Иди в огонь за честь отчизны.. ч. 1

Людмила Криворуцкая
   Некрасов в Петербурге.

       "Иди в огонь за честь отчизны,
           За убежденье, за любовь...
           Иди и гибни безупречно,
           Умрёшь недаром: дело прочно,
           Когда под ним струится кровь..."
 Это программное стихотворение"Поэт и гражданин", написанное в июне 1856года на даче под Ораниенбаумом( ныне г. Ломоносов,пригород Санкт-Петербурга).
  Сорок лет своей большой творческой жизни Николай Алексеевич Некрасов провёл в Петербурге. За долгие годы труда, борьбы и напряжённой творческой и журнальной работы Некрасов сроднился с Петербургом. Его стихи о многом говорят:
             "Милый город!где трудной борьбою
              Надорвали мы смолоду грудь..."
  Петербург Некрасова разносторонне показан , судя по его произведениям.     Столица капитализировалась, теряла свой"строгий, стройный вид", на её окраинах вырастали фабрики и заводы, рядом с уютными дворянскими особняками строились доходные дома, застраивались пустыри.  В его раннем юмористическом стихотворении"Говорун"(1843) представлены два мира - миллионеров и нищих, владельцев роскошных палат и обитателей трущоб. Вот так современно звучит это стихотворение:"  Столица наша чудная
                Богата через край,
                Житьё в ней нищим трудное,
                Миллионерам - рай.

                Здесь всюду наслаждения,
                Для сердца и очей,
                Здесь всё без исключения
                Возможно для людей:

                При деньгах - вдвое вырасти,
                Чертовски разжиреть,
                От голода и сырости
                Без денег умереть...
  Но в то же время поэт и восхищается городом:" Петербург - город великолепный и обширный ,- так писал Некрасов в незаконченном романе "Жизнь и похождения Тихона Тростникова" ,- Как полюбил я тебя, когда в первый раз увидел твои огромные дома, в которых , казалось мне, могло жить только счастие, твои красивые магазины, из окон которых метались мне в глаза дорогие ткани,серебро и сверкающие каменья, твои театры, балы и всякие сборища,где встречал я только довольные лица... "Здесь, - думал я, - настоящая жизнь, здесь и нигде более счастие!- и как ребёнок  радовался, что я в Петербурге. Но прошло несколько лет...
 Я узнал, что у великолепных  и огромных домов, в которых замечал  я прежде только бархат и золото, дорогие изваяния и картины, есть чердаки и подвалы, где воздух сыр и зловреден, где душно и темно и где на голых досках, на полусгнившей соломе в грязи, стуже и голоде влачатся нищета, несчастье и преступление. Узнал, что есть несчастливцы,которым нет места даже на чердаках и подвалах, потому что есть счастливцы, которым тесны целые дома... И сильней поразили меня такие картины, неизбежные в больших и кипящих народонаселением городах, глубже запали в душу, чем блеск и богатства твои, обманчивый Петербург! И не веселят уже меня твои гордые здания и все, что есть в тебе блестящего и поразительного..."
Великолепную северную столицу Некрасов увидел глазами петербургского бедняка к "приютам нищеты". С ними были связаны тяжёлые годы трудной молодости поэта.  Некрасов приехал в Петербург из ярославской глуши в июле 1838 года, окрылённый радужными надеждами учиться в Университете. Но отец, мечтавший о военной карьере для сына, узнав о его стремлении поступить в Университет, лишил сына материальной помощи. Он оказался в чужом для него городе один, без родных, без средств к существованию.
                Я отроком покинул отчий дом.
                (За славой я в столицу торопился)
                В шестнадцать лет я жил своим трудом
                И между тем урывками учился.
 На себе самом испытал холод, голод, бездомную жизнь петербургского бедняка:жил на окраинах,ночевал в ночлежках, голодный ложился спать и удивлялся потом, как не отнялась у него правая рука от вечной спешной работы.   "Господи! сколько я работал! Уму непостижимо, сколько я работал, полагаю, не преувеличу, если скажу, что в несколько лет исполнил до двухсот печатных листов журнальной работы; принялся за неё почти с первых дней прибытия в Петербург".
                Квартиры Некрасова.
 По приезде в Петербург Некрасов остановился сначала в дешёвых номерах в Ямской(ныне улица Достоевского), недалеко от Кузнечного рынка.  "Так и стал я проживать,-рассказывал позже Некрасов,- в какой-то грязной гостинице, шлифовал тротуары, да денежки спускал".    Осенью того же года 1838года в "увеселительном заведении" на Итальянской улице(ныне ул.Ракова) встретился с преподавателем Духовной академии Д.И.Успенским, который не только пообещал подготовить его к экзамену по латыни , но и пригласил к себе жить .   "Поселился у него на Охте. Подле столовой за перегородкой тёмный чулан был моей квартирой".        На Охте, которая была тогда почти деревней, Некрасов прожил недолго.
Некоторое время он жил в подвале на Васильевском острове.Н.В.Успенский передавал рассказ Некрасова:"Нанимал я квартиру на Васильевском острову,в нижнем этаже. Денег у меня не было ни копейки...Лёжа на полу на своей шинели(т.к. пришлось продать всё скудное имущество), я сделался предметом праздного любопытства уличных зевак,которые с утра до ночи толпились у моих окон. Хозяину дома это пришлось не по нраву, и он приказал закрыть окна ставнями. При свете сального огарка я решился описать одного помещика с женою...Так как хозяин отказал мне в чернилах, я соскоблил со своих сапогов ваксу, написал очерк и отнёс его в ближайшую редакцию. Это спасло меня от голодной смерти". Этот эпизод описал он в рассказе "Без вести пропавший пиита".
 В стихотворении"Убогая и нарядная", написанном в 1857году развивается та же тема.
Несчастная мать идёт на улицу великолепного Петербурга, чтобы продать себя одному из сытых, праздных, развратных хозяев жизни.
               Но не лучше ли, прежде чем бросим
               Мы в неё приговор роковой,
               Подзовём-ка её да расспросим:
               "Как дошла ты до жизни такой?"
 В конце 1838 года преподаватель Павловского кадетского корпуса офицер Г.Ф.Бенецкий, имевший небольшой частный пансион для мальчиков, предложил Некрасову вести занятия с ними по всем русским предметам и пригласил к себе жить. Некрасов с радостью согласился.
 Троицкий переулок у пяти углов, в доме Лапина №39(ныне улица Рубинштейна. Дом не сохранился).
В конце 1840-начале 1841 года поселился на третьем этаже дома на углу Невского и Владимирского проспектов(дом перестроен)
Вторую половину 1842 года Некрасов прожил в доме Шаумана на углу Стремянной улицы№16. Живя в Свечном, на Разьезжей и в Поварском переулке, Некрасов часто бывал в Александринском театре, сначала как зритель, а потом как автор ряда пьес.В 40-е годы на сцене театра ставились пьесы Некрасова, выступавшего под псевдонимом Н.Перепельский."Актёр",Материнское благословение".Несмотря на крайнюю нужду ,Некрасов никогда не писал модных тогда "исторических" пьес с монархическими тенденциями, хотя за них хорошо платили.
         Знакомство с Белинским. прод. ч.2