. Пусть делает, что считает нужным. Ее учить - только портить.

Не буду врать, потому, что точно не помню, сколько лет она выводила там цыплят самостоятельно. Мне кажется не меньше пяти. Для курицы это очень большой срок. Потому утверждать не буду. До старости она дожила, перестала нестись совсем. Просто гуляла, радовала своим по-прежнему красным гребнем и блестящим пером. Удивлялась я на нее глядя, потому что никогда у меня ни до, ни после не было такой долгожительницы и с таким хорошим здоровьем. Я в этом толк знаю, поверьте.

И это из той же жизни: http://www.proza.ru/2012/07/12/1341