Свидание с Ялтой

Голубая Каравелла
(Фото из интернета)
Ялта в марте - цветения марево И не надо залетной фантазии . Здесь поэзия женской гимназии , Где училась Марина Цветаева . Леонид Макаров.

На зимних каникулах мы бывали уже в Ялте. И влюбились в нее с первого взгляда всей семьей (с племянником в придачу). Влюбились в старинную Набережную, волшебную "Поляну сказок", заснеженные горы и поднебесный Ангарский перевал. Поэтому, когда дочь на весенних каникулах вновь уезжала в Ялту, уже от художественной школы на практику, мы провожали ее на поезд с легкой и светлой завистью, как маленького семейного посла .

А как мы ее ждали и спешили встречать. Ведь мы спешили не только к дочери, но и на свидание с полюбившейся Ялтой, ведь дочь привезет с собой аромат крымских гор, в ее глазах будет сиять ялтинское весеннее солнце, волосы благоухать южным воздухом, а с ресниц будут скатываться черноморские росинки-слезинки счастья.

Поезд приходил в половине первого ночи. Как поется в песне В.Высоцкого:... Стала телефонистка мадонной...

Так и для нас звучали голосом мадонны слова диспетчера:

- Поезд "Симферополь - Одесса" прибывает на 2 путь.

И мы уже как на крыльях летели, через второй этаж вокзала, на этот второй путь. Когда, через некоторое время, из вагона на выходе мы увидели дочь, то не удержались, так и выкрикнули, вместо слова "доченька":

- Ялточка, дорогая, здравствуй!

Дочь, растерявшись и смутившись, поправила:

- Мамочка, я же твоя Стешенька, ты что меня не узнаешь или перекрестила?

Мы все дружно улыбнулись и поспешили на маршрутное такси домой.

Дома, ясное дело, всем было не до сна. Дочь щебетала, как крымская птичка, высыпая из дорожного рюкзачка привезенные сувениры, акварельные зарисовки, морские камушки, ракушки, стеклянных голубых дельфинчиков, приносящих удачу, не один десяток фотографий, листочек со стихотворением и гербарий. Мы поочередно стали рассматривать "семь чудес света". На каждой страничке гербария было по одному листочку крымской флоры - дикого трехлистного лимона, лианы, роз ("девичий румянец", "Коралловая красавица", "Ялтинский сувенир", "Климентина"), хвойной секвойи, ягодного тиса, ливанского кедра, итальянской и амийской сосен, испанской и нумедийской пихты, гималайской ели, гваделупского кипариса, восточноафриканской босвелии, олеандра, высокого можжевельника, мелкоплодного земляничника, пушистого дуба, бамбук, граната, хурмы, инжира, маслины, вавилонской ивы.

- Мама, а в бассейнах Никитского сада растут водяные лилии и лотос. Но их нет в моем гербарии. Но зато погляди, что есть... И дочь достала маленький росточек пальмы. Я посажу ее в большой вазон и он мне будет напоминать о Никитском саде. - щебетала дочь.

- Не уж, оранжереи фиалок мало? - не удержалась я. - А теперь и Никитский сад в доме будет?

- Мамочка, обещаю тебе, что сама буду ухаживать за пальмочкой. - подкупала дочь.

- Ну, добро! Показывай остальные свои шедевры. - предложила я.

И мы стали рассматривать фотографии. Вот: "Ласточкино гнездо". Набережная, Массандровский дворец, Воронцовский дворец, гостиница "Таврида", музей - дом А.П.Чехова, музей Леси Украинки, концертный зал "Юбилейный", армянская церковь, собор Александра Невского, скала Ставри-Кая, "Поляна сказок".

- А это что ? - спросила я, беря в руки листочек со стихотворением.

- Гуляя улицами города, в хорошем настроении, у меня сам собой сложился весенний стишок.- призналась дочурка, стесняясь своих первых проб пера.

Я начала читать:

По дорожке я иду

И с весной говорю .

А вокруг все зелено

Воздух пахнет зеленью.

Громко шелестит листва,

Эхом дразнится трава,

А за мною моя тень,

Только шапка набекрень.

Это кто в траву залез,

Что за чудо из чудес?

У себя на поводу -

Я зелёная иду!

- Цветаева ты моя, маленькая (а ведь ничего, мило получилось). Неужто так воздух Южного берега Крыма влияет, что люди стихи начинают слагать? - удивилась я.

Недаром, видно, Крым любили поэты А. Ахматова, К. Бальмонт, В. Бенедиктов, И. Бунин, П. Вяземский, Ю. Друнина, Н. Заболоцкий, В. Маяковский, А. Мицкевичя, А. Пушкин, А. Фет, С. Черный.

- Мама, а ты напишешь рассказ о Ялте? - подколола юная    поэтесса. - В Крыму не только поэты любили отдыхать. В Ялте есть дом и сад А.Чехова. Экскурсовод рассказывала, что в доме на окраине города, Аутке, Чехов провел последние годы жизни  вместе с матерью и сестрой. Там были написаны им девять рассказов ("Душечка", "Дама с собачкой" и др.) и две пьесы: "Три сестры" и "Вишневый сад".

- Я, конечно же, не А.Чехов, но может быть попробую написать. Спасибо за интересный факт и идею, решила не отставать от дочери и я.

И мы перешли к акварельным зарисовкам и наброскам "юного мариниста Айвазовского".

- Неплохо для начала. - похвалила я дочь рассматривая с удивлением ее работы .

- Мы тоже приготовили для тебя подарок. - начала раскрывать тайну я. - Мы видели твою бабушку - библиотекаря, она интересовалась твоими делами, где ты проводишь каникулы. Мы ответили и знаешь, что она нам предложила?

- Если вы так полюбили Крым, а Стеша - Черное море, могу Вам летом предложить на неделю свою квартиру в Севостополе для проживания. - любезно ответила Татьяна Викторовна.

- Доченька, мы сможем посетить еще один город - участник Международного Черноморского Клуба. Как тебе такой подарок? - спросила я.

- Ура, я опять смогу купаться в Черном море! Спасибо, мамочка!

- Кто о чем! - хотя не скрою, я сама в минуту предложения на сразу поняла, что и как произошло, так легко небеса угадывали и дарили желаемое, я лишь охнула, широко раскрыв рот, а затем, в голливудской улыбке, делилась с ребенком неожиданной радостью. Вот она какая Ялта, красивая, но и щедрая, не отпускает. А отпуская, вновь приглашает в Крым, даря новый "билет на балет".

- Это не мне спасибо, а Татьяне Викторовне скажешь! - поправила я дочь. Так поездки к морю прошлого года, в Ольвию, г. Очаков, с. Рыбаковку, г. Феодосию и приключения русалки, накатывались друг на друга и росли, как снежный ком, обещая перерасти в Черноморскую эпопею, без конца и края.

Мы сидели на диване, как на Черноморском побережье, среди подушек, словно среди Крымских гор, укрывшись одеялом, словно окутанные горным туманом. Не хватало только моря.

- А где наше море?- спросила я.

Дочь выскочила из-под одеяла и помчалась напускать воду из душа в ванной. Брызги воды из душа лились как из водопадов Головинского,

Учан-Су и Джур-Джур. Когда ванна была полной воды, дочь стала плескаться, как дельфинчик в дельфинарии.

- Дельфинчик, плыви уже к нам!- затараторил сынишка.

В комнате в окно незаметно брызнул утренний свет, как ялтинский рассвет солнца.

- Мама, уже утро, а мы еще не спали! - заметил сын, возвращая нас к реальности. И только шестилетний племянник (гостивший на каникулах и заменявший в доме присутствие дочери, как почетный дежурный караул) сладко посапывал на подушке, свернувшись клубочком. Ох, уж эти соннолюбивые мужчины.

- Отоспимся еще в стогах. - словами из песни Гордона заметила я, - Вечером, сыночек, не прерывай рассказ.

- Расскажи, расскажи о Ялте еще, - просила я дочь.

И мы вновь погрузились в неповторимое весеннее ялтинское очарование.

Людмила Чаплыгина

Газета "Причерноморье №14, 15 от 05.04.05г., от 13.04.05г