Шептались травы над рекой

Борис Ящук
                Моему  другу  посвящаю



      Впервые я обратил на него внимание  ещё в девятом классе.  Даже не помню в каком он классе учился. Просто на переменках мы   часто сталкивались с этим  курносым очкариком.   Он, как  и я , ходил в  рубахах , рукава которых говорили, что мы быстро растём, а родители не успевают    вовремя  баловать  детей обновками. Чего греха таить,- жили мы в ту пору небогато, но счастливо. Нас  совсем не трогало как и в чём мы одеты.
    Потом  мы  с  ним встречались  в неожиданных местах. Я ранним утром  с вёслами и удочками спешил на Буг, а он – с маленьким  этюдничком  делал прекрасные  этюды   маслом.   Мы  уже знали друг друга, но ещё не были знакомы. Однако для  меня много значит, когда на пути встречается  рисовальщик. С детства хотелось научиться рисовать...
  После школы наши дороги  разбежались, но судьба намеренно  нас соединяла. Однажды  встретил его  в  холле  филармонии на Советской  - там ежегодно традиционно проводились  выставки  художников Николаева. Тогда мы улыбнулись  друг другу.Наконец,  одно   событие  поставило точку на затянувшемся знакомстве. Комсомол послал  нас в  городской  штаб  по борьбе с  хулиганством и пьянством. Штаб этот находился  в подвале на углу Советской и тогдашней  улицы Мархлевского.  В центре города стоял стенд «Окна  комсомольского прожектора», где главным  художником  был мой  знакомый художник  Вася Никитин. Тогда  он мастерски «клепал» карикатуры  и шаржи  своей  быстрой и точной  кистью.     Акварели  получались  яркими и выразительными, а  творческая фантазия  моего друга  была неисчерпаема.  Почти год мы были в комсомольском штабе, вместе дежурили, подружились. Тогда я поведал Василю, что  хочу  научиться  рисовать  по-настоящему. И тогда  Вася рассказал, что его старший брат   учился живописи  в   народном университете культуры  и живописи  им. Крупской.
Желая  как-то  помочь мне, он отдал  мне  братову папку , в которой  его работы и контрольные работы комментировал  художник-преподаватель. Они  сохранились у меня  до сих пор. Неоднократно мы  с Васей  забегали к нему  домой. Тогда он с отцом  жил в  одноэтажном  домике  на улице  Лягина. Жили скромно, если не сказать бедно. Как  потом  я узнал, мамы  у Васи   в    то  время  уже не было.  Лезть в душу  с расспросами  - не моё правило. Так и дружили,  деликатно обходя  всякие неудобные вопросы. Тем не менее  в доме  у Никитиных было чисто и опрятно. Запомнился  отец Васи – большой пожилой мужчина  крепкого сложения.    Высокий  и широкоплечий  с   ясными  глазами . Всегда тщательно выбритый…
          Наша  комсомольская  штабная  «работа»  со временем становилась  нам обоим в тягость  и мы перестали там бывать. Жизнь  снова развела нас по разным дорожкам. Я  ушёл  в армию  за лейтенантскими  погонами… и  бывал в Николаеве редко.В  военном училище  как –то наткнулся на разгромный газетный подвал  «Комсомолки», где  сообщалось, как комсомольский штаб  превратился   в сборище  хулиганов с садистскими  наклонностями. Издевательства и избиения  задержанных невиновных горожан  привели «вожаков штаба»  на   скамью  подсудимых.
       Пролетели годы, ушли  из жизни наши отцы, а мы  обзавелись собственными семьями. В  моей жизни  Николаев  так  и остался  родным, мы каждый год спешили сюда на побывку .  Мама  была рада  этому  шумному  «колевтиву»  необычайно.  Пацанву  нашу  удержать дома невозможно -  плескались  в воде  до посинения . У  нас с женой забот тоже было по горло. И маме по хозяйству  помочь, - подштукатурить, покрасить, на огородике прополоть. Но и для себя  находили  время. Однажды  решили сходить в кинотеатр   «Родина»  - посмотреть  новый фильм. Решено –сделано. Нафрантились, такие все в белом, «приплыли»  к  кассам.   На скамейке напротив, на самом солнцепёке  развалился  вольготно  бородатый мужик  в затасканных джинсах, в полинялой ковбойке, в кирзачах, с  видавшей виды  шляпой   на голове. Из-под  очков  на меня весело пялился мой друг Вася Никитин 

Он  вырвался  в кино   из   археологической экспедиции   в окрестностях  села Матвеевка.
Наконец-то  сбылась его мечта  - снарядить собственную экспедицию   и заняться делом, к которому он шёл все прошедшие годы.
.После этой встречи   мы уже   поняли, что так в жизни случается  с настоящими друзьями.-  расставаться, чтобы встретиться вновь.  День  встречи перед киносеансом  был днём  приятных открытий. Оказывается мой друг  успел  закончить Московский университет.   Я  же, в это время  уволился  из армии  и работал на оборонном предприятии в Днепропетровске.. Но теперь мы   могли  общаться почаще, правда наша эпистолярия не была активной, но письмами обменивались .
   Узнав, что Вася  и на следующий полевой сезон  продолжает изыскания под Матвеевкой,   выклянчил  одно  полезное  дело  - принять  своих сыновей-оболтусов к себе  землекопами, чтобы   каникулы мёдом не казались..   Узнав  об этом,  мои  сыновья  выросли над собою и  непременно    похвастались  новостью перед приятелями.
Итак, экспедиция   ворвалась  и в нашу  семью…
   Вам   приходилось  жить  в палатках  целое лето?  Вы познали   прелесть восходов и закатов  Причерноморья?   Особая прелесть  после трудов праведных -   взойти на холм, вдохнуть полной  грудью  духмяный  запах  степного простора, спуститься  к водам  Южного Буга  и   окунуться   в солоноватые  воды -   с приливом  и   сюда  море  пригнало свои  воды.  А ночное  небо  с яркими  звёздами , лучи которых , казалось ,ощутимо ласкают твои плечи !. А в дальней-дальней  степи  перекликаются  неугомонные  перепела….  Вот  сюда, под надёжное  крыло моего друга , мы смело «сплавили»   своих отпрысков. Откровенно признаюсь, что боялся  за своих сыновей только из-за того, что эта пара  всегда   способна «отчебучить»  что-то неординарное. Несмотря на мои строгие инструкции.  Весь сезон, каждый день тревожно просыпался, содрогаясь от мысли, что мои  дети  из-за своих проделок  будут   с позором изгнаны  из экспедиции.
  Надо отдать должное Василию,-  он  сумел  органично  управлять этим  сбродом  и добивался успехов в  раскопках.  Девиз  моего друга  был  прост :  «  Ребята! Давайте  жить дружно!»   Младший  контингент  землекопов, в основном, состоял из школьников, деток всяческих знакомых начальника  экспедиции.  Именно эта братия  была  самой непредсказуемой и требовала  пристального внимания.  А  маленькие острословы уже приклеили Васе  своё прозвище. Для них он был «Котом Леопольдом»  .  Потом из-за  имени и отчества, ему приклеили   кличку "Чапай",  А  увлечение Васи  упражнениями  и  стояние на голове  по утрам, когда из-за палатки торчали его ноги,   окончательно  сделала  начальника экспедиции  Йогом... Вася  знал это, по по своей  природной широте и доброте, не обращал внимания на это  и  весь был поглощён  работой.
        Уже  видны результаты – добрались до культурного  слоя, обозначились границы  городища, каждый день радовал новыми  находками. Тут были предметы быта  давнего поселения, затем  нашлось и захоронение  с характерным  признаком и обычаями погребений умерших. Здесь Василий  не упустил возможности  законсервировать находку монолитом и  переправить его в  краеведческий музей.  Как вспоминали  об этом мои сыновья , в ту пору  музей  проводил  ремонтные  работы. Поэтому  находку, которую  коллектив раскопок  уже ласково нарёк «Федей», временно в тесноте разместили  в коридоре и накрыли  газетами. Младший Алёшка потом рассказывал мне: «Представляешь, папа!  Какой-то  растяпа  споткнулся и грохнулся прямо на Федю. Так Василий Иванович чуть инфаркт  не получил  из- за неумехи»  .
       Моя старенькая  мама, которая жила  в Соляных,  иногда навещала внуков в экспедиции. Обычно напечёт пирожков, быстренько автобусом махнёт в Матвеевку  и угощает  экспедицию  пирожками с пылу с жару… В разговоре  со мною по телефону, она  докладывала, что пацаны  себя чувствуют нормально, правда худющие, но загорелые  и весёлые.  Меня  интересовало.как они себя там ведут. Мама заверяла – нормально.  Когда  я их забирал домой, Василий  к  ним  претензий тоже не имел.
 Опять  пролетели годы  и мои  сыновья  уже стали  отцами и  дедушками.  И вот недавно, вспоминая  те дни   на раскопках, учинил я  своим «сорванцам»  допрос. Как  было на самом деле?    Младший признался, что , обладая авантюрным  характером и юмором, пытался Василия Ивановича  разыграть. Съел  бабушкину абрикосовую ягоду,  заточил на камне  косточку с одного  края, выковырял зёрнышко  и таким образом сделал примитивный свисток. Замусолив его  в грунте, он выхватил его из  земли и завопил: «Доисторический свисток!»  и лихо свистнул в него. Василий Иванович крикнул : «Всем стоять!» - и тигром прыгнул  к находке. Сын рассказывал, что после осмотра  находки ,  взгляд нач. экспедиции был  очень выразительный: следовало бы наградить провокатора хорошей затрещиной….
        Как  потом сын  говорил, судьба  всё расставляет по своим  местам.  Было в лагере  одно место  на обрыве., которое  правильно назвали  отхожим. Там, держась  за ветки кустов  справляли  нужду  все археологи.  Когда  после  розыгрыша, приспичило посетить  данное место моему младшему, предательская ветка  обломилась  и вместе с нею сын улетел в овраг, угодив в самый эпицентр «бомбометания». Чтобы  не оконфузиться, пришлось пулей лететь  к Бугу, чтобы отмыться  и застирать одежду. Как говорится, природа любит равновесие…
     У старшего  рассказ был иного  характера. Он был свидетелем того, как  взрослые землекопы   отрыли медный  котёл, припрятали  и  внушительно  пригрозили сыну:  «Молчи! Ты ничего не видел, а то…»- и  погрозили кулаком. Потом  сын слышал разговор воришек:  « У Матвеевского жлоба выменяли только полтора литра самограйки! И то хорошо!»
       Так  обретали мои сыновья  житейский опыт  под руководством моего  школьного друга. На мой взгляд  школа не была лишней Младший   стал неплохим   скульптором, а старший  руководит крупным прокатным производством.
      Посткриптум:   Ныне  самый уважаемый  краевед и археолог Николаевщины -   Василий Иванович  Никитин- работает над монографией об истории древних поселений Причерноморья