Загадки еврейской истории

Зиновий Эрман
Содержание :

1.Жили ли евреи в Египте
2.Существовал ли Моисей
3.Почему только 6 дней понадобилось для сотворения мира
4.Как исчезли 10 колен Израилевых
5.Для чего были избраны евреи
6.Послесловие в оправдание


Текст Торы не оставляет возможным предположить, что сыны Израиля питались скудными плодами пустыни и что им могло хватить воды, имеющейся в оазисах, или воды весенних потоков. Тора свидетельствует о постоянных чудесах: манне, падавшем с небес, и воде, вытекавшей из камня ... .
Анализировать текст Торы, исключив понятие чуда, - бессмысленно. Его не могут заменить никакие научные гипотезы, потому что ни до исхода из Египта, ни после него двухмиллионный народ не проходил через моря и не блуждал по степям и каменистой пустыне на протяжении сорока лет.

Классические комментарии «Сончино» к Торе, составленные доктором  Герцем, главным раввином Британской империи.



1.ЖИЛИ ЛИ ЕВРЕИ В ЕГИПТЕ

Пятикнижие Моисея - Тора – величайший памятник культуры древнего мира. О Торе написано множество исследований и большинство из них считает вторую часть – книгу «Исход» важнейшей. В ней впервые изложены основы монотеизма , рассказано о появлении на исторической  сцене еврейского народа и о его необыкновенном исходе из Египта на Землю обетованную.

Относясь с уважением к религии, историки не могут принять на веру всё изложенное в Торе. Попробуем рассмотреть, какие исторические данные подтверждают возможность пребывания евреев в Египте.

Папирус Анастаси (13 век до н.э.) сообщает о восточных кочевниках, испрашивавших разрешение на пребывание в Египте во время засухи. Но в эти времена были сотни кочевых племен в Передней Азии и Междуречье.

На многих египетских барельефах 2 тысячелетия до н.э. изображены племена якобы «семитского типа», работающие под надзором надсмотрщиков.
Достоверно известно, что на протяжении веков египтяне совершали походы в Палестину, Сирию и Аравию, уводя с собой множество пленных. Многие пленники были семитами или очень похожими на них внешне.

В некоторых книгах, посвященных истории этого периода, помещена фотография
барельефа из гробницы Тутанхамона ( 14 век до н.э.), где изображён ряд мчащихся
колесниц. По мнению некоторых авторов на барельефе изображён фараон, возглавляющий преследование семитов. Даже если согласиться, что это фараон, то нет никаких указаний, на то, куда он направляется и кого преследует.

Сохранились египетские документы о приказах Рамзеса Второго, датируемых 14-13 веками до н.э. В них сказано: «Дай зерна солдатам, а также зерна апуриу, которые доставляют камни для строительства города...». В другом приказе: «Дай зерна аперу, которые доставляют камни для храма». О ком идёт речь в этих документах?

Уже в 16 веке до н.э. в Палестине, кроме оседлого ханаанейско-хурритского населения, имелось кочевое население. Некоторую часть этих кочевников в письменных источниках называют хапиру. Может быть  это  и есть апуриу или аперу ? 

Из этих примеров видно, что бесспорных документальных свидетельств пребывания евреев в Египте нет. Высказываются соображения общего порядка, например, в комментариях  «Сончино»:
«...представляется совершенно невероятным, чтобы какой- либо народ выдумал историю о порабощении, угнетении и унижении своих предков в чужой стране.
Неизвестен ни один народ, который сам себе приписал бы унизительное порабощение».
Заметим, что история и религия евреев достаточно своеобразны для народов дохристианской эпохи, чтобы стоило удивляться необычности отдельных событий и их последующего изложения.

Более убедительно выглядит сходство некоторых обрядов и обычаев у египтян и евреев. Египтяне не только избегали есть свинину, но глубоко презирали свинопасов. Эта профессия считалась одной из позорных. По свидетельству греческих историков некоторые народы Ближнего Востока подвергали мальчиков обрезанию, но этот обычай исходил из Египта. Геродот (5 век до н.э.) пишет: « Только три народа на Земле искони подвергают себя обрезанию – колхи, египтяне и эфиопы. Финикияне же и сирийцы, живущие в Палестине сами признают, что заимствовали этот обычай у египтян». Иосиф Флавий (1 век н.э.) считает, что под сирийцами, живущими в Палестине, Геродот подразумевает евреев. По свидетельству Торы, лишь после посещения Египта, при этом в 99 лет, Авраам сделал обрезание. Иосиф Флавий описывает длительное пребывание Авраама в Египте, как взаимный обмен знаниями между ним и египетскими жрецами.

В исторических исследованиях часто обсуждается вопрос: почему в египетских летописях не нашло отражение длительное пребывание евреев в Египте и такой необычный их «исход»? Еврейские религиозные комментаторы говорят о нежелании египетских жрецов вспоминать и описывать столь позорную для Египта историю. Заговор умолчания. Воинствующие атеисты утверждают, что вся Тора является мифом, сложенным в более поздние времена. Но может быть правда в том, что исторические труды не были в обычае египетских писцов. До эпохи эллинизма в Египте велись лишь списки фараонов или краткое описание их победоносных походов. В дошедших до нас текстах, составленных греческими и египетскими авторами в 5-2веках до н.э., события, отдаленные от них на сотни и даже тысячу лет излагаются в переплетении с мифами. Поэтому исторические сведения о древнем Египте базируются обычно на археологических находках, надписях на памятниках , папирусах с литературными произведениями и документах большей частью хозяйственного значения.
Что касается времени появления письменности у евреев, то и здесь между различными версиями - века, от 16 до 10 веков до н.э. Между устными преданиями об исходе из Египта и их записью могло пройти много времени. В книге «Исход» не упоминается о способности людей писать, Моисей получил «...две скрижали свидетельства, две каменные доски, исписанные перстом Всесильного».

В 3 тысячелетии до н.э. в Палестине уже находились отдельные семитские кочевые племена. Во 2 тысячелетии до н.э. был создан многочисленный союз различных семитских племен, которых называли гиксосами. Конкретные обстоятельства и причины создания союза не ясны. На рубеже 17 века до н.э. гиксосы вторглись в Египет. Это было постепенное проникновение, закончившееся захватом всего Нижнего Египта. Фараонами становятся выходцы из среды гиксосов. Их правление продолжалось более ста лет до конца 16 века. В этот период усиливаются связи между Египтом и Палестиной. Археологи находят при раскопках древних палестинских городов дома, сложенные из кирпичей похожих на те, которые изготовляли в Египте, по преданию, рабы-евреи. В тоже время именно гиксосы ввели в Египте колесный транспорт, в войсках колесницы и конницу. Но в целом вторжение гиксосов оставило в египетских преданиях мрачный след.

Нельзя не отметить близость главных персонажей  Торы – Авраама, Иосифа, Моисея к высшим кругам Египта. Не навеяны ли эти воспоминания временем, когда фараонами были гиксосы. Один из современных историков пишет: «Предание действительно относит водворение Иосифа и его братьев в Египет ко времени царя- пастуха Апофиса. При родственных семитических царях евреи жили в Египте вполне сносно». Другой историк нашего времени считает, что «евреи в Египте были просто одной из групп союзников гиксосов».

А вот, что писал в 3 веке до н. э. египетский историк Манефон :
«Вышеупомянутые цари из так называемых пастухов (т.е. гиксосов) и их приемники владели Египтом в продолжении 511 лет ( по данным современных историков Манефон сильно преувеличивает ). После этого цари фивские и верхне-египетские поднялись против пастухов и вспыхнула сильная и продолжительная война... Пастухи были побеждены и  вытеснены из всего Египта, и они заперлись в одном месте, место это называлось Аварас. Фуммос  (вероятно, фараон Амос 1) осаждал их. Но отчаявшись в успехе осады, он заключил с ними договор, в силу которого они должны были оставить Египет и могли все в полной безопасности направиться, куда им угодно было. И тогда они, на основании состоявшегося соглашения, со своими домочадцами и своим состоянием оставили Египет и в количестве не менее 240 тыс. человек пошли в Сирийскую пустыню. Но из страха перед могуществом ассирийцев, которые тогда владычествовали в Азии, они в ныне называемой Иудее построили город, который мог бы вместить столько тысяч людей и наименовали его Иерусалимом». 

Следует весьма осторожно оценивать достоверность рассказов древних историков. Подчас под видом действительных событий они пересказывают мифы. Но и мифы возникают часто не без отражения каких-либо происшествий. И если сопоставить рассказ Манефона с сюжетом библейского «исхода», вспомнив победу Моисея над  фараоном и сорокалетнее скитание по пустыне, то поверить Торе труднее.

Иосиф Флавий, единственный автор, в трудах которого сохранились выписки из историй Манефона, без особой критики приводит процитированный отрывок. Хотя за другие высказывания он же обвиняет Манефона в неприязни к евреям.
Но вернемся к известным историкам фактам. Первые следы кочевых семитских групп, которых определяют как возможных предков евреев, обнаруживаются в конце 16 века до н. э.

Естественно, что современные представления о нации, как о населении, имеющем в большинстве случаев собственную территорию, национальную ментальность, давние культурные традиции и т.п., не подходят для кочевых народов древности. Отдельные племена объединяла общность языка и вера в одних языческих божков. Но нация базируется на иной, чем у племени основе. Для этнического сплочения кочевых племен
нужна была  жизнь на общей территории с последующим переходом к оседлости.
По Торе евреи в Египте 400 лет вели оседлый образ жизни, но уходя из Египта гнали с собой «..и скот мелкий, и скот крупный, и очень много скота». Очевидно, те предки евреев, которые отступили с гиксосами из Египта, вернулись к кочевому образу жизни.
До 13 века до н.э. нет исторических сведений об оседлых еврейских племенах. В это время  укрепились окружающие Палестину государства. Держава хеттов переживала расцвет, сформировалось сильное ассирийское царство, всё ещё был могуч Египет.
Посреди этих держав на части территории Палестины существовало слабое объединение мелких городов ханаанеев.

Вовсе не  «текла молоком и мёдом», как утверждает Тора, Земля обетованная . Археологи находят там каменные цистерны из тех далеких времен. Уже тогда не хватало воды и нужно было собирать дождевые стоки. Между Тель-Авивом и Иерусалимом энтузиасты создали заповедник, где восстановлена флора времен покорения Ханаана. Она производит весьма скромное впечатление по сравнению с фруктовыми садами и полями кибуцев.

Но в 13 веке до н.э. Ханаан был единственной страной, где могли поселиться племена под общим названием «Израиль». Ханаанеи были ослаблены беспрерывными нападениями соседей, были плохо организованы в военном отношении, поэтому не смогли устоять перед натиском пришельцев. Два столетия сражались израильтяне с ханаанеями и филистимлянами за землю.
Именно к 13 веку до н.э. относится первое документальное упоминание слова похожего на «Израиль». На стеле фараона Мернептаха перечисляются покоренные земли и народы: «Кнаан покорён вместе со всем злом, Ашкелон уведён в плен, Гезер взят приступом, Иеноам уничтожен, Исириааль опустошён и его потомство более не существует». Кнаан, Ашкелон, Гезер, Иеноан – поселения ханаанеян. Исириаль,вероятнее всего, обозначает «Израиль».
Но что происходило с предками евреев на протяжении 300 лет со времени ухода гиксосов из Египта и до появления Израиля в Ханаане?

Все исторические примеры других народов свидетельствуют, что для создания этноса из мелких племенных групп требуются века. Киевская Русь создавалась более двух веков. Несколько веков потребовалось германским племенам, чтобы занять территорию от Эльбы до Рейна. За сорок библейских лет из разных кочевых племен невозможно сплотить народ, способный создать государство. Очевидно, три века понадобились, чтобы племена (колена ) Израиля объединила общая цель к завоеванию земли для оседлого проживания. Можно согласиться с Торой, что ведущую роль в этногенезе сыграли те группы израильтян, предки которых имели египетский опыт.


2.СУЩЕСТВОВАЛ ЛИ МОИСЕЙ

Вопрос о реальности существования героев древности подчас вызывает ироническую улыбку. Можно ли , к примеру, серьёзно обсуждать существование героев поэм Гомера. Хотя найдены развалины Трои и подтверждаются предположения о войне в конце второго тысячелетия до н. э., но нет бесспорных данных, что в штурме города участвовали ахейцы.

В чём можно не сомневаться, что в более позднее время жил гениальный поэт, которого назвали Гомером, сочинивший бессмертный эпос – «Илиаду» и «Одиссею».
Все литературные исследования подтверждают, что обе поэмы сочинены одним человеком.
Когда говорят о народном творчестве, о создании неким большим коллективом литературного произведения, философской концепции, новой идеологии или религии, забывают, что за всяким творческим поиском и открытием стоит личность. Озарения не приходят одновременно к группе людей.

Кем создавались основные религии :
1.На рубеже 7-6 веков до н.э. в восточном Иране возник зороастризм – религиозное учение, основателем которого был Зороастр ( Заратуштра ).Основной источник представлений зороастризма – священная книга Авеста. Его древнейшая часть составлена в стихотворной форме и является проповедями самого Зороастра.

2.В конце 6 века до н.э. в Индии появился буддизм, проповедываемый Буддой Гаутамой. По его учению всё в мире преходяще, не имеет постоянства. Каждое живое существо также изменяется во многих комбинациях. Сложность построения и объяснения буддизма – свидетельство индивидуальности творчества автора.

3. Жизнь и нравоучения Иисуса из Назарета послужили основой для создания его последователями христианства.

4. В арабском племени курейшитов в Мекке родился в 570 году н.э. создатель ислама Мухаммад. В сорок лет он начал декламировать стихи – Суры ( главы ), составившие Коран. За 20 лет Мухаммад не только убедил большинство живущих в Аравии в том, что он – пророк Аллаха, но и создал планы распространения ислама.

Итак, религии, возникшие за последние 2,5 тысячи лет, создавались реальными личностями. Нет оснований сомневаться, что и у иудаизма был создатель.

Чтобы в те времена повсеместных языческих верований заложить впервые основы единобожия и составить договор народа с Богом, нужно было быть гением.

По летоисчислению Торы Моисей родился 1500 лет до н.э. Версий о происхождении, времени жизни, биографических событий в жизни Моисея множество. Кроме библейской истории, наиболее древняя сохранившаяся легенда принадлежит уже цитированному Манефону. Он рассказывает, что некий фараон, желая очистить страну от больных, собрал со всего Египта прокаженных, калек и прочих «нечистых людей» , всего около 80 тысяч, и заключил их в каменоломни к востоку от Нила. Затем этих людей поместили в городе Аварис, покинутом гиксосами.

«Эти люди выбрали руководителем Осарсафа, жреца из Гелиополиса, который впоследствии сменил своё имя на Моисея. Он послал за помощью к гиксосам в Иерусалим. Испугавшись этого нашествия, фараон бежал в Эфиопию. Гиксосы, завладев страной, жгли храмы, уничтожали изображения богов и приносили в жертву животных, считающихся в Египте священными. Следующий на престоле фараон сумел прогнать захватчиков из страны».
Эта легенда плохо вяжется с остальными историями Манефона и других авторов тех времен. К тому же Манефон сообщает здесь не о евреях. А вот египтянин и жрец, как и Манефон, Птолемей из Мендеса (1-2 века до н.э.) писал:
«Когда царем в Египте был Амосис, иудеи со своим вождём Мосесом покинули Египет и отправились куда глаза глядят». Амосис – это фараон Амос 1- избавитель Египта от гиксосов, основатель ХV111 династии.

Греческий историк Страбон Амасийский (конец 1 века до н.э.) писал :
« Предками тех, кого ныне зовут иудеями, были египтяне . Мозес, один из египетских жрецов, владел частью так называемого Нижнего Египта. Он переселился в Иудею в сопровождении многочисленных почитателей божественного начала. По его мнению, бог есть одно единое существо, которое объемлет всех нас, землю и море – то, что мы называем небом, вселенной и природой всего сущего. Он убедил немалое число разумных людей и увёл их с собой в то место, где ныне возведены Гиеросолимы.
Землёй этой ему удалось завладеть легко, так как она была незавидной. Мозес полагался не на оружие, а на святыни и на само это божество».

Скорее всего Страбон излагает произвольный пересказ библейской истории, услышанной им от некомпетентного человека. Тора была переведена на греческий язык в 3 веке до н.э. в Александрии. Но библиотека Птолемеев, где хранился подлинник перевода, сгорела при взятии города римлянами в 1 веке до н.э. Распространялись ли списки Торы в дохристианскую пору нам неизвестно.

Восторженный рассказ о Моисее приведен в книге Иосифа Флавия «Против Апиона». Невозможно удержаться от цитирования отрывков из этого яркого описания :
«...Наш законодатель по древности превосходит всех, когда либо упоминаемых законодателей: Ликурга, Солона; причём даже самое слово  «закон» в древности  грекам было неизвестно. Наш законодатель оказался лучшим руководителем и советником народных масс: дав им в своём законодательстве полное руководство к лучшему образу жизни, он тем самым побудил их принять его и достиг того, что они сохранили его на веки неизменным. Когда предки наши решили покинуть Египет и возвратиться на родину, то он стал во главе многих десятков тысяч человек и благополучно вывел их невредимыми, несмотря на массу непреодолимых препятствий. Он заявил себя и отличным полководцем, и благоразумным руководителем, и самым искренним, истинным наставником народа. Он считал необходимым жить благочестиво и относиться к народу сердечно, полагая , что таким путём он проявит свою порядочность.

Имея при такой прекрасной цели перед глазами удачу в своих великих предприятиях, он был твердо уверен  в том , что руководитель и советник его сам Бог. Наш руководитель предоставил управление и власть Богу и , научив народ взирать на Него , как на причину всех существующих благ, изобразил Его единым, не возникшим и беспредельно неизменным, по красоте своей отличным от всякого смертного существа.

Наш законодатель не только убедил своих современников, но внушил также грядущим поколениям на веки несокрушимую веру в Бога. Он не признавал благочестия составной частью добродетели, но признавал всякие остальные хорошие качества, например справедливость, умеренность, постоянство и согласие  членов общества между собой, её составными частями».

Иосиф Флавий, человек 1века н.э., которого отделяют почти столько же времени от Моисея, как и от нас, воспринимает создателя монотеизма, как реальную личность, наделённую всеми качествами живого человека. Хотя Иосиф Флавий и в римском плену остался верующим иудеем, он принадлежал к партии фарисеев, но в приведенном отрывке позволил себе вольнодумные замечания. Моисей « был уверен, что руководит им Бог» , «изобразил  Его». А Тора утверждает, что Моисей непосредственно общался с Богом. В « Иудейских древностях» при жизнеописании Моисея  Флавий отступает от текста Торы. Так причиной побега молодого Моисея из Египта по Флавию послужила ревность фараона к полководческим успехам Моисея, а не убийство им египтянина, как сказано в Торе. Получается, что биография Моисея претерпевала изменения уже в 1 веке н.э.
Но стоит ли фантазировать о достоверности тех или иных обстоятельств биографии человека, чья религия предопределила во многом путь развития человечества. Родился он египтянином или евреем, жил он в 16 веке до н.э. или на пару сот лет позже, не может помешать признанию, что его гений сплотил в народ предков евреев. И этот народ, благодаря вере Моисея, сумел пережить тысячелетия.

Краеугольным камнем завета Бога являются 10 заповедей, записанных 120 словами на языке иврит в главе 20 книги «Исход». Приведём их текст ,так как анализ поможет в понимании эпохи и личности авторов :
1. «Я – Бог Всесильный твой, который вывел тебя из страны египетской, из дома   
   рабства.
2. Да не будет у тебя иных Богов, кроме меня. Не делай себе изваяния и всякого   
   изображения того, что на небе наверху, и того, что на земле внизу, и того, что
   в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо я – Бог, Всесильный
   твой, Бог – ревнитель, карающий за вину отцов детей до третьего и до четвертого
   поколения, тех, кто ненавидит меня, и творящий милость на тысячи поколений
   любящим меня и соблюдающим заповеди мои.
3. Не произноси имени Бога, Всесильного твоего, попусту, ибо не простит Бог того,
кто произносит имя его попусту.
4. Помни день субботний, чтобы освятить его. Шесть дней работай и делай всю
Работу свою, а день седьмой, суббота, - Богу, Всесильному твоему : не совершавшей никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец твой, который во вратах твоих. Ибо шесть дней творил Бог небо и землю, море и всё, что в них, и покончил в день седьмой; поэтому благословил Бог  день субботний и освятил его.
5. Чти отца своего и мать свою, дабы продлились дни твои на Земле, которую Бог,
Всесильный твой, дает тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не отзывайся о ближнем своём ложным свидетельством.
10. Не желай дома ближнего своего, не желай жены ближнего своего, ни раба его, ни рабыни его, ни  быка его, ни осла его и ничего, что у ближнего твоего.»

В Торе есть и другие указания Бога, данные через Моисея. Большинство отступлений от приведённого текста главы 20 в других местах Торы носят ритуальный характер, связанный с традициями кочевого периода жизни. У всех кочевников существовала прослойка людей ( жрецов, шаманов ит.п.), заинтересованных в создании определённых ритуалов жертвоприношений, ограничений в питании, установлений порядка праздников.

Заметна разница между пятью первыми заповедями и последующими. Первые четыре определяют обязанности людей перед Богом. Эти простые и ясные постулаты веры  звучат категорично и должны были быть понятны всем. Их автором , наверняка, был Моисей. В этих четырех пунктах вся суть монотеизма. Моисею приходилось бороться с язычеством, с идолопоклонством божкам, о которых веками существовали свои мифы.

Нужно было убедить людей, что Бог Моисея – единственный, Всесильный,  вездесущий, тайный, строгий. Поэтому люби и страшись, не произноси даже имя его!

Чтобы чтить и не забывать Бога, ему посвящается специальный день – шабат, суббота.
Без субботы, так как её проводят иудеи, невозможно сознавать себя связанным заветом с Богом . Суббота нужна была Моисею, как день единства народа, единства в вере, в цели по обретению своей земли и в преданности руководителям.«Святая суббота для Бога». Записано в Торе: « И сказал Бог, обращаясь к Моше : - Ты скажи сынам Израиля так . Но субботы мои храните, ибо это – знак между мною и Вами на все поколения Ваши, чтобы знали Вы, что я – Бог освящающий Вас».

Слово «шабат», хотя и связано со словом «прекращать», но точно не переводится.
Строгость соблюдения законов субботы не может быть обоснована требованиями отдыха. Какая уж существенная потребность в определенном дне отдыха могла быть у кочевников? И вдруг такая суровая кара – собиравший в субботу хворост для костра, естественное желание для идущих за Моисеем под открытым небом людей, был побит до смерти камнями.
Представляется, что и пятая заповедь появилась в период первого этапа сплочения народа. Она была важна для преемственности веры, обычаев, взаимной поддержки в скитаниях и войнах. «Чти отца своего и мать свою» - было законом с давних времен у многих народов.

Что касается второй половины заповедей, их трудно связать с деятельностью вождя, борца за веру, строгого наставника, каким должен был быть Моисей. На протяжении полутора тысяч лет от времени Моисея до рассеивания евреев по свету эти заповеди практически не  соблюдались.

Как «не убий», когда Бог настоял, что всех ханаанеян нужно убить. И вся история Израильского и Иудейского царств – это бесконечные войны и не только за землю с другими народами, но и между собой.

Как «не прелюбодействуй», когда даже столь преданный вере царь Давид похитил жену своего воина, послав его на смерть.

Как «не кради», когда вплоть до разрушения второго храма в Иудеи было полно разбойничьих банд.

Разное отношение к первым и последним заповедям видно и в период греческого и римского владычества. Чтобы воспрепятствовать установке скульптур в храме и Иерусалиме евреи несколько раз восставали, убивая и своих сородичей, готовых к уступкам.
Либо идеи гуманизма осваивались евреями тысячелетиями, либо вторая часть заповедей появилась в более поздние времена. Но при всех обстоятельствах тех давних времен Моисей выглядит куда большим гуманистом, чем другие создатели новых эт-
носов и завоеватели.

3. ПОЧЕМУ ТОЛЬКО 6 ДНЕЙ ПОНАДОБИЛОСЬ ДЛЯ СОТВОРЕНИЯ МИРА

Красочные мифы, включенные в первую книгу Торы «Бытие», о сотворении мира, о создании и жизни первых людей, о всемирном потопе и приключениях патриархов в сюжетных линиях повторяются в преданиях многих народов. Время, к которому относятся эти мифы, мифическое прошлое, и место где первоначально они родились определить невозможно.
Спорят историки и о сроках написания книг Торы. Существует школа библейской критики со своими аргументированными взглядами на сроки создания и редактирования книг Торы. Ясно, что основы монотеизма и первые заповеди были провозглашены до появления письменности у кочевых израильских племён. Большинство исследователей полагает, что мифы книги «Бытие» существовали в устных преданиях и были записаны, после записи «Исхода».

Приведем лишь одно из доказательств, не встреченное в других исторических трудах.
В книге «Бытие» при перечислении первых людей о внуке знаменитого Мафусаила – Тувалкаине сказано, что он был кузнецом всякого пахотного орудия из меди и железа.
Но железо появилось на Ближнем Востоке гораздо позднее у хеттов и филистимлян, а железный плуг известен только с 8 века до н.э. А вот в книге «Исход» описывается переносной храм – скиния, сооруженный по указанию Моисея, с использованием в конструкции аравийской акации, а из металлов только золота и меди, которые применялись во 2 тысячелетии до н.э. египтянами и другими народами этого региона.
Если «Исход» был записан раньше, чем «Бытие», следует первенство в изобретении недели отдать Моисею, провозгласившему субботу главным и последним днём недели.
И уже затем сотворение мира за 6 дней было «оформлено» в первом рассказе «Бытие».
Слово «неделя» произошло от слова семь на иврите. Дни недели за исключением седьмого -субботы не имели названия , а обозначались порядковыми номерами.

Другие народы древнего мира не использовали семидневную неделю для календаря. Египтяне и греки делили месяц на три части. Римляне до новой эры не признавали твёрдых дней отдыха. Он был различен у разных слоёв римского общества. Для рабов он отсутствовал, крестьяне после семи дней работы на восьмой уезжали на ярмарку.
Греческие и римские аристократы высмеивали еврейскую субботу, как день неразумной  лени. Позднее Рим ввёл семидневку, называя дни по названиям планет, а воскресенье днём Солнца. В христианскую эпоху недельный счёт времени распространился по Европе.
Не зная, что неделю первые ввели евреи, именно из-за субботы, многие в христианских и мусульманских странах недоумевают : «Почему евреи , в отличие от других народов,
отдыхают не в воскресенье или в пятницу, а в субботу».

Правда, особое отношение к числу 7 было не только у евреев. Почиталось оно в Вавилоне, Персии, Индии. В одном из самых древних сказаний о потопе, 12 песнь о вавилонском герое Гильгамеше, говорится, что на 7 день стих потоп, 7 птиц выпустили из ковчега и т. п. В Торе оно упоминается множество раз: 7 лампад у светильников, на 7 день воззвал Бог к Моисею на горе Синай, 7 лет работал Иаков за свою невесту и т. д. Точных объяснений особому предпочтению числа 7 нет. Предполагается  влияние астрономических наблюдений древними : семь видимых планет, семь звезд в созвездиях Большой и Малой Медведиц, четыре периода по 7 дней составляют лунный месяц.

Счёт времени на основе наблюдений за небом у многих народов возникал независимо друг от друга. Поэтому появились разные календари: лунные, солнечные, лунно-солнечные. В египетском солнечном календаре , созданном более 4000 лет назад, год состоял из 12 месяцев по 30 дней с 5 дополнительными днями в конце года. Лунно-солнечный календарь применялся в Вавилоне. Этот календарь основывался на фазах Луны. Промежуток между одинаковыми фазами Луны составлял синодический месяц, равный 29 суткам, 12 часам и 44 минутам.

Неизвестно, когда евреи стали применять лунно-солнечный календарь, введя в него свои особенности. Расчет суток считается от захода до следующего захода. Так как лунный год получается короче солнечного почти на 11 дней, вводятся високосные годы с добавлением тринадцатого месяца. В существующей теперь форме календарь был составлен и роздан всем еврейским общинам в 359 году н.э.

Есть ещё одно особое число в еврейской истории – 12. После 7 оно наиболее часто встречается во всех библейских повествованиях. Дело в том, что дуодецимальная система счёта ( дюжинами ) играла большую роль на древнем Востоке в астрономии, геометрии и счете времени. В Вавилоне круг стали делить на 360 градусов, а день на 12 часов. Число 12 связывалось в преданиях с определением благополучия и святости. Поэтому 12 колен у израильтян и 12 апостолов у христиан.

Можно представить, какой выбор должен был сделать Моисей. А из всего, что известно о нём, пусть не подтверждено документально, уверено можно говорить о его необычных для кочевника познаниях. Он был знаком с исчислением времени в Египте и Вавилоне. В «Деяниях апостолов» справедливо отмечается : «И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силён в словах и делах».

Моисей выбрал для дня посвящённого Богу седьмой день, более удобный и для лунного месячного счёта, и для перерыва между обыденными днями, чем 12. А затем, тот кто редактировал книгу «Бытие» скорректировал рабочую неделю Бога по созданию мира с выбором Моисея.

Но этот же редактор или позднейшие переписчики весьма странно обращались с цифрами при определении сроков жизни первых людей. И дело даже не в неправдоподобной продолжительности жизни, а в не логичности отступлений в хронологии главной линии потомков Адама. Адам прожил 930 лет, следующие четверо старших по поколениям всё меньше и меньше, но затем последовательность нарушается. Восьмому  в ряду Мафусаилу удалось прожить больше всех 969 лет, дожив до всемирного потопа. Всего от Адама до Ноя прошло более 1000 лет, от Ноя до Авраама почти 900 лет.

Вот в этом двухтысячном сроке от создания человечества до праотца евреев есть свой замысел. Автор, утверждая давность и фиксированную последовательность смены поколений, хотел завоевать уважение для своего народа. В те далёкие времена, как впрочем и сейчас, весьма ценилось сохранение памяти о предках.

Геродот был потрясён, когда египетские жрецы показали ему список фараонов за несколько тысячелетий. Он пишет об этом в своей «Истории» с уважением и признает, что греки так глубоко в веках ничего не запоминали и не записывали.

Иосиф Флавий в книгах «Иудейские древности» и «Против Апиона» не раз подчеркивал давность истории и религии евреев. Тем самым он защищал свой народ от антииудейских публикаций Апиона и других греческих и римских историков.

В четвертой книге Торы «Числа» ряд цифр посвящён перечислению количества боеспособных мужчин по переписи, якобы проведённой в Синайской пустыне. Всего было подсчитано 603 550 мужчин. Эта запись, наверняка, является более поздней вставкой. Точный пересчёт людей у многих народов, как и у евреев, считался опасным.

По поверьям, пересчитывая людей можно было погубить их. В книге «Царств» рассказывается о приказе «исчислить Израиль и Иуду» , отданном царём Давидом и вызвавшем гнев Бога. «И послал Бог язву на израильтян... и умерло семьдесят тысяч человек». А ведь между этими двумя событиями несколько веков и в период скитаний по пустыням суеверия были ещё сильнее.

Большинство цифр используемых в Торе для обозначения количества определялось наугад, как правило с большим завышением. Предпочтение отдавалось дуодецимальной системе – 120 , 240 , 600 и т.п.
И хотя 6 дней сотворения мира – это лишь рабочие дни недели, но 6 – это и половина 12.

4.КАК ИСЧЕЗЛИ 10 КОЛЕН ИЗРАИЛЕВЫХ

12 сыновей Иакова – родоначальники израильских племен-колен перечислены в Торе под следующими именами, в порядке названном их отцом : Реувен, Шимон, Иеуда, Леви, Звулон, Исахар, Дан, Гад, Ашер, Нафтали, Иосиф, Биньямин.

Колено Леви впоследствии не шло в общий счёт в виду особых его обязанностей и отсутствия удела на Земле обетованной. Зато потомство Иосифа было сразу разделено по двум его сыновьям Эфраиму и Менаше. Таким образом количество колен осталось 12, что было предпочтительней для древних.

Греческий историк Гекатей Абдорский (4 век до н.э.) замечает: « Мосес разделил весь народ на двенадцать  колен, поскольку число это считалось самым совершенным и отвечало числу месяцев, составляющих год».

Возможно, появление различных колен в Израиле произошло не одновремённо. Ранее в эпоху Судей национально-религиозное единство не было достаточно крепким. Отдельные колена могли отказаться от участия в общих войнах. Известны и межплеменные столкновения.

Но к периоду первых израильских царей наличие этих 12 племенных объединений подтверждается историческими сведениями. При Соломоне было 12 провинций по числу колен. Колена пользовались автономной свободой и управлялись согласно патриархально-племенному укладу. Но подати царю и храму были значительны.

Издавна наиболее многочисленным было колено Иуды. А после воцарения их соплеменника Давида, колено заняло доминирующее положение в государстве.
Если верны сведения Иосифа Флавия, во время царя Давида всех израильтян способных носить оружие и участвовать в походах было 900 тысяч, «а колено Иеуды само по себе представляло количество (воинов) 400 тысяч».

Далее Иосиф пишет: «Удивительно, как поднялся в своём расцвете весь еврейский народ и особенно колено Иеудово, после того, как они обратились к обработке земли и вообще к сельскому хозяйству».

После завоевания Давидом у ханаанейского племени иевуситов Иерусалима и строительства храма при Соломоне, территория, занятая потомками Иуды превратилась в столичный и религиозный центр.

После смерти Соломона неприязнь остальных колен к главенству колена Иуды вылилась в раскол. При утверждении на царство ( такая демократическая процедура !) сына Соломона – Ровоама десять колен предъявили ультиматум о смягчении поборов и диктата царя. У молодого наследника не хватило дипломатического такта. Он не пошёл на компромисс и 10 колен выбрали своего царя, некого Иеровоама. Ровоам остался царём двух колен Иуды и Биньямина. Так в 925 году до н.э. появилось два государства Иудея и Израиль.

Раскол, естественно, привел к ослаблению царств и даже взаимной вражде. Существенным последствием стало разделение религиозных святынь. Царь Иеровоам не хотел, чтобы его подданные совершали паломничество в храм Иерусалима, и соорудил два других храма . Новые места поклонения, новая иерархия священников...

Соперничество государств и храмов – всё приводило к изменению взглядов на единство нации. В любые времена изменения в идеологии приводят к изменению самосознания и расколам.

Два государства проводили разную внешнюю политику. А умение поладить с сильными соседними царствами было жизненно важным. Во второй половине 8 века до н. э. возросла мощь Ассирии. Ассирийский царь Тиглатпаласар Третий начал войну против израильтян, подчинив себе всю территорию. Устояла только столица Израиля – Самария. Но когда новому ассирийскому царю Саргону донесли, что израильтяне просят египетского фараона о помощи, ассирийцы после длительной осады взяли Самарию в 722 году до н.э. Так было покончено с северным еврейским государством.

Жестокость ассирийцев к побеждённым превосходила все далеко негуманные обычаи
завоевателей древности. Во время их первых походов население покорённых стран истреблялось физически или обращалось в рабство. К рабам применялись изощрённые пытки, людей вели голыми в колодках.

К моменту завоевания Израиля ассирийцы несколько изменили свои методы обращения с пленными. Почти всё население покорённых стран уводилось в другие места, а на завоёванные территории  поселялись пленные из других стран.

Население израильского царства было расселено по различным городам Мидии и Персии, где они со временем ассимилировались. Но учитывая горные и лесные массивы Галилеи и Самарии, можно предположить , что части израильтян удалось избежать плена. Ассирийские источники подтверждают, что часть израильтян осталась на родине, претерпев многочисленные бедствия на протяжении веков.

На землю, отданную Богом потомкам Авраама, ассирийцы привели арабов, сирийцев, вавилонян и хуфейцев. Вряд ли новых поселенцев было на много больше, чем уклонившихся от плена израильтян. Иосиф Флавий пишет, что через несколько лет хуфейцы ( так он называет всех новых жителей ) попросили ассирийского царя прислать им пленных израильских священников. После прибытия последних поселенцы приняли иудаизм и стали называться самаритяне по имени прежней столицы Израиля. Если бы среди них израильтяне не составляли существенную часть ,  это столь разношерстное общество не потянулось бы к религии побеждённого народа. Во времена царя Иудеи Иосии, во второй половине 7века до н. э., самаритяне собирали деньги на ремонт храма в Иерусалиме.

Доказательством их родства с израильскими племенами может быть ещё одна цитата из книги Иосифа Флавия :
 «Самаритяне имеют такую привычку: когда иудеев постигает бедствие, тогда они отказываются от родства с нами и говорят в таком случае правду, когда же иудеев постигает удача, они тотчас готовы примкнуть к нам , опираясь на своё право и выводя своё происхождение от потомков Иосифа, Ефраима и Манасеи».
Понятно нежелание Иосифа Флавия поверить в родство столь непостоянных людей, но ведь и ему пришлось изменить соотечественникам и перейти на сторону римлян, приняв родовое имя будущего императора Веспасиана Флавия.

После раскола на два еврейских царства Иудея вскоре стала государством одного племени. Немногочисленные  потомки Биньямина практически слились с потомками Иуды.
Во время ассирийского нашествия Иудея устояла благодаря громадной дани, уплаченной царю Ассирии. Почти полтора века между захватом Ассирией Израиля, а Вавилоном Иудеи, были периодом укрепления иудаизма. Под этим словом, вошедшим в широкий обиход значительно позднее, понимается больше, чем религия. Это и образ жизни, верный определённым идеалам и принципам.

Не все цари Иудеи были фанатично преданы вере Моисея. Но вот Иосия, правивший незадолго до нашествия вавилонян, рьяно боролся с любыми иноземными божествами не только в Иудеи, но и на территории бывшего Израиля.

В это время, может быть и по его наущению, первосвященник нашёл в тайниках храма старые рукописи книг Торы. Историки предполагают, что именно тогда впервые появилась книга «Второзаконие», что позволило провести религиозную кампанию в поддержку строгого соблюдения иудаизма.

Преданность вере предков и значение Храма Соломона уже не могли быть поколеблены даже в тяжёлые года оккупации Иудеи Вавилоном. В 597 году до н. э. войска Навуходоносора захватили страну, а в 586 году до н. э. пал Иерусалим. Новая вавилонская империя расширялась на запад, готовясь к борьбе с Египтом.

Ассирийские методы обращения с покорёнными народами Вавилон перенял частично, в более мягкой форме. Иудеев увели в Вавилон, но использовали там в качестве воинов, ремесленников, купцов, земледельцев. За три раза было уведено несколько десятков тысяч человек. Части населения удалось укрыться, а потом получить разрешение на проживание на родине.

Стоить заметить, что относящиеся к этому периоду сведения о количестве иудеев становятся более точными, что позволяет оценить истинную величину населения древней Иудеи. Иосиф Флавий, ссылаясь на древние списки, сообщает, что во второй раз было уведено в Вавилон 10 832 человека, в том числе царь Иоахим с матерью.

Разница между пленом израильтян и иудеев была не только в степени насилия со стороны завоевателей. Для выживания в плену при сохранении национальной и религиозной самоидентификации требуется нечто большее. Почти все иудеи в плену продолжали молиться и жить по законам Моисея. И когда новые властелины западной Азии – персидский царь Дарий и его сын Ксеркс разрешили всем евреям вернуться на родину, лишь потомки Иуды захотели вернуться. А потомки остальных колен ассимилировались в новых местах проживания.

Иосиф Флавий пишет, что «остальные десять колен до сих пор живут по ту сторону Евфрата, представляя из себя многотысячную и прямо неподдающуюся точному подсчёту массу народа». Это  весьма неопределённая фраза. В 1 веке н.э., когда она была написана, римское влияние на берегах Евфрата было не столь сильно. Маловероятно, что живший в Риме Иосиф мог получить достоверную информацию о неких «массах еврейского народа». Евреи , которые в последующие времена из районов Междуречья проникали в Среднюю Азию, Хазарский каганат, Кавказ, считали себя потомками иудеев, оставшихся в Вавилоне после пленения.

Но Иосиф Флавий считает, что « имя своё  иудеи стали носить с того дня, как они вышли из Вавилона, взяв его от колена Иудова, которое прибыло в ту местность, откуда народ, так и самая страна, получили своё название».

Историк Палкингтон пишет: «Само слово иудаизм  - греческое, на иврите эквивалентом является  йагадут – абстрактное существительное, производное от иегуда –иудей».
Таким образом, все, кто идентифицирует себя как евреи, происходят от колена Иуды, получившего в Земле обета удел на запад от Мёртвого моря с городом Иерусалимом.
А многочисленные мифы, отождествляющие самые разные народы ( от латиноамериканцев до японцев ) с исчезнувшими 10 коленами Израиля, не имеют для этого ни малейших оснований.

Что касается самаритян, то сейчас эта религиозно-этническая община численностью менее одной тысячи человек проживает в Израиле в двух районах компактными группами.


5. ДЛЯ ЧЕГО ЕВРЕИ БЫЛИ ИЗБРАНЫ

В книге «Исход» есть слова Бога, обращённые к евреям:
«Если Вы будете слушаться меня и соблюдать союз мой, то будете мне избранным
из всех народов, ибо моя вся земля, и будете Вы мне  царством священнослужителей и народом святым».

Избрание Богом своего народа инсценировал Моисей. Цель была проста. Нужно было сплотить отдельные племена в единый народ, под покровительством Всесильного, так первоначально называли Бога. А для избранных Всесильный сделает многое. Избранность была сродни национал- патриотизму, раздуваемому некоторыми властителями ради  конкретных политических целей.

Идея избранности была развита позднее пророками с помощью мессианских ожиданий, которые помогали пережить бедствия в настоящем, ради некого светлого будущего.
Талмуд добавляет свою версию к объяснению выбора Бога:-Всесильный предлагал Тору другим народам, но не нашлось ни одного, кроме евреев, согласившегося принять этот дар  из-за запретов «не делать», обусловленных заповедями.

Бог вовсе не обещает евреям власти над миром, беспечного существования или бессмертия. Современный комментатор Торы пишет: «Сыны Израиля  - те, через которых проявляется воля Всевышнего в мире».
В чём же проявилась воля Бога и избранность евреев:
 в проповеди монотеизма и постулатов морали,
 в примере исторической судьбы,
 в опыте выживания при рассеянии.

Можно рассмотреть каждое из этих предположений.

1.Роль священнослужителей и передача воли Бога  проявились, очевидно, в том, что две крупнейшие религии христианство и ислам возникли при непосредственном участии или под влиянием иудаизма. Правда, ничего кроме бедствий это евреям не принесло.
И ещё один аспект, выделяющий религию евреев среди других ,– это морально-нравственные устои, провозглашённые в Торе:
«Не крадите, не отрицайте истину и не обманывайте друг друга... . Не обирай ближнего твоего, и не грабь, не задерживай у себя на ночь заработка наемника твоего до утра. Не злословь глухого и перед слепым не клади препятствия. Не совершайте несправедливости на суде, не будь снисходителен к нищему и не угрожай знатному: по правде суди ближнего своего. Не ходи сплетником в народе своём, не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего... .Не питай в сердце твоём ненависти к брату твоему, увещай ближнего своего и не понесешь за него греха. Не мсти и не храни злобы на сыновей народа твоего и люби ближнего своего, как самого себя».

Даже если под «ближним» имелись ввиду только «сыны народа твоего», даже если эти гуманные предписания появились в редакциях Торы, относящихся к 6 – 5 векам до н.э., они совершенно необычны для своей эпохи.

В древних цивилизациях не существовало понятия равенства людей, ценности человеческой жизни. Общеизвестна варварская  жестокость азиатских сатрапий.

В греческих государствах в 5 веке до н.э. ещё практиковались человеческие жертвоприношения и храмовая проституция, а в Риме в первом веке н.э. были популярны бои гладиаторов и травля в цирке людей хищными зверями. У этих народов, прославившихся  как основатели европейской культуры, морально-этические принципы иудаизма вызывали лишь насмешки. Однако, идеалы гуманизма оставались или неизвестными, или невостребованными  в реальной жизни Израильского и Иудейского государств. На каждой странице книг Судей, Царств и Летописи описания убийств ради власти или грабежа чужих и своих городов.

Декларируемая преданность вере подчас служила лишь оправданием для взаимной  вражды в борьбе за власть. Перед падением Иерусалима и разрушением второго храма в городе и окрестностях шла братоубийственная война между зелотами, захватившими храм и крепость; разбойничьими бандами, промышлявшими за городскими стенами, и несчастными горожанами, оказавшимися между ними. Зелоты (ревнители веры) объявили себя борцами за свободу против Рима, но при этом беспощадно расправлялись с теми, кто препятствовал их власти. Их радикалы– сикарии прятали под одеждой  кинжалы, которыми они совершали в толпе убийства неугодных им людей.

Иосиф Флавий пишет в «Иудейской войне»:
«Распри и анархия в Иерусалиме дали возможность злодеям в провинции безнаказно совершать разбои. Они образовали полчища, которые были сильнее разбойничьих шаек и начали нападать на святые места и города... Из внешних врагов Симон (глава разбойников) был для народа страшнее римлян, а зелоты внутри города были народу страшнее их обоих».  В тоже время римские войска уже подступали к Иерусалиму.
«Израиль – мой первенец!» - говорит Бог. Такие слова призывают, как будто, к распространению иудаизма среди других народов, к пропаганде заветов Торы. Но иудаизм с трудом допускает прозелитов в свою среду.

Когда иудеи, вернувшись из вавилонского плена, стали восстанавливать храм, самаритяне просили разрешения участвовать в этом святом и для них деле, так как они уже несколько лет  признавали Бога Моисея и молились ему. Но им отказали. Более того, духовный лидер вернувшихся из плена -Эздра заставил потомков Иуды, женившихся на иноземках, прогнать этих жён и детей прижитых от них.

Понятие избранности со временем всё больше превращалось у евреев в сознание самодостаточности, как особого народа, замкнутого на своей вере и традициях предков.
Даже предвозвестники христианства – иудейская секта ессеев, особенно та часть их, которая оставила кумранские рукописи, жила замкнутыми общинами, не стремясь к распространению своих убеждений.

Христианство стремилось к совсем другой стратегической линии. Начиная с апостолов, все проповедники Нового завета старались приобщить к своему учению как можно больше людей. Новым было и то, что Евангелие требует безоговорочного следования за учителем и разрыва семейных уз (надо полагать, ввиду возможных препятствий учению Христа).
Евангелие от Матвея: «Не думайте, что я пришёл принести мир на землю, не мир пришёл я принести, но меч. Ибо я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человека - домашние его».

Евангелие от Луки:
«Если кто приходит ко мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, и притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником».
Христианское учение проповедывается  «и эллину, и иудею». Пропагандируется избранность в вере, а не в национальной принадлежности. И учение Христа завоевывает пол мира, а иудаизм остаётся достоянием лишь верующих евреев.

Атеист Бертран Рассел в «Мудрости Запада» заметил:
« С иудаизмом христианство разделяет точку зрения, что Бог имеет своих любимцев, хотя, конечно, в обоих случаях избранники различны... Для иудеев Спаситель ещё должен прийти и принести им победу на Земле, тогда как христиане увидели его в Иисусе из Назарета, чьё царство, однако, было не в этом мире».

 2. Может быть «избранность» нужно искать в особой истории евреев.
Евреи не самый древний народ. В той части Азии, где в 13 веке до н.э. появился «Израиль», уже на рубеже 4 –3 тысячелетий до н.э. существовало государство шумеров. В начале второго тысячелетия до н.э. было образовано Вавилонское царство.
По еврейскому календарю 2000 год н.э.- это 5760/5761 годы. Теперь даже ортодоксы иудаизма не берутся утверждать, что столько лет назад был создан мир и появились первые люди. Находчивый раввин на вопрос, что произошло в первый год еврейского календаря, ответил: «Появились евреи».

Благодаря Торе евреи получили название «народа книги», но не они первые изобрели алфавит и письменность.

Не прославились древние иудеи и в развитии науки, культуры, техники. Здесь их вклад не может быть сравним с наследием эллинов. Европейские народы обязаны грекам зарождением всех видов исскуств. Архитектура, скульптура, живопись, музыка, театр, поэзия – появились в греческих городах. Их школы философии распространились по всему миру. Они внесли значительный вклад в понятие демократии и построение гражданского общества. Эти успехи привели древних греков к особому этническому самосознанию. Все другие народы они называли варварами и относились к ним высокомерно. Аристотель считал, что все негреки должны быть рабами у греков. Панэллинизм можно рассматривать, как своеобразное осознание своей исключительности, «избранности».

Упрямое нежелание иудеев признать превосходство греческих богов, эллинской культуры и образа жизни было одной из главных причин греко-иудейского антагонизма.
История Рима показала пример формирования другой идеологии.В ранний период в 8-7 века до н.э. римские поселенцы охотно сотрудничали с окружавшими их народами.
Этруски, населявшие долину реки По, были первыми учителями римлян в ремеслах, строительстве, судоходстве. В эти же времена произошло объединение римлян с сабинянами. Громадное влияние на Рим оказали греки. Поэтому для римлян национальная принадлежность не играла существенную роль. Главным было гражданство, которое обеспечивало правовую защиту, право на землевладения и.т.п.

Получить гражданство было не легко. Италики завоевали это право во время восстания против Рима в 1веке до н.э. Но и вольноотпущенник другой расы, преуспевший в делах или искусстве, мог не только стать гражданином Рима, но и занять видный пост.
Государственная идея Рима во многом опиралась на патриотические чувства граждан.
Гордость за мощь римской державы, её громадную территорию, за её устройство – создавала ощущение исключительности, право навязывать другим свои порядки. Римлянин чувствовал себя властелином мира, избранником богов.

Иудеи, греки, римляне – три народа, три национальные идеи, три судьбы.
Сакральная идея  избранности не принесла иудеям ни благодарной памяти народов, ни счастливой жизни для потомков. Национальная заносчивость древних греков практически забыта, но мир помнит значительную роль эллинов в возникновении западной цивилизации. Имперские амбиции римлян прощены, а многовековая история Рима вызывает интерес и восхищение человечества.

Постоянные восстания иудеев против римлян привели к разрушению второго храма в 70 году н.э., а затем и к эдикту императора Андриана в 135 году, запрещающему исполнение обрядов иудаизма. На месте храма Соломона был построен храм Юпитера и воздвигнута конная статуя императора.

3.Дальнейшая история иудеев – Галут: жить в изгнании веками среди чужих народов, скитаться из страны в страну в поисках убежища или лучшей судьбы.
Может быть помыслом Бога было рассеяние евреев среди других для некой общечеловеческой цели. Но евреи не единственный народ, потерявший землю и живущий в чужой стране. Даже среди их азиатских соседей были скитальцы, вытесненные со своей земли. Среди потомков древних народов  - ассирийцы ( их сейчас более 1 миллиона ), армяне. Судьба последних похожа на еврейскую. Это их предки основали в 9 веке до н.э. одно из первых государств – Урарту. Лишь в тяжелой борьбе с нашествиями более сильных соседей короткими периодами существовало независимое древнее армянское царство. Но в 387 году н.э. Армения была разделена между Византией и Ираном.

Армянский народ боролся за свободу своей страны с Сасанидами, с византийскими императорами, защищался от арабских завоевателей, претерпел татаро-монгольское нашествие. В 16 веке Армению поделили Османская Турция и Иран. Уже в это время многие армяне были вынуждены покинуть родину. В 1915-16 годах геноцид в турецкой Армении привёл к гибели более 1.5 млн. армян. Тысячи бежали в поисках спасения в другие страны. Сейчас армянские общины есть в70 странах. Всего армян около 7 млн.
Примерно половина живёт в новой независимой Армении. И также как евреи всего мира чувствуют себя связанными с Израилем, не забывает армянская диаспора свою древнюю родину.

Так сравнивая судьбу еврейского народа с другими, объективный наблюдатель вряд ли увидит добрую руку Бога над избранным народом. Поэтому идея избранности
вызывает смущение и у современных толкователей Торы. По их объяснениям Бог наделил избранный народ «особыми редко встречающимися свойствами, чтобы быть инструментом для достижения некоторой высокой цели, светом для всех родов и благословением для всего человечества. Избранность еврейского народа не связана с установлением власти, получением почёта и привилегий, она обязывает самоотверженно, вплоть до самопожертвования служить Всевышнему» (комментарии «Санчино»).

Общие слова об инструменте, свете, благословении трудно подтвердить фактами из длинной истории евреев. Верно, что 2000 лет Галута способствовали выживанию тех, у которых были «редко встречающиеся свойства» - ум, талант, умение выжить в трудных условиях. Но можно ли эволюционные законы  объяснить только волей Бога? Ведь оплачено это было страшной ценой. «Самопожертвований» или точнее жертвований было в избытке. Не было другого народа, которого бы так целеустремленно преследовали и уничтожали : египтяне и ассирийцы, греки и римляне, последователи Христа и Мухаммада, испанская инквизиция и крестоносцы, погромщики многих национальностей и немецкие фашисты, решавшие «кардинально еврейский вопрос».

И если отличается еврейское рассеяние по миру от других наций, то особой неприязнью к себе, которое получило название «антисемитизм». И не понятно, за какие и чьи грехи служили евреи грехоочистительной жертвой, а ужас ШОА можно считать и жертвой всесожжения.
Такова ли судьба «избранников»?



ПОСЛЕСЛОВИЕ В ОПРАВДАНИЕ

Библия самая читаемая книга. В отелях христианских стран ещё недавно на прикроватных тумбочках обязательно лежала Библия. Пятикнижие Моисея каждый верующий иудей перечитывал раз за разом в синагоге и дома. При пытливом еврейском уме невозможно не задуматься над вопросами, о которых говорилось выше. Набожные евреи старательно прогоняют любые сомнения в божественном происхождении Торы. И следует признать, что фанатичная вера сотен поколений предков сохранила еврейскую нацию.

Но остаётся главный вопрос актуальный в наше время : евреи для Торы или Тора для евреев?  Как относиться к Торе, как к памятнику древности или как действующему ещё сейчас своду законов? Частенько в беседах с верующими иудеями возникает ощущение, что время остановилось много веков назад. А ведь в 20 веке произошли коренные изменения в мире и в судьбе еврейского народа : две мировые войны, революция в Российской империи и создание Израиля.

Российская революция и политика советских руководителей привели к потере веры предков у большинства евреев Советского Союза. Советских евреев лишь отметка в паспорте и ущемление в правах присоединяли к еврейству.

Во время второй мировой войны фашисты уничтожили большую часть ашкенази.
Сейчас в мире насчитывается 14 млн. евреев. Треть живёт в Израиле, примерно столько же в Северной Америке, 2,5 млн. в Европе, остальные рассеяны по миру.
Теперь евреев диаспоры объединяют не столько религиозные отправления, сколько  принадлежность к национальной общине в любой добровольной форме, симпатии к Израилю и генная ностальгия по еврейской культуре. Около 50% евреев диаспоры состоят в смешанных браках. Большинство не соблюдает шабат и кашрут, но с удовольствием участвует в еврейских праздниках.

Время изменило иудаизм, подчас отменяя какие-то обряды. Например, с началом рассеяния прекратились жертвоприношения, столь строго регламентированные Торой.
И если из четырёх видов- жертва всесожжения и грехоочистительная жертва явно противоречат морали цивилизованного мира, то мирная жертва и жертва из муки и злаковых упразднены потому, что само понятие жертвы Богу выглядит анахронизмом.
Также только после 10 века н.э. прекратилось многоженство у евреев.

Когда современность с одной стороны и традиции и ритуалы с другой противоречат друг другу, уступить должны  устаревшие правила.

Бывшего премьера Израиля Барака (в интервью русскому телевидению) возмущали требования ортодоксов, что еврей, далеко живущий от синагоги, не имеет право в субботу приехать на молитву в машине. Такая жесткость в правилах может лишь усилить  этноразделительный процесс и ассимиляцию в странах проживания диаспоры.

Эти процессы стимулировались двумя тысячелетиями жизни в Галуте. Сефарды из африканских стран и потомки ашкенази из бывшего СССР различаются не только языком общения, но и этническими признаками.

Следует учитывать ещё одно существенное обстоятельство : потомки колена Иуды, при подтверждённой историей наследственной способности к многочисленному потомству,
научились очень строго контролировать деторождаемость. Общее число евреев в мире практически не растёт. Для сплочения нации еврейство нуждается в толерантности, допускающей даже секуляризацию части общины. Современное цивилизованное общество и тем более государство  не могут состоять только из приверженцев одной веры, это приведёт к религиозному фанатизму и  ксенофобии.

Многие знаменитые евреи не были приверженцами иудаизма. Среди них :
премьер-министр Великобритании Бенджамин Дизраэли, канцлер Австрии Бруно Крайский, госсекретарь США Мадлен Олбрайт; физики Альберт Эйнштейн, Роберт Оппенгеймер, Юлий Харитон; композиторы Жак Оффенбах, Феликс Мендельсон, Исак Дунаевский; писатели Генрих Гейне, Франц Кафка, Станислав Лемм; художники Амедео Модильяни, Исаак Левитан, Хаим Сутин. Не хотелось бы забыть и казачьего генерала Льва Доватора, погибшего в войне с фашистами.

Ну а в том, что история евреев полна мифами, нет ничего необычного. Мифотворчеством занимались первые историки всех народов, а некоторые занимаются этим ещё сейчас.