Поповская пьянка

Юрий Лучинский
Это не совсем критика русской ортодоксальной (т.н. "православной") церкви.
Так просто, рассказ.

Осень 1990 года.
Москва. Белый дом.
Обыденное заседание сессии Верховного Совета РСФСР.
Перед обеденным перерывом к микрофону неожиданно прорывается поп. Депутат Злобин.* Благостным голосом вещает:

- Уважаемые народные депутаты. Исполняется шестьсот лет церкви Рождества Богородицы, настоятелем которой я являюсь. Имею честь пригласить всех депутатов на торжественное богослужение...

И далее - время и место.

Церковь отца Алексея открыта и освящена в 1390 году в честь десятилетия Куликовской битвы. Простояла шестьсот лет без закрытия и осквернения. Через все войны, оккупации и совдеп. Факт для России уникальный.

Вздымающаяся церковная и издыхающая советская власти решили отпраздновать юбилей «с треском».

В ближайшее воскресное утро около «России» усаживаемся в свои комфортабельные автобусы. То-ли пять, то-ли шесть машин, точно не помню. Около трех сотен только нашего брата. На Тверской улице к колонне пристраиваются еще три автобуса. Депутаты Моссовета.

Вся кавалькада в сопровождении мигающих и завывающих машин ГАИ выкатывается по Ленинградке из Москвы. Масштаб впечатляет. Грустно думаю о бардаке, который предстоит в бедной новорожденной церквушке.

Вскоре обгоняет колонна поменьше, но с более громкими сиренами. В центре колонны мчится черный «ЗиЛ-114» с антеннами и номером кремлевского гаража. Машина товарища Ридигера - недавно избранного патриарха Алексия-II.

За час небольшим просвистываем полторы сотни километров. Немного не доезжая до Калинина**, сворачиваем к Городне-на-Волге.

Красота неописуемая.
На высоком волжском берегу стоит небольшой храм. Красивый и очень опрятный.

Вокруг – море разливанное.
Несметные людские массы кучкуются вокруг передвижных буфетов. Немощенная площадь вокруг церкви посыпана желтым песком. Пространство же за забором, непосредственно у входа в храм, застлано еловым лапником.
Огромное пространство охвачено радиоакустикой. Громкоговорители на всех столбах и деревьях.

Наш коллега – хозяин бала – зовет всех депутатов в просторную избу за церковью. В трапезную. Чайку попить с дороги. С пирогами, бутербродами, икоркой и копченой колбаской. Желающие могут и настоечек с наливочками понемногу отведать.

Продолжают индивидуально съезжаться VIP-гости.
Через калитку в церковном заборе, проходят актеры-супруги Жариков и Гвоздикова***. Евгений широко и театрально крестится на церковные врата. Но спешит в трапезную.

Вскоре – торжественная служба.
Нас, высший эшелон, запускают внутрь церквушки. Московский бомонд приобщается к благодати во дворе. На еловых лапках. Все остальные - на песочке площади в окружении буфетов. Служба транслируется на всю округу.
Служит Алексий II.

В памяти не остается ничего, кроме тесноты и духоты. А также шебутных телеоператоров, лазающих со своими «Бетакамами» чуть ли не под рясой у его святейшества.

Конец службы. Народные массы вновь оттягиваются к буфетам и передвижным эстрадам с песнями и плясками.
VIP-персоны вновь следуют в трапезную.
Уже не чаек, а исключительно наливочки и настоечки. Из белых и синих графинчиков, под ту же икорочку, а также грибочки, огурчики, копчености рыбные и мясные... et cetera.

Благодать.
Хорошенько набираемся с Жариковым, игнорируя кокетливые протесты Гвоздиковой.

Выйдя на свет божий, подхожу к «членовозу» его святейшества, охраняемому его мальчиками в светской одежде с оттопыривающимися подмышками. Мальчики те же самые, что еще полчаса назад, одетые в рясы, участвовали в богослужении, обслуживая святейшество.
А внутри патриаршего ЗиЛа через окно успеваю рассмотреть полный набор правительственной связи. АТС-1 и -2, ВЧ ПМ и т.п.
- Так вы кто на самом деле, ребята? - вопрошаю нескромно.
В ответ вежливые многозначительные улыбки. Дескать «сам знаешь»****.
Я этих ребят потом еще лет пять, не меньше, видел по телевизору в репортажах об алексиевых службах. Пока не заменили более молодыми и телегеничными.

Посадка в автобусы.
Короткая поездка до пристани на Волге.
Посадка в здоровенную «Комету» на подводных крыльях.
Час с ветерком по Волге до Калинина. С активно функционирующими буфетами, преисполненными пива и коньяка. Под коньячок смачно целуюсь с сидящими у меня на коленях двумя девицами. Откуда-то из аппарата «Белого Дома».
И какой черт их сюда занес?
А сисястые...

В Калинине на пристани ждут наши автобусы.
Снова короткая поездка. До мотеля «Тверь».
А там банкетный зал. Накрытый мест так на пятьсот.
Девки из аппарата «БД» у меня по бокам. Едят много. Пьют с оглядкой.
А жопастые…

Патриарх на скорую руку через микрофон произносит тост. Но его уже плохо слушают. Слишком заманчивая на столах разблюдовка. Отговорившее свою партию святейшество по-быстрому покидает вертеп.

Тут-то весь кайф и начинается.
Закуски подсчету не подлежат.
А вот супов, помню, четыре вида. Горячего мясного семь, а горячего рыбного, по-моему, пять видов. Плюс запредельное количество напитков типа сказочной на тот момент «Посольской» водки. В запотевших бутылках*****.
И все сопровождается церковными песнопениями, совершаемые хором из пары десятков мальчиков с нежными лицами.

Последние пару часов застолья провожу в нежных возлияниях с отцом Андреем, патриаршим архидиаконом. Он ленинградец, земляк. Служил в ленинградской епархии и взят за собой Алексием в Москву.
Мужик пожилой, но крепкий и могучий. С крутым басом. Как и положено настоящему диакону. Добрый и приветливый. Я его и сейчас по телевизору вижу в том же сане******.
Короче, упиваемся с батюшкой архидиаконом в сардельку. Точнее, я упиваюсь. А батюшка, кажется, нет.


При нашей погрузке в автобусы церковная челядь сует следом объемистые коробки с выпивкой и закуской. Чтобы господам депутатам не скучно было до Москвы ехать.

Помню что пару аппаратных девок уводят в свой автобус двое моих коллег – каких-то советских работников из Татарии.
Вот прошмандовки…


В пути следования, Господи, прости, проникновенно пою что-то вроде «Во блаженном успении…», но как-то не слишком цензурно. Характерно, что коллеги-избранники меня не только не одергивают, но еще и мне подпевают.

Прибытие в гостиницу «Россия» уже не помню.

Утром в буфете «Белого Дома» опохмеляемся холодным клюквенным морсом.
По-черному богохульствуя в адрес хлебосольных попов.

***

И ничего плохого этим рассказом я сказать не хотел.
Просто вспомнил.

================================

* ЗЛОБИН Алексей Андреевич, 1936 года рождения. Священник РПЦ. Длительное время был настоятелем церкви Рождества Богородицы в городке Городня-на-Волге Тверской области. В 1990 году избирался депутатом Верховного Совета России. Проявил достаточно "красный" оттенок. Был сидельцем в Белом Доме в сентябре-октябре 1993 года. Далее - ушел на пенсию.

** Тверью он вновь станет только через год.

*** В последствии довольно часто видел сладкую парочку на различных дорогих пьянках. И сейчас по телевизору иногда вижу. В светской хронике. Даже в ниязовской Туркмении.

**** Позднее узнал от одного священника, как под конец обучения в Загорской (ныне Сергиево-Посадской) семинарии мужчины в штатском предлагали ему работу в подразделении физической охраны высших иерархов РПЦ. Мой знакомый отказался. А согласившихся на полгода направляли в учебное подразделение 9-го управления КГБ (служба охраны). После обучения рукополагали в священники и производили в лейтенанты. С направлением в свиту главных церковных "шишек".
Это я к слову. О независимости церкви от государства.

***** И что характерно - все это в пору неприкрытого голода, карточной системы и локальных бунтов по поводу нехватки тех или иных товаров.

****** На рождественской службе в «Христе Спасителе» 7 января 2003 года отца Андрея показали еще в облачении, но уже стоящим в отдалении. Возглашал какой-то молодой.

2002 г.

© Юрий Лучинский
=======================

Недавно видел отца Андрея по телевизору. Он тянул на себе всю упокойную службу по Алексию. В синем головном уборе.
Старый, а голосище ого-го.
Видно было, что сам чуть не плачет.
Он с Алексием всю жизнь служил диаконом. И за ним следом менял места жизни и службы.