Моя Венеция. Гл. 3

Яна Голдовская
...В начале ноября года середины 90-х случилась у меня довольно неожиданно поездка в Италию.
Римини, Сан - Марино, Рим, Флоренция и - Венеция, на десерт.
И всё было изумительно прекрасным: и маленький княжеский анклав Сан-Марино в горах, и огромный, свободно дышащий Рим с дивными оливковыми холмами, с роскошью Ватикана - его фресками,живописью, скульптурами, его швейцарской гвардией и пр. и пр., его знаменитым фонтаном Треви, знакомым каждому,наверное, не только смотревшему фильмы Феллини, его лестницей Испании...
И дивная Флоренция с Давидом , галереей Питти и
натертым туристами до блеска носом кабанчика...

Погода была замечательной - солнечной, теплой, совсем не ноябрьской( для нас).
   
     И вот, наконец, к вечеру 5-го дня путешествия, мы в маленьком отеле в Местре.
И ранним утром следующего дня, вдруг неожиданно пасмурным, зябким, под моросящим дождём,
мы садимся в маленький катер, идущий в Венецию.
Мне не захотелось укрываться от дождя в салоне, и я уселась на корме, накинув на голову
длинный свободный ворот своего черного свитера, глядя на серые воды лагуны, робко посматривая вперед, и отчего-то страшно волнуясь...
И вдруг вдали увидела первые дома, ещё не дворцы,- большие и разноцветные, растущие из воды по обе стороны быстро сужающегося водного пространства.
Портал Гранд - канала. Портал  в сказочную, волшебную страну.
Колеблющийся в мокром воздухе и водных переливах-отражениях, постепенно проявлялся город - сон.
   
 ...И сколько не читай о Венеции, но когда впервые видишь эту ирреальную красоту миража, который оказывается реальностью, забываешь обо всём, вообще обо всём, что есть и что было..., не воспринимаешь восторженных голосов, щелканья фотоаппаратов вокруг, не замечаешь, как снимают тебя - ошарашенно-отрешенную и серьёзную -
от той степени потрясения, когда невозможно улыбаться...
Ты просто - на другой планете.

Эта планета  и есть - Венеция. Та, которая непохожа ни на один город на Земле. Та, что отдаленно напоминает детские мечты, а потому даже мне, любительнице импрессионизма, несмотря на свой очевидный импрессионизм, этот город  скорее напомнил дивные иллюстрации прекрасного художника Пивоварова к сказкам Андерсена...
И я навсегда счастлива, что впервые увидела Венецию дождливым осенним днём, когда краски её свежи, сочны, и в то же время тонки и нежны, - акварельны, и бесконечно переливчаты в отражениях, а тени глубоки и наполнены тайной...

Мосты и мостики - прямые, как "мост вздохов", высоко над водой, соединяющий два знаменитых здания-дворца -в одном суд, в другом - место заточения, а то и хуже...,
или арочные - над самой водой ,- только гондолы и маленькие моторные лодочки могут проплыть под ними, вдруг причаливая к невидимому почти порожку дома,...
и вдруг открывается старинная дверь, и оказывается, что там - живут! И тот, кто там живет, выходит из лодки и скрывается за таинственной дверью..., или выходит, будто из воды, и садится в это "такси".
И эту невероятность наблюдаешь с одного из мостиков,- удивительно изящных и так чудесно гармонирующих с узкими каналами и древними домами, что глаз не оторвать.
И с трудом верится, что всё это, вот эта сказочная жизнь на воде, - она на самом деле.
   
    Фотографии, что я снимала тогда своей "мыльницей", пожалуй, самые лучшие в моей жизни, с ними невозможно сравнить даже поздние, цифровые, - всё это лишь отпечатки, снимки, а вот того удивительного эффекта живописи, что на тех моих венецианских, нигде больше нет.
И в этом тоже - волшебство города, а может быть, и от моего какого-то придыхания от него, от той полной погруженности души в очарованность истинной красотой?...


...Первые 2-3 часа в Венеции нас водила за собой прекрасная дама средних лет, - гид.
Истинная венецианка, хотя и родом из Югославии. Она достаточно долго прожила в Венеции, чтобы представлять её с тем элегантным достоинством и даже легкой надменностью, что так и обволакивали её облик, не вызывая сомнений в её патрицианской сути. Длинное приталенное пальто на стройной фигуре, слегка расклешенные брюки, изысканная шляпа
на вьющихся каштановых волосах, - всё глубокого синего цвета,и серебристый длинный зонт - трость, на который она слегка опиралась - не при ходьбе, но во время остановок.
С нею мы обошли несколько церквей, посетили, конечно, и гробницу Святого Марка. Не очень помню, какие именно подвиги для Венецианской республики совершил Великий Марк,
но мне он очень понравился.

Ну а после обязательной программы мы обрели свободу.
Две постоянных спутницы мои тут же ринулись по магазинам, а я собиралась совершить давно задуманное, -
выпить кофе на площади Сан - Марко. Знала, что это удовольствие не из дешевых,
а потому отложила заранее 10 долларов именно на этот ритуал. И - получилось.
К этому времени дождь совсем прекратился, я выбрала столик посуше и неподалеку от оркестра, исполняющего классический репертуар под аркадой, окружающей площадь...
Выбирать было из чего, потому как, кроме меня, кофе собиралась пить тут только пара японских туристов.

И принес мне официант во фраке на серебряном подносе серебряные кофейник и молочник, и чашечку с блюдцем тонкого белоснежного фарфора, и сахар, и салфетки..., а потом, когда я насладилась сбывшейся мечтой в полной мере, он, увидев на столике мою "мыльницу", жестами предложил сделать мою фотографию, ну и сфотографировал, - и тоже славно получилось. 
На этом снимке я  уже слегка и чуть смущенно улыбаюсь.
Только догадываясь ещё, что этот сказочный город всё-таки стал моим...

А потом прибежали, нагруженные пакетами с новой обувью, мои приятельницы, перегрузили её в объемные свои сумки и кинулись снова в шопинг, договорившись о встрече со мной через час там же, на площади... И тогда я пошла в первую попавшуюся узкую улочку, что как тонкие лучи разбегаются в разные стороны от Сан-Марко, но неизменно приведут тебя разными путями к мосту Риальто. Где узкие тротуары по обе его стороны вмещают в себя и маленькие кафе, и магазинчики, и знаменитый рыбный рынок.
Часть улочек пустынны, редкие прохожие - это местные жители, не слишком приветливые к бродящим повсюду туристам. Их можно понять,- разойтись двоим на такой улочке и то  проблема, а уж для нескольких человек,- так просто по очереди...
И потому в Венеции нет машин, нет мотоциклов, да и велосипеды крайне редки, скорее в местах, более удаленных от исхоженной туристической зоны вокруг каналов...И там идет своя жизнь, - в домах и маленьких тавернах на малоизвестных жадно глазеющим местах суши...
Вот так, идя себе без плана и цели, я снова оказалась в оживленном и ярко-цветном плетении - завихрении улиц-витрин, красота которых описана неоднократно, потому что все они светятся знаменитым Венецианским( Мурановским) стеклом, перемежаясь с витринами масок,- они невероятно разнообразны и красивы эти маски( кто этого не знает?), но меня отчего-то пугают, хотя я себе в этом не признаюсь...
И все-таки я не могла удержаться и купила парочку чудесных сувениров - маленький кувшин и 2 бокала к нему из полупрозрачного пастельно - розоватого стекла, а ещё круглые серьги цвета старой бронзы с вкраплениями  сверкающих стеклянных камешков, на обратной стороне которых бронзовая  маленькая печать с мелко выбитыми подписью автора и названием города, что поселился в душе моей на всю оставшуюся жизнь.

Вот сейчас взяла их в руки, эти мои самые любимые и самые парадные серьги, пытаясь в который раз разобрать на них имя автора,- нет, не получается без лупы...         



 
( окончание следует)